Урок литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса и козел"". 1-й класс "Планета знаний"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: знакомство с творчеством К.Д. Ушинского и сказкой "Лиса и козёл"

Формировать универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД:

  • Широкая мотивационная основа УД, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы (наглядность, ТСО, проблемные ситуации:)
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности УД (рефлексия).
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
  • Развитие эстетических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • Формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
  • Строить речевое высказывание в устной и форме.
  • Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

  • Учиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Учиться формулировать собственное мнение и позицию.
  • Учиться договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  • Учиться задавать вопросы.
  • Учиться контролировать действия партнёра.
  • Учиться использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование к уроку: презентация, конверты (1 на парту) с иллюстрациями, учебник Э.Э.Кац "Литературное чтение 1 класс" программа "Планета Знаний", игрушка Домовичок, сундучок.

Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. ТСО.
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку, приветствие гостей. Приветствуют гостей.  
Эмоциональный, психологический настрой на урок Представьте красивое летнее утро. Ярко светит солнце. Слышны голоса птиц. Чувствуется легкий приятный аромат цветов. И вот луч солнца коснулся ваших глаз. На лице улыбка и солнечный свет. Закрывают глаза, настраиваются на урок. Музыка для релаксации, Слайд 1

О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки:
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски:
Тихонько скрипит половица -
По комнате ходит сказка...

Слушают учителя.
  Так о чём мы сегодня будем с вами говорить? Делают вывод (о сказках). Слайд 2
  Попробуйте произнести слово "сказка" с разной интонацией.

1. Изобразите восторг, радость.

2. Произнесите это слово с грустью.

3. Изобразите удивление.

Произносят слово "сказка" с разной интонацией.  
2. Актуализация знаний, повторение пройденного. К уроку все готовы, а он у нас будет не совсем обычным. Сегодня у нас урок - путешествие. А поможет нам в этом путешествии Домовичок со своим волшебным сундучком. (учитель пробует открыть сундучок, но ничего не получается). Слушают учителя. Слайд 3
Ребята, дело в том, что с сундучком что-то случилось и он не открывается. Давайте поможем Кузе открыть сундучок. Для этого мы должны правильно назвать сказки, так как буквы в их названиях перепутались ("Лиса и рак", "Лиса и тетерев", "Конь и лиса", "Гиена и черепаха") Отгадывают названия сказок. Слайды 4 - 7
Что общего у всех этих сказок? Делают вывод (народные, о животных). Слайд 8
Молодцы, справились с заданием. Теперь попробуем сказать волшебные слова: Сундучок! Сундучок!

Позолоченный бочок! Расписная крышка!

Медная задвижка!

1, 2, 3, свой замочек отопри!

Вместе с учителем называют волшебные слова. Слайд 9
Ой, смотрите, получилось! Теперь мы с вами сможем отправиться в путешествие и узнать много нового и интересного. Приготовились! В путь! "Готовятся" к путешествию. Слайд 10
3. Постановка темы и цели урока. Кроссворд "Кто это сказал?" 1. "А я давно уж жду тебя тут" (Рак, "Лиса и рак")

2. "Эка, сколько рыбы - и не вытащишь!" (Волк, "Лисичка-сестричка и волк") 3. "Если бы всё было по-старому, тебе бы уходить не надо. А теперь тебе бояться нечего" (Тетерев, "Лиса и Тетерев") 4. "Скупости и верности не ужиться в одном доме" (Конь, "Конь и Лиса") 5. "Пожалей меня, подруга, вынеси из огня" (Черепаха, "Гиена и Черепаха") Ответ на кроссворд - АВТОР.

