"Лицей без границ" как модель развивающей образовательной среды

Разделы: Внеклассная работа


Обществу сегодня требуются неординарные, творчески и нестандартно мыслящие люди. Школа как общественный институт призвана выполнять этот социальный заказ. Для развития потенциала ребенка необходима среда, способствующая развитию, и системная работа. Важно не упустить очень ответственный для становления и развития ребенка период - школьный. Поэтому создание развивающей среды - одна из приоритетных задач, решаемых образовательными учреждениями современного периода. "Мы управляем началом всего. А начало всего - люди, отношения между ними, и среда, в которой они действуют" ( Ю.Конаржевский). Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к свободному и ответственному выбору своей позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Сегодня изменились требования и к выпускнику школы. Он должен быть не только хорошо образован и конкурентоспособен, но уметь определить приоритеты и ценностные смыслы своей деятельности, уметь себя презентовать. Этому невозможно научиться вне деятельности, следовательно, воспитательная система школы должна создавать условия для деятельности ребенка.

"Будущее за теми системами управления, которые создают наилучшие условия для использования человеческого потенциала, точнее для самореализации людьми своих возможностей в совместной деятельности, их самовыражения" (Ю.Конаржевский).

МАОУ "Лицей №8" - образовательное учреждение, созданное в 1991году в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой педагогическим коллективом, на базе средней школы. Он объединяет классы I ступени, основную школу (5-7 классы) и лицейские классы (8-11 классы) 3-х профилей: гуманитарно-педагогический, инженерно-технический, естественнонаучный. Лицей расположен в "спальном" районе. В нем обучаются дети, проживающие в "шаговой доступности" от лицея. Учащиеся, которые обучаются в лицее, имеют разный потенциал, и задача лицея - создать условия для развития потенциала всех категорий участников образовательного процесса, обеспечив развивающую среду.

Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который развивается при систематических занятиях и в деятельности.

Согласно технологии развития творческого потенциала, предлагаемой российскими учеными, критериями развития творческого потенциала могут служить: высокий уровень самостоятельности, сопротивляемость шаблону, развитые познавательные процессы (вербальная память, слуховое восприятие, дивергентное мышление, воображение), владение способами творческой деятельности.

Мы рассматриваем творческий потенциал как личностное образование, которое представлено следующими компонентами:

- познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление), как основа развития специальных и творческих способностей;

- социально-значимые качества личности (самостоятельность, эмпатия, интуиция, сопротивляемость шаблону);

- знания, умения, навыки.

Работая над развитием творческого потенциала учащихся в условиях многопрофильного лицея, педагогический коллектив создает условия для развития разных составляющих потенциала ребенка: академической, интеллектуальной, творческой. Для организации культуросозидательной деятельности в лицее реализуются проекты: "Основная школа - пространство выбора", "Учебно-театральный центр "Лицейский театр"", "Школа полного дня", "Лицейский вернисаж", "Музей как дополнительное образовательное пространство лицея".

Воспитательной системе лицея - 20 лет. Откликаясь на вызовы времени, эта система видоизменяется. Воспитательная система лицея № 8, как многопрофильного ОУ, сегодня ориентирована на учащихся различных профильных классов, социальных групп, учащихся с различным интеллектуальным и творческим потенциалом.

Важнейшим из основных направлений развития современной школы является профильное обучение. Это обеспечивает возможность создания благоприятных условий для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося, но вместе с тем, активизирует проблему успешности в выбранном учеником профильном направлении.

Новые цели и ориентиры общего среднего образования, вариативность его содержания на старшей ступени обучения, многообразие образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения.

Внеурочная деятельность - составная часть профильного обучения. Под внеурочной деятельностью понимается мотивированное обучение, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Внеурочная деятельность в лицее строится в парадигме профильного обучения, обеспечивается информационной, обучающей, воспитывающей, развивающей, социализирующей функциями.

Одним из вариантов внеурочной деятельности является организация учебных и профильных практик обучающихся в условиях профильного обучения. Целью практик является развитие первоначальных навыков экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности. Они обеспечивают решение таких задач профильного обучения как: обеспечить обучающимся доступность получения дополнительного профильного обучения в соответствии с их индивидуальными склонностями; воспитать у них положительную мотивацию на обучение, правильную самооценку и оказать помощь в профессиональной ориентации; закрепить, углубить и обогатить знания в процессе их использования при решении конкретных исследовательских и практических задач; сформировать поисковый стиль мышления; выработать творческий исследовательский подход к научно-исследовательской и практической деятельности с учетом познавательных потребностей и интересов старшеклассников.

