Археология как наука

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с археологией – исторической дисциплиной, с ее терминами, с известными археологами; показать на практике труд археологов и огромное значение их работы.
  • познакомить с историей Ленинградского шоссе;
  • пробудить чувство гордости за свой край.

НАЧАЛО

– Что такое история? История занимается изучением человека, его деятельности, состояния обществаю.

– Какие исторические события вы знаете?

– Как люди узнают о прошлом?

Да, вы правы. Существует множество способов знакомства с прошлым. Есть целая историческая дисциплина – АРХЕОЛОГИЯ. А люди, которые занимаются этой наукой называются АРХЕОЛОГАМИ.

Археология в переводе с латинского языка обозначает ДРЕВНЕЕ УЧЕНИЕ ( Архиус – древний, логос – слово, учение)

Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие, в ходе которого мы с вами познакомимся с профессией археолога и наукой археологией.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайды №1-4. Мы с вами оказались на улицах древнеримского города Помпеи. Раннее утро. В городе не так много людей. Все заняты своими делами. Ничто не предвещает беду. Пройдет немного времени и заговорит вулкан Везувий. Начнется его извержение, которое продлится около суток. Столбы пепла закрыли солнце, люди в ужасе ждут своего смертного часа. Город был полностью засыпан многометровым слоем пепла и гари. Почти все жители погибли, чудом остались в живых лишь те, кто ранее уехал или ушел из города.

Слайды №5-6. Более 15 веков никто не пытался раскопать этот город. В 1658 году французские и английские ученые начали раскопки. Они обнаружили под 3-хметровым слоем пепла совсем не разрушенный город, останки людей.

Слайды №7-8. В течение 300 лет велись раскопки этого города. Сейчас он почти полностью восстановлен в том виде, в котором его видели жители более 2000 лет назад. Музей под открытым небом. Находится под охраной ЮНЕСКО.

Слайд №9. этого Человека зовут Генрих Шлиман. Интересный человек, который не имел специального исторического образования, всю свою жизнь посвятил осуществлению своей юношеской мечте – отыскать Трою – древнегреческий город.

В детстве Генрих Шлиман прочитал поэму Гомера – древнегреческого ученого и поэта “Илиада”, из которой он узнал о красивейшем городе Трое, разрушенном во время одной их войн.

Ему захотелось найти Трою. И Генрих Шлиман отправился в экспедицию в то место, где должна была находится Троя. В течение нескольких лет его попытки были безуспешны. Но потом удача улыбнулась ему, и им был найден клад одного из троянских царей. Клад состоял из 8833 предметов, среди которых — уникальные кубки из золота и электра, сосуды, домашняя медная и бронзовая утварь, две золотые диадемы, серебряные флаконы, бусины, цепи, пуговицы, застежки, обломки кинжалов, девять боевых топоров из меди. Эти предметы спеклись в аккуратный куб, из чего Шлиман заключил, что когда-то они были плотно уложены в деревянный ларь, который полностью истлел за прошедшие столетия.

Раскопки на территории Трои продолжаются по сей день. Ученые узнают и открывают миру новые интересные подробности жизни древнего города.

Работа с краеведческим материалом

Наверное, вы уже поняли, какой вклад вносят ученые – археологи в возвращение людям тех источников, которые, казалось, утеряны навсегда

А ВАМ НЕ ХОЧЕТСЯ ХОТЯ БЫ НА МИНУТУ СТАТЬ АРХЕОЛОГАМИ?

Несколько лет тому назад был проведен ремонт Ленинградского шоссе. Рабочие меняли его покрытие. И вот посмотрите, что было ими обнаружено

(На столе выложены находки: старинные монеты, женские украшения, стреляная гильза, булыжники различного размера).

Давайте попробуем по этим предметам восстановить историю строительства Ленинградского шоссе. Ведь очень важно не только найти предметы, но и проанализировать свои находки. Итак, начнем.

Ребята высказывают свои предположения о том или ином предмете; о том, каким образом он мог оказаться на территории “раскопа”.

Учитель подводит итог услышанным рассказам.

Когда-то по территории нашего района пролегал древний гостинец – большой проезжий тракт, который исстари проторили иноземные купцы (гости) да царские гонцы. Тянулся тракт от торгового вольного Великого Новгорода к великокняжеской Москве.

В 17 веке тракт соединил новую столицу со старой и стал именоваться Санкт-Петербургским трактом. По нему ездили особы императорского дома. Вдоль дороги было построено несколько путевых дворцов для отдыха. Пнровый из них находился в Черной Грязи, а второй в селе Гомзино. В 1825 году Санкт-Петербургский тракт уже назывался шоссе.

В годы Великой Отечественной войны Ленинградское шоссе имело стратегическое значение и для немецко-фашистских войск и для советских. Здесь шли ожесточенные бои. О них свидетельствуют братские могилы, расположенные по обеим сторонам шоссе. На 41-ом километре был остановлен враг. До Москвы оставалось всего 20 с небольшим километров.

Сегодня мы с вами познакомились с исторической дисциплиной – археологией и узнали о людях, которые занимаются возвращением и восстановлением страниц истории.

Спасибо за внимание!

За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору