Логопедическое занятие "Путешествие по сказкам с Бабушкой-Загадушкой"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

Коррекционно-образовательные:

  • Развитие познавательных процессов.
  • Актуализация накопленного словаря.
  • Совершенствование навыков связной речи.
  • Развитие слухоречевого восприятия, памяти и внимания.
  • Овладение простыми и сложными видами звукослогового анализа и синтеза.
  • Совершенствование навыков правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
  • Развитие умения логически мыслить и делать умозаключения.
  • Формирование навыков осознанного восприятия пространства.
  • Развитие умения пластической интерпритации музыкального произведения и овладение свободой движений.
  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи.

Воспитательные:

  • Развитие творческих способностей детей, воображения и артистизма.
  • Воспитание нравственно-эстетических чувств.
  • Формирование желания выполнять задания педагога качественно.
  • Воспитание чувства удовольствия от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: декорации, костюмы для инсценирования сказки “Муха-Цокотуха”, куклы из настольного театра “Теремок”, карточки с цифрами, “волшебная коробочка”

Ход занятия

1. Организационный момент:

Дети входят в зал под музыку, встают в круг. Проводится коммуникативная игра С. Каратаевой “Здравствуй дружок”.

2. Основная часть:

Логопед (в костюме Бабушки-Загадушки): Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. А чтобы попасть туда нам нужен какой-нибудь сказочный транспорт. А ну-ка, какой сказочный транспорт вы знаете? (ступа, печь, метла, ковер-самолет)

Логопед: Мы полетим в сказку на ковре-самолете (Исполняется песня “Сказка, сказка, приходи”, музыка и слова Е. Соколовой).

Логопед: Вот мы и попали в сказочную страну, и сейчас я проверю, много ли вы сказок читали. Я прочитаю несколько коротких отрывков из сказок, а вы угадайте, как эти сказки называются :

“…Жили-были муж да жена. Была у них дочка Машенька, да сын Ванюнка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: – “Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, братца береги…” (“Гуси-лебеди”)

“…И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе…” (“Снегурочка”)

“…Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат. Но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод…” (“Мешок яблок” В. Сутеев)

“…вдруг откуда – т.о. шакал на кобыле прискакал: “Вот вам телеграмма от Гиппопотама!” (“Айболит” К. Чуковский)

“…Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…” (“Сказка о рыбаке и рыбке” А. Пушкин)

Логопед: Молодцы, ребята, много сказок знаете. Хотите стать героями настоящей сказки? Тогда отгадайте мои загадки : “Целый день летает, всем надоедает, ночь настанет, тогда перестанет (Муха). Не зверь, не птица, нос, как спица, летит – кричит, сядет – молчит, кто его убьет свою кровь прольет (Комар). Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет (Паук)”

Логопед: Все загадки отгаданы, и вы, ребята стали героями сказки “Муха-Цокотуха”

Инсценировка первого фрагмента сказки “Муха-Цокотуха” [ см. Приложение ]/

Логопед: ребята, вам жалко Муху-Цокотуху? Хотите ей помочь? Если вы правильно выполните мои задания, то Муха спасется от паука.

Речевая игра “Придумай название”: наша Муха-Цокотуха жила в городе, где было много улиц. А названий у этих улиц не было. Давайте поможем жителям города придумать названия улиц

– На улице, где жила Муха было много дубов, назовём её…Дубовая улица

– Комар жил на улице, где было много берез, назовем её …Березовая улица

– На улице, где жили бабочки было много цветов, назовем ее … Цветочная улица.

– На улице. Где жил паук находится аптека, назовем ее …Аптечная улица

– Блошки жили на улице около реки, назовем ее… Речная улица.

Логопед: Молодцы, ребята, помогли жителям правильно назвать улицы.

Речевая игра “Собери семейку слов”: У Мухи – Цокотухи в городе было много родственников. А вы уже знаете, что бывают и слова – родственники. Как они называются? Правильно – родственные или однокоренные слова. Помогите мне собрать семейки слов, но сначала отгадайте загадки: “Весной бежит, журчит, зимой лежит, молчит (вода). Бел, да не сахар, нет ног, а идет (снег)”

Подберите однокоренные слова к словам “вода” и “снег”

Логопед: ребята, вы очень хорошо справились с моими заданиями, продолжим наше путешествие по стране сказок. Мы поедем дальше на поезде (звучит музыка Т. Суворовой “Поезд”). Вот вам билеты, надо правильно сесть в вагоны по порядку и назвать, в каком вагоне вы едете (выдаются карточки с цифрами )

Логопед: Сказочная страна большая, ехать нам долго. Чтобы было не скучно, давайте решим задачи:

– Три синички на кормушке.
Две синички на кадушке.
Мы умеем прибавлять: всех синичек будет…(пять)

– Пять ежей с лукошками.
Три ежа с гармошками.
Сколько между сосен
Ежей гуляет?... (восемь)

– Сидя около окошка пузыри пускала кошка.
Как пустила десять штук – два решили лопнуть вдруг.
Сосчитайте поскорей, осталось сколько пузырей?