Организация практик направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися практическими навыками и умениями в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника образовательного учреждения. Каждая из учебных практик имеют свои задачи, свои особенности, свои приоритеты в содержании. Подобные практики проводятся в лицее во время летних каникул. Целью профильной практики является создание условий для совершенствования умений и навыков, обучающихся в соответствии с выбранным профилем.

Создавая "открытую" образовательную среду для учащихся, мы считаем, что она будет ассоциироваться с образовательными ситуациями, в которых ученик сможет себя реализовать и идентифицировать. Для этого среда не должна ограничиваться только рамками учебного заведения, а образование должно быть "открытым". Открытость современного образования предполагает реализацию таких принципов как доступность знания, свобода перемещения, возможность выбора, самообразование, условия для развития. Открытость предполагает действенное взаимодействие с социальной средой, которое готовит к жизни в открытом обществе и создает ситуации принятия личных, собственных решений. Это способствует формированию личной компетентности.

"Открытое" образование становится доступным дифференцированной, многообразной социокультурной среде и взаимодействует с различными культурными, социальными практиками. В таких условиях смещается центр образовательного пространства от передачи знаний, умений, определенного опыта и ценностей к формированию культурной инициативы, способов эффективной деятельности в условиях активного взаимодействия различных культурных практик, определяя при этом значимость знаний и умений. Такое образование будет формировать открытую и компетентную позицию ребенка как субъекта, способного понимать и принимать значение других культурных практик. Реализация принципов "открытого" образования приведет к качественным изменениям во всех элементах учебно-воспитательного процесса. Мы считаем возможным развитие лицея как "лицея без границ".На решение этой задачи ориентированы проекты, которые реализуются в лицее.

Проект "Учебно-театральный центр "Лицейский театр"" реализуется в лицее пятый год. Цель проекта- модель учебно- театрального центра, который интегрирован в воспитательную систему лицея, способствует формированию уклада лицейской жизни и модернизации системы воспитательной работы в условиях многопрофильного лицея.

Мы считаем, что создать условия для развития учащихся всех выше обозначенных групп может учебно-театральный центр "Лицейский театр".

Он объединяет учащихся, проявляющих интерес к различным видам и направлениям театрального искусства, тесно связанных с театром (театральное пение, драматизация, ИЗО-деятельность, изготовление афиш и буклетов, декораций, дизайн и изготовление костюмов, осветительная техника, литературная критика). В нем работают разновозрастные коллективы.

Ежегодно составляется театральный репертуар, направленный на постановку учебных мини-спектаклей для дальнейшего их использования в учебном и воспитательном процессе, формируется концертная программа (танцевальная и вокальная). У учащихся есть возможность проявить себя в роли актеров, художников афиш, декораторов, костюмеров, музыкальных режиссеров. Каждый театральный сезон имеет свою тему. В этом проекте объединены усилия учащихся и учителей лицея, студентов Института искусств и культуры, Театрального центра, театров города. Учитель лицея (не всегда учитель литературы) и студенты Института искусств и культуры являются руководителями театрального коллектива учащихся, созданного на параллели. Ребята посещают спектакли студентов, которые с ними занимаются, изучают такие курсы как "Культура речи", "Сценическое движение" и другие. В рамках лицейского театра работают творческие коллективы: танцевальная студия "Красава", клуб авторской песни, фольклорный ансамбль, ансамбль "Ритм" (ребята играют на электромузыкальных инструментах). Эти коллективы участвуют в театральных постановках.

В рамках проекта также организована совместная деятельность с Театром оперы и балета им. П.И.Чайковского, ТЮЗом и другими театрами нашего города. Встречи с профессиональными актерами очень важны для участников лицейского театра. Приходя на экскурсию в театры, когда в нем нет зрителей, у учащихся есть возможность узнать не только парадную сторону театральной жизни. Они знакомятся с театром и его жизнью, специалистами, которые обслуживают спектакли, посещают творческие мастерские театра, о существовании которых они даже не задумывались.

Лицейский театр - особый мир в пространстве нашего лицея. "Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, уникальность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Школьный театр помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и "другим", перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных исканий, драматических испытаний характера. Театральная деятельность - это путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа" (О.А.Лапина).

