Ликвидация эмоциональной безграмотности

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (298 кБ)


В наше время постоянно приходится сталкиваться с проблемой обновления учебников. Конечно, многие школы просто не в состоянии уследить за новейшими стандартами, вопросами по развитию универсальных учебных действий и т.д. то в некоторых из них по 1 учебнику занимаются десять лет, а сейчас появилась мода, просто перепечатывать учебник, выкидывая лишь некоторые тексты и добавляя новые. Конечно, не все могут себе позволить следовать нововведениям, и не факт, что новое - это лучше или привычное - значит лучшее. Не скажу, что учебники сплошь встречаются отвратительные, но недостатки, конечно, есть. Я не говорю сейчас о принципах видения того или иного автора правильной последовательности введения лексического или грамматического материала, есть много хороших учебников, но недостаток заключается в том, что большую часть материала мы используем на животных, еду, вещи, больше чем на людей. Да, конечно, есть очень насыщенные темы про дружбу с множеством лексических выражений, так что дети не в состоянии запомнить и половину, семью, значение которой для учеников так и остается непонятным, ограничиваясь проектами, рассказами о своей семье, родственниках и т.п.

"Академик Владимир Собкин считает, что в школьной программе не хватает предмета "Психология". До войны он в советских школах был. Кстати, кроме него изучали еще и логику, а до перестройки - этику и психологию семейной жизни. Сейчас школьники получают массу знаний о неживой природе, кое-что о физиологии человека. А вот о переживаниях и чувствах сверстников, о мышлении, о том, как управлять собственными эмоциями, в учебниках нет ничего". [2] Конечно, существует множество книг по психологии, есть телефоны доверия, школьный психолог, но всякая новизна встречается с подозрением, и мало кто может пойти к школьному психологу и поговорить о своих проблемах; где это есть - честь им и хвала, но в моей округе, дети бояться не только поделиться собственными переживаниями, стесняются, смущаются, боятся родители будут ругать, сверстники высмеивать, да и как назвать эти эмоции они просто не знают, и я не думаю, что таких мало.

Я предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, рассчитанный на снижение эмоционального напряжения учеников, а уж потом внедрение новой лексики при наличии благоприятной почвы. Это лишь крошечная часть того, что может быть предложено для решения проблемы. Но на то наша профессия и творческая, чтобы постоянно развивать и придумывать новые способы по совершенствованию обучения. В идеале подобная интеграция учебного предмета с психологией должна строится на основе целой программы. Меня эта проблема заинтересовала прежде всего потому, что требования программы обучения иностранному языку высоки и восходят к задаткам, сформированным в раннем детстве. Но если дети не всегда могут "потянуть" эту планку и "специалистами" в области языка они могут и не стать, то быть толерантным человеком их научить нужно. О эмоциональной грамотности и пойдет дальше речь. Проблеме преодоления собственных комплексов, умению понять других и прейти на помощь близкому - чуткости и отзывчивости - посвящена моя статья. И эти качества следует развивать в сочетании с развитием логического мышления и внимания как к предметам, так и к людям. Ведь проблема отсутствия причинно-следственной связи "А что, если:?", характерной для 4-5 летнего возраста остается актуальной и для детей старшего возраста и взрослых - "вчерашних" школьников, которые недопустимо могут ответить: "А я не знал:!", "А я не думал, что:".

Каждый обеспокоенный ребенок имеет свою отличную историю, но все истории объединены одной волнующей темой, темой эмоциональной безграмотности, незнания и изоляции. Каждый день мы сталкиваемся с детьми, которые несведущи в тонкостях эмоционального языка и экспрессии и находятся под угрозой сложности и запутанности. Это в большей мере относится к мальчикам. Когда мы просим их открыться, то большинство реагируют одинаково: оборониться или отмолчаться.

Если мальчик выходит на контакт, чувствуя в этом потребность, то в это же время он ощущает призыв не открываться, и тут возникает эмоциональный барьер. И эта борьба потребности высказаться и желания самостоятельно найти выход растет. Тем не менее им мешает совсем юный возраст и неопытность. Большинство мальчиков плохо подготовлены к проблемам, встречающимся на пути становления эмоционально здорового взрослого. Конечно, биологическая роль очевидна, и природные различия мальчиков и девочек, различия в выражении эмоций усиливаются культурой воспитания, которая поддерживает экспрессию девочек и не одобряет мальчиков. Стереотипные представления о мужской стойкости отрицают наличие эмоций у мальчиков и отнимают у него шанс на полноценное развитие целого спектра эмоциональных ресурсов. Этот путь отвода мальчика от его внутреннего мира психологи называют эмоциональным дисобразованием (emotional miseducation) мальчиков. [3]