– Четыре улитки гуляли по саду.
Вдыхали улитки ночную прохладу.
Гуляли улитки всю ночь до зари.
Одна потерялась – осталось их… (три)

Логопед: Мы снова попали в сказку, только герои этой сказки заколдованы. Помогите мне их расколдовать, произнесите слова правильно: КА – ГУ – ШЛЯ (лягушка), ХА – МУ (муха), ЛИ – А (лиса). ЛОВК (волк), ВЕД – МЕДЬ (медведь). Из какой сказки эти герои? (выставляются фигуры из настольного театра к сказке “Теремок”)

Логопед: Герой сказки “Теремок” тоже хотят с вами поиграть:

Задания от героев сказки “Теремок”:

“Подбери слово к схеме” – поставить фигурку героя сказки к нужной схеме слова

“Зашифруй слово” – назвать гласные звуки в словах

“Прочитай слова” – чтение слов на индивидуальных карточках.

Логопед: Умницы, ребята. А теперь давайте узнаем, чем же закончилась сказка “Муха-Цокотуха”

Инсценировка второго фрагмента сказки “Муха-Цокотуха” [ см. Приложение]

3. Организация окончания занятия:

Пальчиковая гимнастика “Драже” (музыка П. И. Чайковского “Фея драже”), скатать пальцами правой руки из полоски бумаги конфетку – драже, положить в коробочку, под волшебную музыку бумажные драже превращаются я настоящие конфеты)

4. Подведение итогов занятия

Приложение : инсценировка сказки “Муха-Цокотуха”

Фрагмент 1

Ведущий (ребенок): Муха-муха, Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Муха: Чтобы мне купить такое? Может платье голубое, может туфли, может юбку…., так, подумаю минутку. Нет, пойду я не базар и куплю там самовар. Потому что день рожденья буду нынче я справлять. Всех букашек, таракашек сладким чаем угощать.

Муха летит на базар (муз . Гаврилина)

Входят Коробейники, обходят зал:

1-ый коробейник – Ярмарка! Ярмарка! Удалая ярмарка! Только у нас! Только у нас! Самый лучший в мире квас!

2-ой коробейник: Уважаемая публика! Покупайте бублики! Бубны, ложки, балалайки, покупайте, покупайте!

Появляется Муха, рассматривает товар, останавливается у самовара: Здесь хорош любой товар, но мне нужен самовар (Покупает самовар и улетает).

Муха накрывает на стол: всё готово, стол накрыт, самовар уже кипит. Вот придут мои друзья, как рада им поверьте я!

Под музыку С. Прокофьева “Марш” идут тараканы с барабанами

1-ый: Кто шагает дружно в ряд? Тараканий наш отряд! Кто шагает дружно в ногу? Тараканам дай дорогу!

2-ой: Тра – та – та ! Тра – та – та слышен гром со двора!

3-ий: Я не девочка, не мальчик, я веселый тараканчик. Не во сне, а наяву на земле сто лет живу!

Ведущий: Пришли к Мухе тараканы, принесли ей барабаны.

Тараканы усаживаются за стол

Приходят блошки (музыка Шуберта “Музыкальный момент).

Ведущий: приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки. А сапожки не простые. В них застежки золотые.

Блошки: вот они сапожки. Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. Если дождичек пойдет, наденем калошки.

Ведущий: приходила к Мухе Бабушка – пчела, Мухе – Цокотухе меду принесла.

Пчелка исполняет песню

Ведущий: Бабочки – красавицы пришли на день рожденья. Им должно понравиться цветочное варенье.

1-ая бабочка: кто, кто будет дарить подарок?

2-ая бабочка: я посчитаю – бабка – липка сядь на травку, приколю тебе булавку. Коль булавку не найдешь. То сама искать пойдешь. Ра, два, три, четыре. Пять – выходи, тебе искать.

Все герои встают в круг и говорят хором: поздравляем, поздравляем! Счастья, радости желаем. Помогать тебе во всем слово честное даем.

Появляется Паук: сам плетет он мухам сети. А за ним плетут и дети. И сидит в углу. Молчок. Ждет добычу паучок.

Ведущий: вот какой – то старичок – паучок нашу Муху в уголок поволок.

Муха: дорогие гости помогите, паука – злодея зарубите! И поила я вас, и кормила я вас. Не покиньте меня в мои последний час.

Ведущий: но жуки – червяки разбежались По углам, по щелям затерялись.

Фрагмент 2

Ведущий: вдруг откуда – то летит маленький комарик, и в руке его горит маленький фонарик.

Комарик: где убийца? Где злодей.? Не боюсь его когтей!

Танец – сражение паука с комаром (“марш Тореадора” Бизе)

Комарик: я злодея зарубил, я тебя освободил, и теперь душа – девица на тебе хочу жениться.

По “Свадебный марш” Мендельсона все герои выходят и обходят парами зал

Все хором: Слава, слава Комару – победителю! Эй, Сороконожки, бегите по дорожке, зовите музыкантов, будем танцевать!

Все герои водят хоровод вокруг танцующей Мухи.