Интегрированное занятие "Путешествие в сказку"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщить знания детей по лексическим темам: "Посуда", "Продукты питания", "Одежда", "Электробытовые приборы";
  • уточнить и активизировать словарь по данным темам;
  • совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать антонимы, закрепить навыки словообразования;
  • совершенствовать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие и внимание, память, конструктивный праксис, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимодействия в игре и на занятии.

Оздоровительные:

  • развитие двигательной активности ребёнка, обучение его сохранению и укреплению своего психофизического здоровья путём использования психогимнастики, упражнений на дыхание, гимнастики для глаз, релаксации, упражнений, активизирующих мозговую деятельность.

Оборудование: ширма с изображением декорации кухни, магнитная доска, конверт, цветные карточки с буквами, кукла Золушка, миска, массажные шарики "Су-Джок", картина с наложенными изображениями посуды, крышки, ложки, бутылки, наполненные горохом, свистки для шумового оркестра, шапочка-Чайник, картинки с изображением продуктов, эскиз платья, клей, салфетки, тарелочки с цветными обрезками и детали платья, изображения башмачков, разрезанные на несколько частей, картинки с изображениями электробытовых приборов.

Предварительная работа:

  • плановая коррекционная работа по лексическим темам "Посуда", "Продукты питания", "Одежда", "Электробытовые приборы";
  • разучивание комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  • разучивание песен и логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением;
  • чтение сказки Ш.Перро "Золушка", беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания.

Занятие проводится в музыкальном зале.

Ход занятия

Логопед. Сегодня мы совершим путешествие в страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Но успех волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу и нашим гостям. А вот теперь можно отправляться в путешествие.

Тише, тише, тишина:
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла :фея.

Входит воспитатель: Я не фея, но знакома с ней. Она просила передать вам вот этот конверт. Посмотрим, что в нем?

Открывают конверт и читают задание: "Узнать, в какую сказку вы попадете, вам поможет радуга". В конверте разноцветные карточки с буквами. Дети должны разложить их в том же порядке, в каком расположены цвета радуги и прочитать слово "ЗОЛУШКА". Дети на ковре выкладывают название сказки.

(З - красный, О - оранжевый, Л - желтый, У - зеленый, Ш - голубой, К - синий, А - фиолетовый).

Воспитатель. Итак, в какую сказку мы отправимся?

Дети. В сказку про Золушку.

Воспитатель. В сказку мы отправимся сказочно и поможет нам в этом наш музыкальный руководитель Татьяна Михайловна. (Звучит музыка. Дети проходят к ширме. Появляется кукла Золушка).

Золушка. Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я и так за весь вечер ни разу не присела.

Логопед. Знаем, знаем мы твою мачеху, и знаем, какая ты, Золушка.

Дидактическая игра "Скажи наоборот".

Логопед. Мачеха злая, а Золушка :

Дети. Добрая.

Мачеха ленивая, а Золушка трудолюбивая.

Мачеха грубая, а Золушка вежливая.

Мачеха рассеянная, а Золушка внимательная.

Золушка. Спасибо за ласковые слова.

Логопед. А как ты, Золушка, трудишься, что ты делаешь?

Золушка. Я буду говорить, что умею делать, а вы мне помогайте.

Игра "Добавь словечко"

Золушка. Я готовлю :

Дети. :обед.

  • Я стираю : (белье).
  • Я глажу : (рубашки, платья).
  • Я шью : (одежду).
  • Я штопаю : (носки).
  • Я поливаю : (огород).
  • Я колю : (дрова).
  • Я мою : (полы).

Логопед. А чем сейчас мы можем тебе помочь?

Золушка. Надо напилить дров для печи.

Физкультурная пауза. Развитие общей моторики с речевым сопровождением.

(Дети встают в пары, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров).

Пили, пила, пили дрова,
На печечку, на банечку,
На теплую лежаночку.

Золушка. Спасибо, ребята! Помогите мне теперь на кухне навести порядок.

Логопед.

Возьмем веники мы дружно (метем пол)
Золушке помочь нам нужно.
Мы подтянемся немножко, (руки вверх)
Вытрем пыль всю у окошка. (движения руками вправо-влево)
Подметем и тут и там (повороты туловища вправо-влево)
Не забудем про чулан.

Логопед. А теперь сдуем паутину со всех углов.

Дыхательная гимнастика.

Мы подуем высоко, (Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют).
Мы подуем низко, (Наклоняются вперед и дуют)
Мы подуем далеко, (Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют)
Мы подуем близко. (Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки).

Логопед. Молодцы! Давайте проверим, везде у нас теперь чистота?

Гимнастика для глаз.

Смотрим вверх-вниз (три раза), вправо-влево (три раза). Обводим глазами три круга по часовой стрелке и три круга против часовой стрелке.

Логопед. А теперь нам нужно подготовить тесто для пирога. Будем "месить" тесто и фантазировать, с какой начинкой будет пирог.

Массаж ладоней и пальцев рук с помощью массажеров "Су-Джок".

Нам нужно для Золушки выпечь пирог! круговые движения по часовой стрелке.
Какая начинка в нем будет? Творог! круговые движения по против часовой стрелки.
Он будет куриный! Он будет мясной! катаем массажеры вдоль ладоней.
А может быть мы испечем с ветчиной? катаем массажеры поперек ладоней.
Добавим мы ягод и мармелада! перекатываем массажер пальцами правой руки.
Начинке такой будет Золушка рада! перекатываем массажер пальцами левой руки.