"Если мы задаем вопрос мальчику: "Какие чувства у тебя это вызвало?", очень часто он не знает, как ответить. Вместо этого он будет говорить о том, что делал и планирует сделать, чтобы решить проблему. Некоторые мальчики не знают слов для своих ощущений - "грустный" или "сердитый" или "стыдно". Большая часть работы заключается в том, чтобы помочь им понять их эмоциональную жизнь и расширять словарь эмоций".[3]

Обучение эмоциональной грамотности - это обучение способности читать, понимать и облекать в слова свои эмоции и эмоции других. Американские психологи при школьных учреждениях занимаются этой проблемой на протяжении уже нескольких лет, помогая приобретать "грамотность" посредством способности идентифицировать и называть эмоции, а затем распознавать содержание голоса и выражения лица, или языка тела; и после, понимать и анализировать ситуации и причины, повлекшие те или иные состояния. Под этим подразумевается установление связи между неудачей/потерей и грустью/печалью, разницы между разочарованием и злостью, позыва к высокомерию и самоуважением, угрозой и страхом. В своих исследованиях ученые приводят данные, что в большинстве семьях, с которыми они работают, девочки получают куда больше одобрения выражать собственные чувства и не держать их в себе в отличие от мальчиков. Всё это происходит потому, что принято считать: мужчины стремятся к большой власти и престижу в обществе, и это способствует тому, что мальчикам, чтобы добиться успеха в будущем, следует с меньшей значимостью относиться к каким-либо проблемам в детстве. Но ведь продолжительность жизни мужчин зависит напрямую от их психоэмоционального состояния в первую очередь.

Иностранные психологи призывают родителей и педагогов больше обращать внимания на внутренний мир мальчиков, повышая собственную эмоциональную грамотность, чтобы помочь преодолеть им трудности и поддержать их в потребности выражать собственные эмоции.

Конечно, никто не призывает педагогов делать из мальчиков плакс или тому подобных существ, но с чем я могу согласиться, так это с тем, что мальчики также имеют право на чувства, а научить их выражать эти чувства по-своему можем помочь мы с вами. Ведь, кто попадает под осуждение первыми, конечно, не без причин, но всё-таки? Мальчики. Кто мог повредить мебель в классе - мальчики, кто обижает девочек - мальчики ("не умеют выражать собственные симпатии"), отсюда не удивительно, что больший процент недовольства школой и негативного отношения к ней будет среди юношей. Я не сторонник снижать дисциплину, но занятия вполне осуществимы как для девочек, так и для мальчиков (см. приложение).

Универсальные учебные действия - то, что мы должны развивать в детях, но включает ли это понятие в себя развитие духовности и нравственности, вот в чем вопрос, или развитие культуры поделками, рисунками и аппликациями этим и заканчивается?

Для своих уроков английского языка я разработала упражнения, в которые включила занятия по психологическому тренингу. За основу таких занятий я взяла программу Савченко М.Ю., Обуховой Л.А. "Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися". Эта программа предназначена в основном для классных часов, внеклассных мероприятий, но если "выкинуть" несколько занятий из учебника по предмету (вместо тупого заучивания не менее тупых фраз, типа "Сооl", "Top", "You'd be a nut to miss it" - "Клево", "Круто", "Было бы глупо не посмотреть это", что в дословном переводе: "надо было бы быть орехом, чтобы пропустить это"), и заменить их занятиями и вставками из психологического тренинга, адаптированного для уроков английского языка, я думаю это нисколько не повредит, а наоборот, только принесет пользу ученикам, а также усилит мотивацию, что хорошо видно после необычных занятий. Ведь какому разговорному английскому мы учим детей, мы их культурному русскому научить не можем, а еще обучать их неумным выражениям якобы собственного мнения "Круто", "Класс"; вопрос, где же им придется так разговаривать, ставит в тупик.

Литература

1. Савченко М. Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - 2-е изд. - М.: "5 за знания", 2007. - 256 с.

2. Старикова Е.В. Чего не знают родители: Размышления вчерашней школьницы. М.: Даниловский благовестник, 2010. - 192 с.

3. Evans, Virginia, Dooley, Jenny. Upstream Proficiency. Student's Book/ Virginia Evans, Jenny Dooley. - Express Publishing. - 2002. - 276 p.


Приложение

Путешествие на корабле "FriendShip"

Цель:

  • актуализация лексических единиц по теме "Дружба";
  • создание благоприятного эмоционального-психического фона.

Задачи:

  • отработка и закрепление новой лексики;
  • развитие речевых навыков и умений;
  • обеспечение средствами самопознания;
  • формирование навыков групповой работы (в большой группе);
  • развитие толерантности и повышение доверия;
  • формирование мотивов сотрудничества;
  • развитие навыков рефлексии.

Ход урока

Мы сегодня с вами отправимся в интересное приключение, а именно, на необитаемый остров под названием MagicLand!

А поплывем мы туда на нашем корабле, который называется FriendShip!

