Реализация современных образовательных технологий и ИКТ в преподавании географии

Разделы: География


Сегодня все более очевидно, что образовательное пространство – это сфера, в которой создаются условия для творческого развития личности, самореализации и самопознания, умения выработать стиль жизни и деятельности в информационном обществе.

В условиях реформирования всех сфер нашего общества, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к профессиональной компетентности. Большое значение отводится таким качествам учителя, как способности осваивать современные образовательные технологии, новые концепции предмета.

Создание системы обучения, обеспечивающей образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его возможностями, интересами, способностями – одна из задач, стоящих перед сегодняшней школой России. Моя работа направлена прежде всего, как и любого учителя-предметника на подготовку учащихся к ЕГЭ по своему предмету. Поэтому стараюсь использовать те технологии, методы и формы обучения, которые максимально основной материал базового уровня могли усваивать на уроке. Много внимания в настоящее время уделяется технологиям развивающего обучения.

Использование современных образовательных технологий обучения, соответствующих основным целям современной школы, являются для меня одной из главных задач в обучении учащихся.

Целью работы над темой считаю:

обеспечение развития и саморазвития потенциальных возможностей личности школьника, исходя из его творческих познавательных способностей.

В процессе овладения педагогическими технологиями по использованию современных образовательных технологий поставила ряд задач:

  1. Обеспечить построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности образовательного процесса.
  2. Создавать условия креативного развития личности для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности учащихся, формулировать познавательную активность школьников.
  3. Применять на учебном занятии дидактический материал, позволяющий ученику делать выбор наиболее значимых для него видов и форм содержания обучения.
  4. Создавать ситуации успеха каждому ученику на уроке, позволяющие ему проявлять самостоятельность, интерес, изобразительность в способах учебной работы, использовании эффекта удивления.
  5. Анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы, побуждающие ученика к сознанию им не только результата, но и процесса самой работы.
  6. Использовать нетрадиционные формы, групповые и индивидуальные занятия в целях активизации познавательной деятельности детей, раскрытия их творческих способностей.

В своей работе применяю следующие педагогические технологии:

  • технологии модульного обучения (П.И.Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов);
  • технологии групповой деятельности (И.Б. Первина);
  • технологию подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям (Ю.А. Первина, А.П. Ершова, В.П.Беспалько);
  • технологию современного проектного обучения (С.Т. Шацкий).
  • Технологию применения средств ИКТ в предметном обучении (Ю.А. Первина, А.П.Ершова, А.П.Беспалько).
  • Все эти образовательные технологии позволяют разнообразить учебно-воспитательный процесс и повысить уровень мотивации и качество знаний на уроках географии.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Теория обучения подробно изложена в научных трудах Т.И. Шамовой, П.Ю. Цявичене, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, М.А.Чошанова.

Цель технологии – создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и саморазвития индивидуальных способностей каждого школьника. “Модуль – логически выделенная в учебной информатизации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения.” (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов).

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью или с определенной долей помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Каждый модуль представляет собой блок взаимосвязанных заданий. Модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Модульное обучение имеет ряд преимуществ. Во-первых, содержание обучения предоставляется в законченных самостоятельных комплексах. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указания на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Кроме этого каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональных действовать, где найти нужный материал и т.д. Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Она осуществляется через модули. В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

В-четвертых, наличие модулей на печатной основе позволяет мне индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Для того чтобы работать по модульному обучению, необходимо составить модульный алгоритм действий всего урока. При подготовке к модульному уроку необходимо:

  • четко обозначить цель и задачи модуля;
  • разбить учебный материал на отдельные УЭ;
  • определить цель и задачи каждого модуля и прогнозируемые результаты обучения;
  • подобрать при составление модуля соответствующий УЭ фактический материал;
  • определить способы учебной деятельности школьников;
  • выбрать оптимальные формы и методы преподавания и контроля.

Успешность использования модулей во многом зависит от качественного содержания в них учебных элементов (УЭ), с которыми ученик работает на уроке. На уроках географии УЭ могут быть различных типов: текстовый, картографический, табличный, словесный, иллюстрированный, компьютерный, ауди-видео, смешанный.

Текстовый учебный элемент как носитель учебной информации используется наиболее часто. Обычно такие УЭ содержат указания: прочитай, выдели главное, составь конспект, пользуясь текстом, составь таблицу и т.д.

Табличный учебный элемент служит наиболее удобной формой размещения информации, работая с такими учебными элементами, учащийся получает установки: определи, сравни, опиши.