Разгадывают кроссворд. Слайды 11.
Определение темы урока. Кто догадался на какой мы станции и какова тема нашего урока? Называют тему урока:"Авторс-кая сказка". Слайд 12.
Понятие "Авторская сказка". Какую сказку можно назвать авторской, а какую народной? Ответы, предположения.
Выделение отличий авторской сказки от народной. Чем она отличается от народной?
Работа по учебнику. Давайте проверим себя . Откройте учебники на странице 81. Работают с учебником; читают текст "Авторская сказка".
Актуализация собственных знаний об авторской сказке. Чтобы продолжить наше путешествие, ответим на вопросы Домовичка (даны изображения сказочных героев: Кот сапогах, ослик Иа-Иа, Винни-Пух, крокодил Гена). Рассматривают изображения сказочных героев. Слайды 13, 14
Знаешь ли ты этих сказочных героев? Как называются эти сказки? Какие писатели их придумали? Каких писателей-сказочников вы знаете? Какие сказки они написали? Отвечают на вопросы Домовичка.
Вы замечательно справились! А теперь закройте учебники. Закрывают учебники.
  Посмотрите, мы прибыли на следующую станцию "В гости к автору". Слушают учителя. Слайд 15.
4. Изучение нового материала К.Д.Ушинский прожил всего 47 лет. Он был учителем всех учителей. Составителем учебников для детей "Детский мир", "Родное слово", очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась "Детский мир" и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы "первое знакомство с родиной", "Из русской истории" и другие. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу - "Родное слово". Слушают рассказ учителя о творчестве Ушинского, сопровождающийся презентацией. Слайды 16 - 18
Творчество Ушинского. Она была адресована младшим детям -6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: "Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней - то я должен направлять все мои способности!" Вот таким замечательным и интересным человеком был Константин Дмитриевич. Слушают рассказ учителя о творчестве Ушинского, сопровождающийся презентацией.
(выставка книг Ушинского) А вот и следующая станция "Любители книг" Рассматривают выставку книг. Слайд 19
Актуализация собственных знаний о творчестве писателя. Ребята, а кто из вас уже читал сказки или рассказы Ушинского? Ответы учащихся.
5. Физминутка. Молодцы! Мы с вами прибыли на следующую станцию "Физкультминутка" Выполняют физ.минутку. Слайд 20.
6. Подготовка к восприятию текста. А сейчас мы с вами прибыли на следующую станцию "Сказочная". Слушают часть сказки. Слайд 21.
Настало время познакомиться со сказкой "Лиса и козел". Сядьте удобно. Внимательно слушайте сказку. Будьте готовы отвечать на вопросы Домовичка.
7. Первичное чтение по частям (чтение сказки до слов ": здесь обоим место будет:") Кто является главными героями сказки? Как вы думаете, что сделает козёл? Ответы учащихся.
Давайте узнаем, как у автора закончилась эта сказка. Читают сказку до конца.
8. Проверка первичного восприятия текста. Понравилась ли вам сказка? Ответы учащихся.
Постановка проблемного вопроса. Чему учит эта сказка? (возникновение потребности в повторном чтение сказки) Слайд 22.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте ещё раз прочитаем сказку. Мы с вами прибыли на следующую станцию "Чтецкая"
9. Словарная разминка. Прежде чем начать чтение сказки, подготовьтесь, прочитайте слова сначала по слогам, затем целыми словами. Некоторые из них встретятся нам в тексте (хо-лод, про-хлад-ный, по-хо-ло-да-ло, хо-лод-нень-кая, де-ло, де-лать, по-де-лы-вать, пе-ре-де-лы-вать) Читают слова по слогам, целыми словами. Сравнивают значение слов. Слайд 23.
10. Повторное чтение и анализ сказки. Какие слова из сказки можно поставить как подпись под рисунком? Читают текст "по цепочке", выборочное чтение ("Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца"). Слайд 24.
В начале сказки написано: "Идёт козёл, умная голова:" Кто так думает, что у козла "умная голова": другие животные и люди или сам козёл? Отвечают на вопросы, анализируют текст.
Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле "умная голова"? Отвечают на вопросы, анализируют текст (козёл: простодушный, доверчивый)
  Почему лиса назвала козла "бородатый дурень"? Отвечают на вопросы, анализируют текст.  
Сравните лису из сказки Ушинского с лисицами из народных русских сказок
Какой совет дали бы козлу?
11. Составление картинного плана. Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Домовичок приглашает нас на следующую станцию "Художественная" Слушают учителя. Слайд 25.
На уроках развития речи мы с вами составляли и пересказывали тексты по опорным словам. А сегодня мы поработаем с опорными картинками. Как вы думаете, для чего нужны такие картинки? Восстанавливают картинный план. Слайд 26.
У вас на столах лежат конверты. Выложите из них картинки.
Восстановите правильную последовательность событий сказки.
Все ли картинки - части присутствуют? Анализируют план, отвечают на вопрос. Слайд 27.
Дорисуйте последнюю часть самостоятельно. Рисуют последнюю часть плана.
12.Рассказыв. сказки по опорным картинкам. Мы с вами приехали на станцию "Расскажи сказку". Рассказывают сказку по опорным картинкам (1-2 уч.) Слайд 28.
13. Итог урока. Наше путешествие подошло к концу. Мы приехали на станцию "Заключительная". Так чему учит нас эта сказка? Отвечают на проблемный вопрос (сказка учит не доверять именно лисам, т.е. уметь разбираться в людях). Делают вывод. Связывают с жизнью. Слайд 29.
Подведение общего итога. У Домовичка остался последний вопрос - что же интересного, познавательного, удивительного мы узнаём, попадая в мир сказок?" Отвечают на вопрос.
Рефлексия. Ребята, Домовичок приготовил для вас картинки с изображением животных, которых мы встретили в сказке. Прикрепите на доску: лиса - получилось всё отлично; козёл - только часть заданий выполнена так, как хотелось; ворона - не получилось так, как хотелось.   Слайд 30.
Оценка учителя. Результаты рефлексии. Оценка работы учащихся на уроке.  
14. Оргконец. Благодарность учащимся, гостям. Благодарят гостей за внимание. Слайд 31.
Конец урока.   Убирают рабочее место.  

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.