Обучение учащихся с нарушением слуха профессии "мастер обработки цифровой информации"

Разделы: Коррекционная педагогика


В современном обществе перед учреждениями начального профессионального образования стоят задачи связанные с созданием условий для обеспечения прав граждан на качественное профессиональное начальное образование.

Общество заботится о том, чтобы дети с нарушением слуха наравне со слышащими детьми могли получать профессиональную подготовку по различным специальностям.

В нашей стране создаются условия для полноценного развития детей с нарушением слуха. Поэтому Уральское профессиональное училище «РИФЕЙ» осуществляя концепцию своего развития, создает в своих стенах систему условий, гарантирующую реализацию прав детей с нарушением слуха на качественное профессиональное образование, обеспечивающее профессиональное саморазвитие и самореализацию личности, ее максимально эффективную социально – профессиональную адаптацию в обществе.

Образовательная программа «Оператор ЭВМ» для учащихся с нарушением слуха реализуется в училище «РИФЕЙ» с сентября 2002 года. В настоящее время ведется разработка рабочих программ по профессии «Мастер обработки цифровой информации» (Оператор ЭВМ) в соответствии с новым ФГОС.

Процесс производственного обучения представляет собой специально организованную деятельность мастера производственного обучения и учащихся, направленную на решение задач развития, образования и воспитания учащихся с нарушением слуха. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушением слуха предполагают наличие возможностей для овладения трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, формирования мировоззрения и нравственных качеств. Осмысление целей и задач производственного обучения, отбор содержания, выбор форм и методов, соблюдение дидактических принципов и правил помогают мастеру производственного обучения наиболее целесообразно строить процесс овладения профессией.

Обучение профессии призвано создать специальные условия для такого развития учащихся, которые позволили бы детям с нарушенным слухом адаптироваться в среде слышащих людей. Средствами, позволяющими организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием детей с нарушенным слухом, являются уроки производственного обучения. Процесс обучения нацелен на более полную коррекцию и компенсацию (и/или замещение) ограничений жизнедеятельности.

В училище «РИФЕЙ» для учащихся с нарушением слуха, производственная подготовка осуществляется с началом процесса обучения в учебном заведении. Трудовая подготовка учащихся осуществляется непосредственно в мастерской производственного обучения. Учащиеся на протяжении всего процесса обучения, путем наблюдения и копирования работы мастера усваивает определенные приемы и овладевает практическими умениями.
Имея достаточный уровень теоретических знаний, получая сведения о технологических процессах, определяющих и составляющих практическую основу профессии «Мастер обработки цифровой информации» (Оператор ЭВМ), учащийся с нарушением слуха изготовляет оригинал-макеты, подражая мастеру.

Особенности обучения учащихся с нарушением слуха связаны с тем,
что для них большое значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому изучение учебного материала на уроках производственного обучения тесно связано с визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, разработкой и внедрением систем текстового и жестового сопровождения речи мастера в реальном масштабе времени, а так же интерактивными мультимедиа презентациями.

Первоначально занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком, в дальнейшем рассматривается целесообразность объединения детей в группы.
Дидактический материал разрабатывается и подбирается персонально для каждого учащегося, исходя из рекомендаций психологов и педагогов.

На уроках производственного обучения учащиеся пользуются знаниями, приобретенными на уроках специальных дисциплин. Обучение на основной стадии является базой, на которой осуществляется специализация, учащийся, хорошо подготовленный на основной стадии, легче приобретает профессию.

В процессе производственного обучения учащиеся постепенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает потребность в пополнении своих знаний, что способствует овладению профессией. Стимулирующее воздействие на учебную деятельность ребят оказывает четкая организация труда на уроках производственного обучения и многообразие методов обучения. Контроль и проверка результатов, является обязательным компонентом процесса обучения детей с нарушением слуха и имеет место на всех этапах обучения. Чем четче, системнее и разнообразнее осуществляется контроль в разных его вариантах, тем легче и качественнее усваиваются знания и приобретаются профессиональные навыки учащихся.

Система производственного обучения устанавливает последовательность изучения учебного материала, определяет направление, в котором происходит формирование профессиональных умений.

Цель уроков производственного обучения – формирование у учащихся основ профессионального мастерства в области информационных технологий.

Уроки производственного обучения проходят в условиях ориентированности учащихся с нарушением слуха на получение профессии «Мастер обработки цифровой информации» (Оператор ЭВМ), что обуславливает повышенный интерес к изучению специальных дисциплин, и урокам производственного обучения.

На современном рынке труда существуют следующие требования к подготовке рабочего, высокой квалификации, по профессии «Мастер обработки цифровой информации» (Оператор ЭВМ) – учащийся должен быть не только знаком с устройствами ПК и принципами их работы, с назначением программного обеспечения и правилами работы в редакторах, но и умел осуществлять модернизацию, продумывать технологический процесс изготовления заказа, и из большего числа возможностей выбирать наиболее выгодные.