Воспитание театром формирует мировоззрение ребенка, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Особенности театрального искусства - массовость. Зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающем воспитании, так и организации досуга детей. Сегодня лицейский театр объединяет творческие коллективы "Театр-5", "Театр-6", "Театр-7", "Театр-8", "Театр-9" и "Театр-10-11", "Театр на иностранных языках".

Ежегодные театральные сезоны и "Неделя театра" в лицее стали настоящим событием в жизни лицеистов, их родителей и учителей. Год от года растёт не только актёрское мастерство участников театральных коллективов, но и зрительская культура детей, их отношение к искусству театра. Театральные коллективы принимают участие в Форуме театров, где играют дети г. Перми: "Театр 10-11" (2009-2010) стал победителем (Диплом I степени) и "Театр 9" - участники. Игра ребят была высоко оценена профессиональным жюри Форума. В театральном сезоне 2010-2011 участниками и лауреатами Краевого Форума театров, где играют дети "Серебряный софит 2011" явились коллективы "Театр 11", рук. Ломтева О.В., режиссёр Мехоношин В.Ю. и "Театр 10", рук.Литяева О.Н., режиссёр Дурнева Анастасия 10Б. Жюри высоко оценили оригинальность жанра и постановки спектаклей, игру актёров и авторскую режиссуру старшеклассников.

Проект "Школа полного дня" реализуется в течение 10 лет. В начальной школе мы открываем классы совместно с Детско-юношеским центром "Рифей" и Детской юношеской студией циркового искусства. Эти классы работают по принципу "школы полного дня". В первой половине дня с детьми работают учителя лицея, а во второй - педагоги ДЮЦ "Рифей" и школы циркового искусства, реализуя программы дополнительного образования, которые являются хорошим дополнением к базовому образованию. Учащиеся имеют большой выбор кружков и секций дополнительного образования. Они учатся игре на музыкальных инструментах, пению, танцу, моделированию одежды, лепке, хореографии, занимаются различными видами спорта. В этих классах для учащихся созданы замечательные условия для развития их творческого потенциала, для самореализации, о чем говорят достижения учащихся в конкурсах и фестивалях краевого, российского, международного уровней и востребованность этих классов у родителей.

Проект "Лицейский вернисаж" реализуется в лицее в течении 5 лет. Его цель - формирование развивающего культурного пространства в лицее через организацию тематических выставок в одной из рекреаций лицея. Участники этого проекта - художники города, которые готовы к взаимодействию с образовательными учреждениями, встрече с учащимися.В течении года в лицее работают передвижные выставки. Уже стали традиционными открытия выставок, встречи с творческими людьми города. Находясь далеко от объектов культуры, лицей позиционирует себя как социо-культурный центр. Радует, что выставки, проводимые в лицее, и театральные постановки посещают не только учащиеся лицея, но и их родители. Экспозиции выставок используются в учебном процессе. Данный проект позволяет учащимся приобщиться к прекрасному, помогает раздвинуть рамки современного мира для детей, показать его многоцветье.

Проект "Музей как дополнительное образовательное пространство лицея" важен для нас как феномен новой культурной политики по созданию внутреннего образовательного и информационного пространства. Внутреннее пространство учреждения должно отражать его специфику и содержать информацию, мотивирующую учащихся к обучению, быть эстетичным. "Музей Европы" и "Музей школы-лицея№8", расположенные в просторных рекреациях лицея, с одной стороны, изменяют интерьер рекреации, с другой стороны, эта обустроенная внутренняя территория является образовательным пространством для организации социальных практик учащихся лицея. Музейная педагогика имеет огромный потенциал. Неформальность и добровольность - неотъемлимые черты музейной педагогики. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков. "Обучение в школе усиливает впечатления, получаемые в музее, а музейный опыт обогащает школьное обучение."(Франк Оппенгеймер).

Музейная педагогика содействует развитию коммуникативных компетенций у учащихся, формированию практических навыков поисковой и исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, развитию их потенциала.

Образовательная среда, созданная в лицее, воспитательная система обеспечивают учащимся различные возможности для самореализации, а также способствует построению индивидуальной траектории развития, которая помогает развить потенциальные возможности ребенка и, надеемся, сделает его конкурентоспособным в обществе.