Модульное обучение нацеливает на систематическую работу с учебником географии на разных этапах урока: в ходе проверки знаний и умений учащихся, при изучении нового материала, так же широко используется работа учащихся в системе с атласом, контурными картами, наглядными средствами обучения, ТСО.

Осуществляется индивидуализация контроля, самоконтроля, взаимного контроля, коррекции, консультирования.

Самоконтроль осуществляется самим учеником: он сравнивает полученные результаты с эталоном и самостоятельно оценивает уровень выполнения своего задания. Взаимный контроль возможен тогда, когда ученик проверил выполнение своего задания и исправил ошибки, после он может проверить выполнение задания у другого ученика. Контроль учителя осуществляется постоянно, конечно, обязательны входной и выходной контроль, формы контрольных различий: Ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться, а это способствует мотивации учения. При модульной технологии могут использоваться другие технологии, например, КСО, ИКТ. Использование модульного обучения даёт мне возможность перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования.

На всех этапах выступаю как организатор учебно-воспитательного процесса, а ученики проводят самостоятельное исследование поставленной проблемы, разрешение которой приводит к формированию новых знаний, умений, навыков.

Сочетаю традиционную систему обучения с модульной. В модульную систему обучения хорошо вписывается вся система методов и форм обучения учащихся: индивидуальная самостоятельная работа ученика, в парах, в группах. Использование в преподавании географии мною технологии модульного обучения позволяет повысить результативность обучения, формировать умения и навыки самообразования, уменьшить перегрузку учащихся.

Мною разработаны модульные уроки, отдельные темы курсов в 7, 8, 10, 11 классах.

В 2008/2009 учебном году принимала участие во Всероссийском открытом конкурсе “Педагогические инновации – 2009 г.”, где была награждена дипломом Лауреата I степени за работу: “Методические разработки модульных уроков в 9 классе по экономической географии. Раздел “География Краснодарского края. Экономика”.

В практике своей педагогической деятельности применяю групповые технологии.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

И.Б. Первин выделяет пять уровней групповой учебно-познавательной деятельности:

  • Фронтальная работа в классе.
  • Работа в статичных парах.
  • Групповая организация учебных занятий (на принципах дифференциации).
  • Межгрупповая работа.
  • Фронтально-коллективная деятельность.

Собственно групповыми технологиями в педагогической практике называют третий и четвёртый уровни.

Групповая работа в классе требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. (Слайд)

Главными особенностями организации групповой работы обучающихся на уроке являются:

  • класс на данном учебном занятии делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание: одинаковое для всех, или дифференцированное и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя или бригадира группы;
  • задания в группе выполняются таким образом, при котором можно учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, который подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Бригадиры групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данной теме, совместимости обучающихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

* подготовка к выполнению группового задания;

* групповая работа;

* заключительная часть.

Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Используемая “Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям” (Ю.А. Первина, А.П.Ершова, В.П.Беспалько) включает три важнейших этапа: (Слайд)

  • Освоение элементарных пользовательских умений.
  • Изучение программных возможностей мультимедиа-продуктов, обучающих компьютерным программам на CD-ROM и практическое освоение их использования.
  • Овладение технологией создания простейших компьютерных мультимедийных обучающих продуктов для сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Применяю ИКТ в преподавание географии в системе:

  • учебный процесс;
  • внешкольная деятельность;
  • исследовательская деятельность.

В кабинете географии имеются следующие технические средства обучения, позволяющие применять ИКТ: интерактивная доска, компьютер, телевизор, видеомагнитофон с набором видеофильмов, дисков. Для того, чтобы использовать ИКТ в преподавании географии я прошла краткосрочные курсы по теме: “Педагогический дизайн мультимедийного урока. Технологические приемы работы с интерактивной доской в 2008 году”.

В 2008/2009 учебном году прошла дистанционные курсы повышения квалификации Педагогического университета “Первое сентября” и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе “Интернет-ресурсы на уроках географии”.

В своей работе на учебных занятиях использую мультимедийные учебники для 6-10 классов, коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия, применение которых, позволяет существенно экономить время на уроке. Компьютер позволяет накапливать и сохранять наглядные дидактические средства обучения. Наряду с новыми географическими картами, которые поступили в кабинет, использую интерактивные карты с диска компьютера (Слайд). Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария уроков в 6-11 классах с использованием программы презентации Power Point.

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, обеспечение социализации личности учащегося. Возможности электронного учебника позволяют наглядно показать причинно- следственные связи, сложные для понимания, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

В зависимости от целей и дидактических задач урока информационно-коммуникационные технологии применяю на уроках географии:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
  • систематизации и обобщении изученного материала;
  • выполнении практических работ;
  • для организации интересной и творческой внеклассной работы по предмету;
  • при проведении контроля знаний, умений и навыков учащихся.

