Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". 4-й класс

Разделы: Преподавание литературы


Цели и задачи урока:

  • выявление взаимосвязей литературной сказки А.С.Пушкина с русской народной сказкой "Морозко" и сказкой братьев Гримм "Белоснежка";
  • обращение к идейно-художественному своеобразию пушкинской сказки;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • обучение навыкам монологической речи.

Оборудование:

  • тексты сказок:
  • А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях";
  • братья Гримм "Белоснежка";
  • русская народная сказка "Морозко";
  • таблицы для сравнительного анализа;
  • рисунки детей, иллюстрации к сказкам;
  • портрет А.С. Пушкина;
  • иллюстрации Л. Присекиной;
  • выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в чудесную сказочную страну, а путеводной звездой станут слова:

Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.

Вспомните, кто произнес эту фразу?

Дети: А.С. Пушкин.

Актуализация знаний детей.

Учитель: А.С. Пушкин говорил: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".

По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных. Вспомните, какими признаками обладает народная волшебная сказка?

Дети:

  • троекратные повторы: три сестры, три задания:;
  • место действия: подземное царство, королевство:;
  • различные превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных:;
  • фантастические персонажи: ведьма, Змей Горыныч:;
  • в трудную минуту героям помогают волшебные предметы, волшебные слова, чудесные помощники.

Учитель: Молодцы. Начать разговор о близости пушкинских сказок к сказкам народным нам поможет стихотворение В.Берестова "Михайловское":

Когда, пройдя над крутизной отвесной,
Поэт достиг вершины неизвестной,
Что на вершине этой он найдет?
То, что давным-давно нашел народ.

Обобщение полученных знаний.

Учитель:

Чем похожа сказка А.С.Пушкина на народные волшебные сказки, чем отличается от них? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к источникам, какими пользовался А.С. Пушкин, работая над сказкой.

1 ученик:

Тема моего выступления: "Источники сказок А.С.Пушкина".

А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца - селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки - все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.

А.С. Пушкин воспользовался, работая над "Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях", не только своими фольклорными записями, сборниками произведений устного народного творчества, но и сказками братьев Гримм. Давно замечено сходство сказочных сюжетов разных народов. Много таких параллелей можно было бы найти и в сказках из сборника братьев Гримм.

А.С. Пушкин один из первых понял международный характер фольклора. И он с особенным интересом останавливался на сюжетах, которые ему были известны и по русским, и по западным источникам: "Салтан", "Мертвая царевна". А.С. Пушкин разделял точку зрения братьев Гримм, считавших, что поэзия сказок ": происходит из того вечного источника, который покрывает росой всё живое:".

2 ученик:

Тема моего выступления: "Пушкин и русский народный язык".

Трудно найти человека, который бы не знал сказок А.С. Пушкина. Они входят в детский мир, навсегда остаются в нашем сознании, даже когда мы вырастаем. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Мне запомнился следующий фрагмент:

И царевна к ним сошла,
Честь хозяевам отдала,
В поясе низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась;
Что-де в гости к нам зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали; :

Богатыри поняли, кто перед ними, когда царевна заговорила! Правильная речь - вот истинное украшение!

Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.

Сопоставительный анализ русских народных сказок, зарубежных авторских сказок и сказок А.С. Пушкина.

Учитель:

Дети, давайте вспомним названия русских народных сказок, зарубежных авторских сказок и сказок А.С. Пушкина вам известных и заполним таблицу, состоящую из трёх граф.

Русские народные сказки. Зарубежные авторские сказки. Сказки А.С. Пушкина.
"Царевна-лягушка"

"Морозко"

"Василиса Прекрасная"

"Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке"

"Белоснежка"

"Золушка"

"Стоптанные башмаки"

"Сказка о рыбаке и рыбке"

"Сказка о царе Салтане:"

"Сказка о мёртвой царевне:"

"Сказка о золотом петушке"

"Сказка о попе и о работнике его Балде"

Учитель:

Попытаемся выявить черты сходства, нашедшие отражение в сказках "Морозко", "Белоснежка" и "Сказка о мертвой царевне:"?

Учитель:

Назовите героев, встречающихся во всех трёх сказках?

Дети:

Мачеха, падчерица

Учитель:

А какие события вам показались похожими?

Дети:

Падчерица изгоняется из дома, находит приют в лесу, благодаря помощникам избавляется от смерти, заканчивается сказка торжеством добра и справедливости.

Учитель:

В качестве вывода давайте заполним таблицу, исходя из двух критериев: сказочные герои и происходящие события.

"Морозко" "Белоснежка"