Во время обучения профессии «Мастер обработки цифровой информации» (Оператор ЭВМ) учащиеся учатся планировать свою деятельность, принимать решения для устранения внезапно возникающих неполадок при работе ПК, или при работе с программой, именно поэтому в период обучения учащемуся должен быть предоставлен комплекс готовых указаний-подсказок и образцов выполнения задания. Задания должны выполняться рационально за заданный промежуток времени.

В формировании профессиональных умений, особое внимание уделяется анализу точности выполнения оригинал - заказа, недостатки работы четко видны на ПК при увеличении картинки, а так же при распечатке пробного экземпляра.

Функции мастера производственного обучения:

  1. Учить учащегося соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности при работе на ПК;
  2. Учить учащегося работать на современной технике, познакомить с основными методами организации труда;
  3. Учить учащегося выполнять различные операции информацией с использованием рациональных приемов работы на ПК;
  4. Учить учащихся работать с использованием правил создания печатной продукции и работать с творческой инициативой;
  5. Учить учащихся ответственно относиться к выполнению заданий с соблюдением трудовой дисциплины.

Периоды производственного обучения

  1. Вводный период – учащиеся знакомятся с интерфейсом редактора, элементами программы.
  2. Подготовительный период – учащиеся начинают знакомиться с конкретными видами работ, изучают задания, правила их выполнения, а так же выполнение задания с использованием различных приемов контроля за качеством выполняемой работы. Они учатся выполнять стандартные операции работы в программе, осваивают правила выполнения операций в результате многократного показа и объяснений мастера и системных упражнений; вырабатываются первичные навыки выполнения
  3. Период освоения профессии - совершенствование умений работы с программным обеспечением – для этого подбираются такие работы, которые содержат как новые, только что изученные приемы, так и изученные ранее.
    На первых занятиях происходит совершенствование умений работы с элементами программы (2 операции), далее совершенствуются умения в сочетании трех и более операций. Мастер производственного обучения уделяет большое внимание показу рациональных методов работы. За период обучения в учебной мастерской у учащихся с нарушением слуха формируются навыки, которые способствуют повышению точности, скорости, самостоятельности при выполнении работы на ПК, развиваются навыки самоконтроля.
  4. Контрольно-заключительный период – на данном этапе происходит совершенствование полученных знаний и умений с использованием дополнительных возможностей изученных программ, в следствие чего, у учащихся вырабатывается самостоятельность - знания направлены на самостоятельное планирование работы, разработку последовательности действий при выполнение заказа, самостоятельный выбор программы для выполнения заказа с соблюдением требований к качеству оригинал - заказа с последующей предпечатной подготовкой, осуществлять контроль и самоконтроль, бережно обращаться с устройствами ПК.

Урок производственного обучения – это занятие в учебных мастерских, спецификой урока является формирование первоначальных профессиональных навыков, необходимых для качественной работы в условиях производства. 

В структуре урока производственного обучения важное место занимает инструктаж, который может быть вводным, текущим и заключительным.

  1. вводный инструктаж решает следующие задачи:
    • ознакомление учащихся с нарушением слуха с содержанием предстоящей работы;
    • объяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных ее частей;
    • предупреждение учащихся о возможных затруднениях, ошибках;
    • при необходимости - показ способов самоконтроля за выполнением операций
  2. текущий инструктаж проводиться по ходу выполнения учащимися с нарушением слуха практической работы. Он, как правило, является индивидуальным. Степень самостоятельности учащихся с нарушением слуха при выполнении производственного задания повышается, когда мастер по ходу текущего инструктажа комментирует работу учащихся;
  3. заключительный инструктаж - объективная оценка результатов труда в группе, оценивание результатов работы каждого учащегося, выявление учащихся-передовиков;

Эффективные способы обучения учащихся с нарушением слуха высокопроизводительным приемам и методам труда:

  1. Личный показ и пояснения мастером производственного обучения передовых приемов и способов выполнения заданий;
  2. Организация специальных упражнений для учащихся с нарушением слуха по отработке приемов и методов выполнения задания на своих рабочих местах;
  3. Организация взаимообучения, путем прикрепления учащихся освоивших приемы выполнения работ, к тем, кто их еще не освоил;
  4. Самостоятельные наблюдения учащихся за работой высококвалифицированных рабочих, специалистов (экскурсии, производственная практика);
  5. Использование производственного инструктажа по освоению новых устройств ПК, новых редакторов и новых технологий выполнения оригинал - заказа.

