Внеклассное мероприятие по информатике "Путешествие по стране Криптландии". 8-й класс

Разделы: Информатика, Внеклассная работа

Класс: 8


Цель: расширение знаний учащихся в области кодирования информации, знакомство с понятиями криптографии и стеганографии

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал (Приложение 2), бумага, ручки, скрепки, презентации (Приложение 1), проекты обучающихся «Виртуальное шифровальное устройство» и «Криптография в годы войны. Энигма»

Подготовка к игре: повторить по задачнику главу 1, выучить текст песни, приготовить визитные карточки команд

Ход игры

I. Вводное слово учителя

(Звучат фанфары)

Здравствуйте, дорогие ребята. Наше мероприятие мы посвящаем Дню военного шифровальщика. Мы с вами совершим путешествие в страну Криптландию. Для этого нам необходимо купить путевку, предварительно заполнив анкету. (Слайд 1)

II. Анкета

Представление визитных карточек команд. (Слайд 2) Каждой команде выдается путевка

III. Покупка путевки

Учитель: Анкеты заполнены. Путевки в руках… Представим, что мы в аэропорту…Отправляемся в полет, с песней…(Слайд 3)

(Переход к слайду. Обе команды поют песню)

Не крутите пестрый глобус - не найдете вы на нем
Той страны, страны особой, о которой мы поем.
Наша старая планета вся изучена давно,
А страна большая эта для нас белое пятно.

Припев:

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда
Лишь с помощью знаний
Попасть мы сумеем туда.
В стране этой тайн есть немало
И время узнать их настало -
Встречай, Криптландия, нас

Что нам все будет по плечу,
Уверены заранее.
А потому сказать хотим:
Встречай, Криптландия, нас

IV. Таможня

Учитель: Самолет наш приземлился в стране Криптландии. И нас встречает Таможня.

(Переход к слайду 4. Звучит Увертюра из к\ф «Шерлок Холмс»)

1 таможенник: Как ты думаешь, эти ребята, действительно готовы к путешествию?

2 таможенник: Конечно. Как они пели! Я заслушался.

1 таможенник: Нет, этого для путешествия недостаточно. Проверим-ка, у них знания по правилам техники безопасности. А то может их и не стоит в страну пускать.

Команды выполняют компьютерный тест «Правила работы на ПК» или на карточках, по усмотрению учителя. Ответить нужно пока звучит мелодия песни «Морзянка». Если все ответы верные, команда получает красный жетон, при наличии ошибок – зеленый.

2 таможенник: Ну что ж, правила ТБ все знают на «отлично». Добро пожаловать в страну Криптландию.

V. Город Ребусов

Учитель: Наше путешествие лучше всего, наверно, продолжить на автобусе. Кто не знает, как дети и взрослые любят хитроумные задачи – кроссворды, шарады, головоломки и… ребусы? (Переход к слайду 5). Вот первый пункт нашего путешествия. Мы в городе Ребусов. Первый печатный сборник ребусов вышел во Франции в 1582 году. Составил его Э.Табуро. В нашей стране этот вид головоломки появился в 1845 г. На страницах журнала «Иллюстрация». Каждой команде поступил пакет ребусов, которые надо не только расшифровать, но и объяснить полученные слова. Ребусы можно разгадывать всем вместе или каждому по отдельности.

(В двух больших конвертах находятся одинаковые ребусы для каждой команды, ребусы крепим на магнитную доску, под ребусом записываем получившееся слово. Конкурс прекращается когда одна из команд отгадает все ребусы. Слайды 6-8)

VI. Город Анаграммск

Учитель: Продолжаем наше путешествие. Мы в городе Анаграммске. (Слайд 9) Что такое анаграмма?

Анаграммы – это такие слова (имена существительные), которые состоят из одних и тех же букв. Например, весна-навес, масло-смола, мошкара-ромашка.

Ох, нелегкую задачу
Предстоит сейчас решать,
Вам придется потрудиться,
Слово новое создать.

Вам необходимо совершить живые перестановки. Из дня недели получить термин информатики.

(Каждой команде прикрепляется на грудь лист с одной из букв. Команды, перестраиваясь, должны получить 2 слова (Слайд 10))

Рисунок 1

Рисунок 2

А вот еще разновидность анаграммы. (Слайд 11-12) Каждая команда получает карточки, на которых из двух слагаемых слов вы должны получить одно. Например: на карточке написано «том + вата», должно получиться слово, обозначающее некоторое устройство. Путем перестановки букв получается слово «автомат».

Но есть и другой способ сокрытия информации, стеганография его рассматривает (Слайд 13). (Про стеганографию рассказывает один из учеников, представляя свою научную работу. Разрешение на публикацию не дано)

VII. Город Шифроград

Учитель: А вот еще один город. (Слайд 14). Здесь есть музей шифровальной техники, но войти туда можно только выполнив задания (Слайд 15-20)

Музей шифровальных устройств (Приложение 1)

Вот мы и в музее,
Осмотрим все экспонаты ряд к ряду
Изучать шифровальные устройства
Будем в хронологическом порядке.

Мастерская

Изготовим Линейку Сен-Сира и зашифруем слово «Информатика»

Зал игровых автоматов

(Слайд 23) Попробуем зашифровать сообщение с помощью Виртуального шифровального устройства, созданного нашим выпускником Речитским Андреем. (см. раздел Источники информации, там указана ссылка)

VIII. Как стать криптографом

Учитель: Интерес к Криптографии растет, в 2007 году проходил конкурс «Верченко-100», в котором учащийся нашей школы Приходько Илья признан победителем в номинации «История криптографии». Я предлагаю посмотреть созданный им в Movie Maker фильм и, может быть, вы захотите в будущем участвовать в подобных конкурсах. (см раздел Источники информации, там указана ссылка)

Рисунок 3

Существует закон о защите информации. Специалистов по защите информации - шифровальщиков готовят во многих военных учебных заведениях, в институте криптографии, информатики и связи Академии ФСБ РФ.

IX. Заключение

Учитель: Подошло к концу наше путешествие по стране «Криптландия». И на память я хочу вручить вам медали с эмблемой военных шифровальщиков. (Приложение 2)

Звучит Увертюра из к\ф «Шерлок Холмс»

Источники информации

  1. Виртуальное шифровальное устройство http://portfolio.1sept.ru/work.php?id=570812
  2. Информатика в школе, №8-2006
  3. Презентация «Кодирование текстовой информации» http://mir-predmetov.narod.ru/inform.html
  4. Социальная стеганография http://www.softkey.info/news/news12929.php
  5. Стеганография http://www.russika.ru/t.php?t=3474
  6. Шпионская стеганография http://www.technicamolodezhi.ru/news/index.php?news=2134
  7. Что такое криптография http://www.rsfileencryption.com/faq2/chto-takoe-kriptografiya-59078101.html
  8. Первые криптографические машины https://inf.1sept.ru/articlef.php?ID=200700509
  9. Шифр Цезаря http://www.kriptolog.net/blog/shifr-tsezarya
  10. Видео-ролик «Криптография в годы войны. Энигма» http://internika.org/node/6670
  11. Эмблема http://www.vokrugnovostei.ru/pixs/10070329261.jpg