Открытый урок ИЗО по теме "Красота русского народного костюма". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма. Использование технологии деятельностного метода.

Ход урока

  1. Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
  2. - Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества. Девиз нашего урока: “В наш мир народною тропою”.

    Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:

    - “Встречают по одежке - провожают по уму”?

    - Да!

    - А как Вы ее понимаете?

    - Ответ.

  3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  4. - А какие сведения об одежде, костюме Вы помните? О какой одежде мы уже говорили на уроках?

    - Ответ: Сарафан, рубаха, порты, кокошник, душегрея и т.д.

    - Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”.

    - Ответ: Повседневная, праздничная, обрядная (Рис.1,2,3; Рис. 4,5,6,7; Рис.8,9,10) .

    img1_14.jpg (64762 bytes)

    Рис. 1 и 14

    img2_16.jpg (46701 bytes)

    Рис.2 и 16

    Рис. 3

    img4_13.jpg (36902 bytes)

    Рис. 4 и 13

    Рис. 5

    Рис. 6

    Рис. 7

    Рис. 8

    Рис. 9

    Рис. 10 и 24

    - А какой элемент был общим и необходимым в любо костюмном ансамбле?

    - Ответ: Рубаха.

    - А как она оформлялась?

    - Ответ: С использованием орнамента.

    - Какой орнамент использовался?

    - Ответ: Геометрический, растительный (Рис.11,12).

    Рис. 11

    Рис. 12

  5. Постановка учебной задачи.
  6. - Хорошо, я предлагаю Вам выполнить на заготовках орнамент, обозначающий плодородие и знак солнца.

    Работа с заготовками.

    - Ребята! А почему у нас получился разный орнамент? Ведь задание было у всех одинаковое .

    - Ответ: Так как не знаем, не проходили.

    - Какова наша цель?

    - Ответ: Научиться рисовать орнамент, используя знак плодородия и знак солнца.

    - Для чего нужно на костюме наносить этот или любой другой орнамент?

    - Ответ: Чтобы костюм был красивым.

    - Какова же тема нашего урока?

    - Ответ: Научиться красиво рисовать костюмы.

    - Да, тема нашего урока “Красота русского народного костюма”.

  7. Построение проекта выхода из затруднения.
  8. - Какое было задание?

    - Ответ: Нарисовать орнамент, используя символику.

    - Почему не справились?

    - Ответ: Не знаем, не умеем.

    - Где вы можете найти этот материал?

    - Ответ: В библиотеке, книгах, интернете, сообщениях, собирать материал и т.д.

    - Прежде чем приступить к работе над картинами В.Васнецов, В.Суриков, Венецианов, Аргунов и другие художники долгие часы проводили в музеях и библиотеках, изучая летописи, костюмы, быт народа.

    Показ репродукций (Рис.13-20).

    Рис.15

    Рис.17

    Рис. 18

    Рис.19

    Рис. 20

    А сейчас мы работаем со статьей “Русский народный костюм” из книги В.М.Соловьева “Русская культура”.

    Читаем статью (Приложение 1).

    - А сейчас,ребята, возьмите лист № 2 и заполните таблицу самостоятельно (Приложение 2).

    - Заполняем таблицу.

    А теперь, внимание на экран: проверяем таблицу, озвучиваем (Приложение 2).

    Моё сообщение о костюме:

    “ Одежда не столь уж далеких предков служила не только для защиты от холода. Она была признана сберечь человека от злых сил и дурного глаза, а праздничная одежда, кроме того, являлась посредником человека с высшими силами. Поэтому и вкладывали мастерицы в свою работу умение, талант и душу, чудесным образом превращая обыденные вещи в предмет любования и гордости. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет, в язычестве - цвет божественный (Рис.21,22,23).

    Рис. 21

    Рис. 22

    Рис. 23

    Сегодня мы воспринимаем лишь эстетическую сторону отделки, любуясь ее красотой и бесконечны разнообразием. Но орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди.

    Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти.

    - Показ - демонстрация отделки на экране (Рис.24, Приложение 3).

  9. Первичное закрепление во внешней речи.
  10. Повторим: На каких местах рубахи нужно было наносить орнамент?

    Показ на доске с комментариями (Рис.24, Приложение 3).

  11. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  12. - А теперь Вы можете это сделать самостоятельно на больших бумажных заготовках рубахи.

    Учащиеся выполняют орнамент, используя знак солнца и плодородия.

    Показ лучших работ (Приложение 3). Выявление причин ошибок.

    Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д. (Рис 25,26,27,28).

    Рис. 26

    Рис. 27

    Рис.28

  13. Рефлексия.

- Так какова же тема нашего урока?

- Ответ.

- Цели?

- Ответ.

- Достигли мы цели?

- Ответ.

- Оцените деятельность класса, оцените свою деятельность на уроке:

1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.

2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.

3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.

Задание на дом: для первой группы учащихся: нарисовать праздничный костюм,

для второй и третьей группы учащихся: еще раз прочитать статью и нарисовать рубашку мужскую или женскую.