В своей работе использую следующие методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный.

2) Репродуктивный

3) Метод проблемного изложения.

4) Частично-поисковый (эвристический).

5) Исследовательский.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, коллективная.

Для развития познавательных творческих способностей, закрепления знаний, умений и навыков школьников разрабатываю и применяю дидактический материал, выполняющий разные функции. (Слайд)

Методические возможности средств информационных технологий:

  • формирование учебной деятельности и информационной культуры;
  • визуализация знаний;
  • индивидуализация, дифференциация обучения;
  • компьютерные демонстрации – возможность проследить процесс развития объекта, построение схемы, чертежа, последовательность выполнения операций.
  • моделирование объектов, процессов и явлений;
  • создание и использование информационных баз данных;
  • доступ к большому объему информации, благодаря использованию мультимедиа;
  • развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
  • высвобождение учебного времени.

Развитию образного мышления учащихся отвожу особое внимание, используя мультимедийные презентации. Проведение урока с использованием информационно – коммуникационных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, разработки сценария урока, но все затраты окупаются повышением мотивации к обучению, развитием пространственного воображения.

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний.

Активность школьников в учебном процессе повышается за счет элементов новизны, увлекающего своей красочностью, образностью. Применение современных образовательных технологий позволяет сделать уроки более содержательными, насыщенными, интересными, динамичными, доступными для всех учеников, что очень важно для современного образования. Теоретически сложно изучить местность, в которой никогда не был, а при помощи электронных учебников, первого в мире интерактивного 3D- атласа Земли, который поступил в кабинет географии в рамках ПНПО, легко создать образ территории и показать причинно-следственные связи, явления, познакомиться с природными особенностями данной территории.

Применяю в своей работе “Технологию современного проектного С.Т.Шацкого.

Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Среди учебных проектов использую следующие типы, выделенные С.Т.Шацким:

  • исследовательские, которые по структуре приближены к подлинному научному исследованию; определение проблемы, доказательство актуальности темы, предмета и объекта исследования, определение цели и задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводов, оформление результатов, обозначение новых проблем;
  • творческие – не имеющие детально проработанной структуры, подчиненные конечному результату (выпуск газеты, проведение праздника);
  • информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Стадии разработки проекта: 1) организационно подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания; 2) разработка проекта (планирование); 3) технологическая стадия (осуществление деятельности); 4) заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия). Разработаны уроки с использованием данной технологии в 7, 8, 10, 11 классах.

Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочной деятельности. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.

Школьники принимают участие в научно-исследовательских и творческих конкурсах на муниципальном уровне, зональном, всероссийском.

С лучшими проектами и творческими работами учащихся, моими разработками можно познакомиться на сайтах: 1 сентября, Завуч.инфо, Клуб учителей “Доживем до понедельника”, “Учительский портал”, МИР “Эко Про” Факультет “Реформа образования”, сайт ИД Паганель.

Размещение моих и работ школьников на сайтах:

  • сайт ИД “Первое сентября”: https://urok.1sept.ru/artieles/530586
  • фестиваль педагогических идей “Открытый урок” https://urok.1sept.ru/artieles/508246
  • сайт Клуб учителей “Доживем до понедельника” конкурс “Педагогические инновации”: http://www.rospedclub.ru/index.phtml/prPedNov.compts/54/?cntst=168nom=9
  • cайт “Учительский портал”: http://www.uchportal.ru/load/0-0-4768-0-17 презентации учащихся и учителя
  • сайт "Завуч". инфо раздел “Конкурс “Мастерская учителя” на страницах “Методической библиотеки”. “Разработки модульных уроков в 9 классе”
  • сайт ИД “Первое сентября”:https://urok.1sept.ru. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”
  • cайт МИР “Эко Про” Факультет “Реформа образования”: www.edu-reforma.ru
  • www.moi-universitet.ru. Второй открытый профессиональный конкурс педагогов “Мультимедиа урок в современной школе”
  • cайт ИД Паганель. Участник Всероссийской научно-практической конференции “Наша новая школа” в рамках образовательной инициативы Президента РФ Д.А.Медведева.

Список использованной литературы

  1. Г.К.Селевко “Энциклопедия образовательных технологий”. Том 1-2, М., НИИ школьных технологий, 2006 г.
  2. Симоненкова Т.Д. “Проектная деятельность учащихся”. Журнал "Завуч". Управление современной школой, № 8, 2007 г.

Презентация