Рабочая программа по физической культуре в 10–11-х классах на 2011–2012 учебный год

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка 10–11-е классы.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

  • Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
  • Содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам.
  • Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
  • Дальнейшее развитие координационных и кондиционных (скоростно – силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей.
  • Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии.
  • Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.
  • Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.

Настоящая: программа по предмету физическая культура составлена на основе “Комплексной программы физического воспитания учащихся l–11-х классов”, авторы: Лях В.И., Л.А.Зданевич Министерства образования и науки РФ 2011 года. Журналов “Физическая культура. Рабочие программы. М.Я.Виленского, В.И. Ляха . : Просвещение, 2011. – 104с – ISBN 978 – 5 – 09 – 021674 – 6. “Книг учителя физкультуры”. Издательство “Физкультура 1–11 классы : развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана – 2008 год.

Нормативная база взята из программы “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве 1–11 классов” Москва 1998 год.

Годовой комплексный план физического воспитания учащихся 5–11 классов, Москва 1988 год.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляется по учебным пособиям.

Учебники:

  1. Н.Г. Озолин – легкая атлетика.
  2. В. Ломай – бег, прыжки, метание.
  3. Е.А.Малков – подружись с “королевой спорта”.
  4. В.В. Осинцев – лыжная подготовка в школе.
  5. Ю.В. Буйлин – мини-баскетбол в школе.
  6. С. Башкин – уроки по баскетболу.
  7. Г. Пинколстер – “Энциклопедия баскетбольных упражнений”.
  8. А.Н. Мартыновский – “Спортивная гимнастика”.
  9. А.Т. Брыкина – гимнастика.
  10. Ю.В.Л. Голомазов – волейбол в школе.
  11. А.А, Рыбкин, А.Н. Евтушенко – гандбол.
  12. Хоккей. Правила соревнований. –М : Терра-Спорт, 2003 г.
  13. В.И.Лях, А.А.Зданевич М: Просвещение 2009 г.

Программа составлена с учетом условий работы школы, контингента учащихся, материально-технической базы. В старших классах более отчетливо, чем в среднем возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов занятий. В этом возрасте идет интенсификация обучения по пути усиления тренировочной направленности уроков. Дифференцированный индивидуальный подход важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в физическом развитии. При организации занятий с юношами предусмотрены занятия при максимальных волевых и физических нагрузках.

Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету “Физическая культура”. Вариативная часть включает в себя программный материал по хоккею ,

“Русской лапте”, конькам, атлетической и оздоровительной гимнастики. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Уроки гимнастики планируется проводить фронтальным способом (при проведении строевых, общеразвивающих и сложных акробатических упражнений), групповым способом, поточным способом (опорные прыжки), а так же , за счет увеличения уроков на 1 час, появилась возможность заниматься с детьми оздоровительной гимнастикой (профилактика исправления сколиоза и плоскостопия).

№№

п/п

Вид программного материала Количество часов (уроков)
Класс
X (юноши) XI (юноши)
1. Базовая часть: 89 89
1.1 Основы знаний о физической культуре 4 4
1.2. Легкая атлетика 17 17
1.3. Кроссовая подготовка 8 8
1.4. Волейбол 9 9
1.5. Футбол 7 7
1.6 Баскетбол 8 8
1.7 Гандбол 9 9
1.8 Гимнастика 14 14
1.9 Лыжная подготовка 13 13
2. Вариативная часть: 16 16
2.1 Русская лапта 3 3
2.2 Атлетическая и оздоровительная гимнастики 6 6
2.3 Хоккей на льду, коньки 7 7
3. Итого: 105 105

Требования к уровню знаний учащихся по физической культуре, оканчивающих среднюю школу.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Объяснить:

  • Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.
  • Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

  • Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями.
  • Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий, особенности планирования индивидуальных занятий различной направленности и контроля их эффективности.
  • Особенности обучения и самообучения двигательным действиям.

Соблюдать правила:

  • Личной гигиены и закаливания.
  • Организация и проведение самостоятельного и самодеятельного форм занятий физическими упражнениями и спортом.
  • Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.
  • Профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.

Проводить:

  • Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленности.
  • Приемы страховки и самостраховки во время занятий.
  • Приемы массажа и самомассажа.
  • Занятия физической культуры и спортивные соревнования с учащимися младших классов.
  • Судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

  • Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.
  • Планы-конспекты индивидуальных занятий.

Определять:

  • Уровни индивидуального физического развития.
  • Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма.
  • Дозировка физической нагрузки

Демонстрировать:

  • Двигательные умения, навыки, способности:
  • Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.
  • В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки.
  • Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с полного разбега.

В гимнастических и акробатических упражнениях:

  • Выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115–125 см. (юноши).
  • Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.
  • Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см., стойку на руках, переворот блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных элементов (девушки).

В спортивных играх:

  • Демонстрировать и применять основные технико-тактические действия в одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность:

  • Соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл.1)

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Использовать различные виды физических упражнений в целях самосовершенствования.
  • Организации досуга и здорового образа жизни.
  • Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.

Способы спортивной деятельности:

  • Участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:

  • Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.
  • Критически оценивать собственные достижения
  • Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности.

Критерии оценок успеваемости учащихся на уроках по физической культуре.

Оценочные нормативы по физической культуре разработаны в соответствии с нормативными требованиями программы “Физическая культура для учащихся 1–11-х классов” Москва. Просвещение 1996 г.

При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями:

Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.

Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.

Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряженно (или вяло), недостаточно уверенно), допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.

Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).

Отметка “1”: отказ обучающего выполнить двигательное действие без уважительной причины или он совсем не смог выполнить упражнение.

Контроль за физической подготовкой учащихся проводится два раза в учебный год по всем тестам (осенью и весной) и три раза по тем упражнениям, которые можно провести в зале (в сентябре, в конце декабря и в мае). Ведется карта учета динамики прироста показателей развития физических качеств учащихся (таблица  № 1).

Учащимся, имеющим хороший и отличный уровень физического развития, рекомендуются занятия в спортивных секциях школы, ДЮСШ и другие формы занятий. Учащимся, имеющим средний и низкий уровень физического развития, даются задания на развитие определенных двигательных навыков, рекомендуются самостоятельные занятия.

Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.

Актуальность программы.

Настоящая программа включает в себя содержание всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет обучения. Третий час направлен на увеличение двигательной активности учащихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.

Приложение.