Логопед. Пока "тесто подходит", мы можем приступить к выполнению следующей работы.

На столе - посуда горкой
Под столом - с водою таз
Генеральная уборка
Начинается у нас.

Игра "Отгадай, какая посуда спряталась на картинке".

Логопед. Ребята, на кухне накопилось очень много грязной посуды. Давайте поможем Золушке её вымыть. Назовите посуду, которую вы вымоете (Дети называют предметы, "наложенные" друг на друга: Я вымою кастрюлю, ковш, половник, кухонный чайник, заварочный чайник, чашку, нож, вилку, чайную ложку, столовую ложку, глубокую тарелку, терку).

Золушка. Ой, как здорово! Как весело и дружно вы работаете!

Музыкальная пауза "Веселая кухня" (шумовой оркестр)

Веселая кухня
У наших ребят,
Веселые крышки
В оркестре звенят.

Веселая кухня
У наших ребят,
И ложки на кухне
В оркестре звенят.

Веселая кухня
У наших ребят,
Бутылки на кухне
В оркестре звенят.

Веселая кухня
У наших ребят,
И Золушке дружно
Помочь все хотят!

Логопед.

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.

Золушка.

Вижу, радуются блюдца
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
В пляс пошла сковорода
Пляшут миски, пляшет пол,
Скачет в печке мой котел!
И даже медный чайник-ворчун рад!

Логопед. Покажите, как ворчит пузатый "чайник-ворчун". Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.

Музыкальная пауза "Пузатый чайник"

Пузатый чайник я люблю, (пых-пых!)
Он жарким делом занят,
Свистит он песенку свою
И крышкой барабанит.

Пузатый чайник знаменит (да-да!)
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.

Золушка. Мачеха приказала мне приготовить много разных блюд. Продукты я купила, а приготовить из них еще ничего не успела.

Игра "Поможем Золушке приготовить обед!" (Детям раздаются картинки с изображением продуктов).

Логопед. Кстати, тесто, которое мы так старательно вымешивали, - подошло! У меня есть тесто, фруктовое варенье, вишни. Я испеку румяный пирог. А вы что приготовите из своих продуктов?

Дети:

У нас есть капуста, свекла, картофель, морковь, соль. Мы сварим вкусный борщ.

У нас есть картофель, молоко, масло, соль. Мы приготовим картофельное пюре.

У нас есть мясной фарш, лук, соль, подсолнечное масло. Мы приготовим мясные котлеты.

У нас есть помидор, огурец, лук, соль, сметана. Мы приготовим овощной салат.

Логопед. Ужин приготовили, теперь можем накрывать на стол и разложить оставшиеся продукты.

Упражнение "Разложи продукты на место"

Логопед. Куда можно положить или налить эти продукты?

  • Сахар - в ... (сахарницу).
  • Соус - в ... (соусник).
  • Салат - в ... (салатницу),
  • Суп - в ... (супницу),
  • Сухари - в ... (сухарницу),
  • Сок - в ... (стакан).
  • Масло - в... (масленку)
  • Хлеб - в : (хлебницу)

Золушка. Спасибо, ребята, так много дел вы помогли сделать!

Логопед. А ведь если бы у Золушки были домашние помощники, ей было бы гораздо легче справляться с домашними делами. Какие это помощники?

Дети. Это электробытовые приборы!

Логопед. Давайте ей их подарим!

Дети. Я хочу подарить Золушке стиральную машину, чтобы ей было легче стирать белье.

Я хочу подарить Золушке плиту, чтобы ей было легче готовить обед.

Я хочу подарить Золушке пылесос, чтобы ей было легче убирать дом.

Я хочу подарить Золушке швейную машинку, чтобы ей было легче шить одежду.

Я хочу подарить Золушке холодильник, чтобы она могла хранить продукты.

Я хочу подарить Золушке утюг, чтобы ей было легче гладить белье.

Я хочу подарить Золушке электрическую лампу, чтобы ей было светло.

Логопед. Все убрали, навели порядок, приготовили ужин, на стол накрыли. Теперь ты, Золушка, можешь отправляться на бал.

Золушка. Мне не в чем отправиться на бал:Сестрам и мачехе я платья сшила, а вот себе - нет.

Логопед. Остались кусочки ткани. Давайте посмотрим, может быть, у нас получится подарить Золушке платье для бала. (Дети вместе с воспитателем среди обрезков находят детали платья и наклеивают их на нарисованный простым карандашом эскиз платья).

Логопед с двумя детьми в это время готовят для Золушки сюрприз - хрустальные башмачки (собирает разрезные картинки с двумя самыми слабыми детьми).

Логопед. Старое платье Золушки превратилось в прекрасный бальный наряд, а деревянные башмаки - в хрустальные туфельки! Теперь наша Золушка готова ехать на бал. Пожелаем ей счастливого пути.

Под музыку дети прощаются с Золушкой и выходят из музыкального зала.

Список литературы.

  1. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. "Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя". "Союз", С.-Пб., 1999 г.
  2. Беляева Элина Станиславовна. Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "В гостях у Золушки. Дифференциация звуков [л], [л'] и [р], [р']. Буквы Л и Р". Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
  3. "Музыкальная палитра" № 1/ 2005 г. стр. 9. "Веселый чайник".
  4. "Музыкальная палитра" № 2/ 2011 г. стр. 30. "Веселая кухня".