Нам нужна дружная команда и надежный капитан. Но для начала мы должны выяснить, какими качествами должны обладать настоящие путешественники.

(Варианты детей) Путешественник должен быть смелым, сильным, умным, отважным, благородным, готовым прийти на помощь, но и, конечно же, внимательным.

Вот некоторые качества из тех, что нам пригодятся, их мы и возьмем с собой.

(На слайде представлены английские эквиваленты вышеперечисленных прилагательных. Учитель озвучивает их, учащиеся повторяю за учителем, затем они записывают их, чтобы "не забыть в дорогу")

Давайте повторим эти качества, чтобы не забыть их по пути, они нам понадобятся не раз.

А теперь проверим, как вы готовы к путешествию и ваше внимание на экран. Хороший путешественник знает, что если не будешь "глядеть в оба", то можешь попасть в беду не только ты сам, но и твои товарищи по команде.

Мини-тест на внимательность.

1. Задание "Compare".

(Это задание занимает не более 3 минут, при желании его можно дополнить, и служит разминкой, не носит тяжелой смысловой нагруженности, лишь повторение некоторых ЛЕ).

Here comes the sun.

The birds are flying.

The balloon appeared.

The bee came to the flower.

The man put on the cap.

(После вариантов детей, учитель озвучивает слайды. Подводит итог).

Молодцы, что никто из вас и ваших друзей не окажется в беде, всегда заметит, что что-то не так.

Движемся дальше.

2. Теперь проверим у всех наличие других качеств, для этого я вам предлагаю список нехороших качеств, среди которых есть и ваши. Настоящий путешественник должен быть честен не только с командой, но и с самим собой, поэтому, чтобы не везти с собой лишний груз, мы должны избавиться от него сейчас.

Из перечисленных качеств вы должны выбрать 3 самых нехороших качества, которые вы имеете при себе и записать их, а потом озвучить - это задание поистине для смельчаков.

(После каждого такого выступления обязательно звучат аплодисменты, как атрибут благодарности человеку за откровенность и для поддержки позитивной динамики).

Спасибо! Каждый из вас проявил мужество, так как признать наличие недостатков и заявить о них - главное условие роста! [1]

(Учащиеся по очереди называют качества, которые обязательно будут повторятся, тем самым происходит отработка и закрепление новой лексики).

3. Итак, я вижу, что команда у нас собралась не промах, а это уже полпути к победе!

Теперь наша задача - выбрать капитана. И сейчас я предлагаю вам отобрать хорошие качества друг друга. Каждый из вас выбирает 1 качество для своего товарища по команде, а затем мы подсчитаем, кто наберет больше одинаковых качеств, тот и будет капитаном.

(Занимает много времени, если группа большая, то мероприятие лучше вынести на внеурочное время или когда 2 урока английского языка спарены).

4. Что ж, капитан у нас теперь есть, закрепим с вами, что мы берем в дорогу. Вы поднимаете руку, как только я называю слово с положительным значением.

5. Мы отправляемся. На пути нас ждут разные приключения - захватывающие и опасные, радостные, сложные, простые, но каждый их воспринимает по-своему.

Через какие приключения наша команда будет проходить, мы это узнаем по лицам друг друга, а для этого мы с вами потренируемся "читать" по лицу, а заодно и проверим, насколько хорошо вы сможете понять и разделить переживания друг друга.

(Задание сопоставить названия эмоций с мордашками).

6. Пока мы с вами занимались "чтением", не заметили, как добрались до острова.

Но что это? (появляется изображение бутылки с картой).

Похоже, нам понадобится смекалка и логика. А есть они у нас давайте проверим?

(Задание на выявление логической связи в цепочки слов, среди которых встречаются и вышеупомянутые слова урока)

Молодцы!

7. А вот и карта, с помощью которой мы сможем найти клад!

Что здесь мы видим? (При помощи разных значков зашифрована пословица о дружбе, тем самым являя главное сокровище человека)

Дружба или друг - лучший клад, и клад этот находится в сердце!

Но вот и пришло время возвращаться. Но что случилось с нашим кораблем! Он так повредился за время путешествий, и пока мы его не починим мы не сможем вернуться домой. А восстанавливать его мы будем, называя все те хорошие качества, которыми должны обладать настоящие друзья, т.е. мы с вами. (По мере того, как дети называют слова, корабль выстраивается - в идеале это похоже на медленно загружающуюся анимационную картинку с кораблем) И чем больше хорошего мы произнесем, тем лучше и крепче будет наш корабль! А на самом деле, корабль - это ваше "Я", чем больше хороших качеств и поступков вы и будете иметь, тем красивее и надежнее будет ваш корабль, а значит людям с вами будет приятнее и спокойней плыть!

Наше путешествие окончено! До новых приключений!

Примеры некоторых упражнений можно найти в презентации