Текущий контроль за деятельностью учащихся осуществляется посредствам проведения практических работ; тестовых заданий, способствующих оценить степень усвоения темы. Так же неотъемлемой частью является проверка домашнего задания и формирование навыков самоконтроля на уроках производственного обучения. Одно из направлений работы – это развитие коммуникативных навыков у учащихся с нарушением слуха – работа над расширением словарного запаса. Поэтому, деятельность мастера производственного обучения направлена на создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся (развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы).

Следовательно, изменения в развитии учащихся с нарушением слуха тесно связаны с созданием новых условий для овладения трудовыми навыками, становлением личности профессионала-человека с последующей адаптацией в среду слышащих людей. Учет индивидуальных особенностей учащихся с нарушением слуха, является необходимым условием в процессе производственного обучения.

Производственная практика учащихся с нарушением слуха представляет собой заключительный этап их профессиональной подготовки, и проводиться в последние месяцы обучения. К задачам, решаемым в процессе производственной практики, относятся: социальная, психологическая и физиологическая адаптация учащихся к производственным условиям; совершенствование и конкретизация профессиональных знаний, навыков и умений; накопление опыта самостоятельной работы при выполнении сложных производственных работ.

В период производственной практики важно ставить и решать задачи формирования профессионально ценных качеств, таких, как быстрота реакции, внимание, наблюдательность, развитие глазомера.

На основании вышесказанного, следует отметить, что развитие учащихся с нарушением слуха происходит постепенно. Поскольку типы соотношений наглядных операций у детей с нарушением слуха, и их становление проходит в более поздние сроки, основной целью профессиональной деятельности является формирование профессиональных навыков по профессии «Мастер обработки цифровой информации» с использованием современных педагогических и компьютерных технологий.

Урок производственного обучения.

Изучаемый материал: «Графический редактор Adobe PhotoShop CS».

Тема урока: «Работа со слоями изображения (эффекты слоев)».

Цель урока: проверить знания учащихся по правилам работы в программе PhotoShop CS, формирование умения применять эффекты слоя для создания новых и редактирования готовых изображений.

Образовательные задачи:

  • Выявить уровень практических знаний учащихся посредствам домашнего задания с последующей взаимопроверкой;
  • формирование умения подбирать эффекты к слою для улучшения визуального восприятия изображения.

Развивающие задачи:

  • Развитие долговременной памяти во время выполнения упражнения в тетради по практике;
  • Развитие художественного вкуса посредствам применения эффектов в слоях.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание аккуратности при выполнении письменных работ;

Оборудование:

  • Графический редактор Adobe PhotoShop CS;
  • Карточки – инструкции:

Методы обучения:

  • Беседа;
  • Показ.

Ход урока

Этап Содержание время

1

Организационная часть

  1. Приветствие учащихся;
  2. Проверка посещаемости;
  3. Проверка готовности учащихся к работе.

8 минут

2

Вводный инструктаж

 

  1. Проверка домашнего задания: взаимопроверка работ, учащимся раздаются тетради однокурсников, они пишут ответы на вопросы из домашнего задания, затем возвращают тетрадь ученику – автору вопросов для проверки и выставления отметки.
  2. Беседа с учащимися о слоях изображения – актуализация знаний:
    1. Зачем при работе использовать слои изображения?
    2. Как можно скопировать часть картинки на новый слой?
    3. Где можно изменить прозрачность слоя?
    4. Какие одинаковые операции можно выполнить и в п.м. «Слой» и в служебном окне «Слои»?
    5. Чем отличается п.м. «Слой через копирование» от п.м. «Слой через обрезание»?
    6. Что нужно сделать со слоями картинки после выполнения всей работы?
  3. Сообщение темы и цели занятия.
  1. Показ возможного применения эффектов к слоям;
  2. Пояснение выполнения задания по инструкционной карте.

    Ответы на возникшие вопросы учащихся.

35 минут

3

Текущий инструктаж

Наблюдение за работой учащихся: акцент на возможных настройках диалоговых окон для создания эффекта, который оптимально подходит для данной картинки.

При необходимости – индивидуальное объяснение, повторный показ. см. Приложение 1.

77 минут

4

Заключительный инструктаж

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Обсуждение результатов.
  3. Оценивание работы

Закрепление полученных знаний на уроке производственного обучения.

  1. Совместное подведение итогов занятия мастером и учащимися;
  2. Упражнение на узнавание и запоминание видов эффектов (карточки - задания):
    1. Подписать название эффекта картинки;
    2. Дописать в список недостающий эффект:
      Рельеф, внешняя тень, атлас, перекрытие градиента…………………..
    3. Узнать и назвать эффект, который применен на картинке.
  3. Оценивание работ: учащиеся называют эффекты, которые применил ученик – автор картинки, выполненной на персональном компьютере, а затем автор картинки комментирует свою работу.
  4. Оценивание работ происходит мастером производственного обучения с учащимися с обязательным обоснованием отметки.

40 минут