Сервировка стола

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием “Сервировка стола”, с предметами сервировки и историей их появления, с правилами сервировки и поведения за столом
  2. Учить приемам складывания салфеток, сервировки стола.
  3. Развивать эстетический вкус при складывании салфеток, сервировки стола, внимательность, аккуратность.
  4. Воспитывать самостоятельность.

Оборудование:

– бумажные и льняные салфетки;
– презентация/

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы и целей урока (приложение 1).

II. Изложение нового материала

Сервировка стола – это подготовка и оформление стола приборов и посуды (слайд 3)

Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям: (слайд № 4)

  • соответствовать назначению мероприятия – завтрак, обед, ужин, фуршет и т.д., строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок;
  • отражать тематическую направленность застолья (Новый год, День рождения)
  • быть эстетичной – гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками
  • все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

Предметы сервировки стола:

1. Столовое белье (скатерть и салфетки) (слайд № 5)

Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями. Под скатерть кладут мягкую ткань, чтобы уменьшить стук посуды.

Первые упоминания о скатерти на Руси появилось в 1150 г. в “Смоленской грамоте ”. Узорчатые скатерти появились только в XII веке.

2. Столовая посуда (тарелки, чашки, креманки, соусники, селедочницы, салатники и т.д.) (слайд № 6)

Тарелка появилась в XII-XIII в.в. в Европе, до этого вместо тарелок использовали большие куски хлеба. Глубокая тарелка стала индивидуальной в XVII веке, до этого люди ели из одной большой посудины.

3. Столовые приборы (слайд № 7)

В дореволюционной России деревянная ложка была главным атрибутом деревенского стола и являлась предметом народного промысла.

Серебряная ложка на Руси впервые появилась на столе князя Владимира в Киеве в Х веке.

ВИЛКА появилась в XI веке и имела двузубый вид. Ею брали большие куски мяса. Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно: 700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.

НОЖ стал столовым прибором в ХV веке. Нож был остроконечным – нередко им ковыряли в зубах. По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять.

4.Стекло (фужеры, рюмки, бокалы, стаканы для воды и сока и т.д.) (слайд № 8)

Каждому напитку должен соответствовать свой вид стеклянной посуды.

5. Приборы для специй. Цветы (слайд № 9)

Чтобы букеты с цветами не мешали общению между людьми во время приема пищи, необходимо учитывать следующие правила:

1. Цветы ставят в центр стола;

2. Цветы не должны иметь резкий запах;

  • Цветы не должны быть высокими;
  • Цветы не должны закрывать сидящего.

При сервировке стола все его предметы выставляют в определенной последовательности.

Последовательность сервировки стола (слайды № 10-11)

1. Стол накрывают скатертью

Она может быть квадратной, прямоугольной, овальной или круглой формы, не должна касаться стула и свисать со стола не больше чем на 25– 30 см.

2. Расставляют тарелки

Тарелки ставят строго против каждого стула, на расстоянии 1,5-2 см от края стола.

При сервировке стола по случаю особых торжеств, вначале в качестве подставки ставят мелкие столовые тарелки, а на них закусочные. Затем на расстоянии 5-15 см слева от закусочных тарелок ставят пирожковые тарелки, так чтобы их центры или края находились на одном уровне.

3. Расставляют стеклянную посуду (фужеры, стаканы и т.д.), (слайд № 11)

Издавна непременным атрибутом праздничного стола являются различные напитки. Для их употребления используют стеклянную и хрустальную посуду, количество и ассортимент, которой зависит от того, какие напитки будут предложены гостям

4. Раскладывают салфетки, приборы для специй, цветы.

Льняные салфетки подбираются в сочетании со скатертью. Их кладут на закусочные или пирожковые тарелки.

Во время приема пищи гости кладут салфетки на колени. Они защищают одежду от случайных крошек и капель, а также ими можно промокнуть рот, но, ни в коем случае нельзя вытирать руки, для этого используются бумажные салфетки.

Цветы ставят в центре стола. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах. Можно оформить стол любыми цветами, в т.ч. искусственными, ветками, листьями, а также гирляндами из цветов (слайд № 11)

5. Раскладывают столовые приборы

Количество используемых приборов зависит от меню. Справа от тарелок кладут ножи и столовую ложку, слева – вилки. За тарелкой кладут десертный прибор.
Все ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Вилки зубцами вверх. Расстояние между тарелкой и приборами – 0,5 см.

Один из вариантов сервировки стола представлен сейчас на слайде (№ 12)

III. Практическая работа

Мы уже говорили, что неотъемлемой частью праздничного стола являются салфетки (слайд № 13)

Впервые они появились у древних римлян и были из махровой льняной ткани. Их повязывали вокруг шеи и вытирали ими губы и руки.

Позже салфетки появились в России, в ХVIII веке. С их помощью едоки пытались защитить кружевные жабо от попадания на них капель и крошек.

Несколько столетий назад, в XVII-XVIII веках, умение красиво складывать столовые салфетки считалось настоящим искусством. В ту пору салфетки были гораздо большего размера, чем сейчас, и при складывании им придавали самые невероятные формы (птиц, рыб и др.), стараясь тем самым поразить гостей. В наши дни приемы складывания салфеток стали намного проще. Тем не менее, в искусстве украшения стола они по-прежнему играют очень важную роль. Учащиеся, пользуясь слайдами № 14 -19, учатся складывать салфетки различными способами.

IV. Изложение нового материала (продолжение)

Чтобы праздничный обед или ужин прошли хорошо, и все гости получили удовольствие, необходимо соблюдать правила поведения за столом:   (слайд № 20):

  1. Не опаздывай, будучи приглашенным.
  2. Нужно уметь пользоваться столовыми приборами.
  3. Не ставь локти на стол.
  4. Не разговаривай с полным ртом.
  5. Не кроши хлеб в суп.

V. Закрепление изученного

Закрепление изученного материала проходит с помощью теста (Приложение № 2) и слайдов № 21 – 22.

VI. Заключительная часть

Мы сегодня на уроке познакомились с понятием “сервировка” стола, предметами и правилами сервировки, рассмотрели правила поведения за столом, научились складывать салфетки, и в заключение давайте посмотрим еще несколько примеров сервировки праздничного стола (слайды № 23 – 24).

VII. Выставление оценок