Закрепление темы "Обособленные определения и приложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Урок рассчитан на 2 часа. Проводится в компьютерном классе. Количество учащихся 15 человек.

Цели урока:

  • закрепить умение находить в тексте обособленные определения и приложения;
  • закрепить пунктуационные навыки;
  • повторить орфографический материал;
  • формировать умение публичных выступлений;
  • воспитывать любовь к книге.

Методические приемы: работа с текстом, обмен мнениями, тренировочные упражнения, работа со словарями, проведение исследования, опрос, ответы на вопросы, слушание.

Оборудование: компьютеры, электронный учебник, интерактивная доска, магнитофон

Предварительное домашнее задание: повторить правила правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных;  выписать из любых источников три предложения  с обособленными определениями и приложениями.

Ход занятия

1. Организационный момент (2 мин.)

Учитель объявляет цели урока, его тему. Учащиеся  записывают число и тему.

2. Орфографическая работа (6 мин.)

1) Учащиеся работают с электронным учебником (обучающая программа – тренажер по русскому языку «Репетитор»): расставляют н  и нн  в причастиях и отглагольных прилагательных. Оценка за проделанную работу выходит на экране компьютера.

2) Магнитофонный опрос. Во время работы учащихся учитель приглашает ученика к магнитофону. Ученик садится за магнитофон, включает его и начинает  записывать свой ответ  на вопрос учителя (рассказать о правописании  н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных). Проверка записи ответа производится после урока с учащимся.

В момент ответа ученика на магнитофон учитель проводит тихий опрос у доски.

3. Проверка домашнего задания (5 мин.)

1) Фронтальный опрос.

– Какие члены предложения называются обособленными/?

– Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

– В каких случаях обособляются определения и приложения?

2)  Несколько учащихся читают выписанные дома  из любых источников предложения  с обособленными определениями и приложениями и объясняют постановку знаков препинания.

4. Работа с текстом (25 мин.)

(текст у каждого ученика на столе)

1) Чтение текста учителем.

1. Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2. Дату рождения алфавита можно считать эпохой в человеческом самосознании, открывшей прямой путь к появлению  книгопечатного станка. 3. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту.

4. Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле.  5. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной  с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. 6. Словом, нет ничего дороже книги для мыслящего человека!

7. Книга – верный, бескорыстный и наиболее сведующий друг. 8. Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.

9. Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное, наиболее полное завещание – книгу. 10. Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния!

(По Л.Леонову)

2) – Ребята, предлагаю вам провести деловую игру. Представьте себя сотрудниками научно-исследовательского института. Вам необходимо исследовать текст.

3) Учащиеся объединяются в группы по 5 человек.

1-я группа

Задание. Исследуйте текст с точки зрения стиля.

2-я группа

Задание. Исследуйте текст  с точки зрения орфографии.

3-я группа

Задание. Исследуйте текст  с точки зрения пунктуации.

Учитель рекомендует  учащимся начать выступления с фразы «Мы исследовали текст  с  точки зрения… и установили , что…» или «Мы проанализировали текст  с  точки зрения… и установили , что…»

Примерное содержание выступлений представителей групп.

– Мы исследовали стиль текста и установили, что  все предложения связаны общей темой – книги. Рассуждая на эту тему, автор подводит нас к  основной мысли: надо любить книгу и хранить ее. Это рассуждение с элементами повествования. Автор призывает нас любить книгу и беречь ее. Поэтому мы считаем, что стиль данного текста публицистический.

– Мы исследовали текст  с  точки зрения орфографии  и установили, что здесь  много слов с безударными гласными, проверяемыми ударением (приводит примеры). Также мы обнаружили слова с орфограммами «Правописание гласных и согласных в приставках»,  «Соединительные о и е в сложных словах», «Правописание н и нн в  прилагательных и причастиях (приводит примеры)». В тексте имеются слова, требующие запоминания (приводит примеры).

– Мы проанализировали текст  с  точки зрения пунктуации  и установили , что в нем имеются случаи постановки запятой между подлежащим и сказуемым (предложения №4 и №7). В предложениях №№1, 2, 4, 5, 8 нами обнаружены обособленные определения.

4) Продолжение работы с текстом.

– Ребята, выпишем  из текста предложение №5  и построим его схему. 

Один  ученик работает у доски: выписывает предложение, объясняет  постановку запятой и строит схему предложения.

– Какое значение имеет слово cтолбовая в прочитанном тексте.?

Работа со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова

Столбовая дорога – 1) большая дорога с верстовыми столбами (устар.);

2) перен.  главная, основная линия развития чего-н.

– Какой частью речи является слово открывшей во 2-м предложении? (причастием)

– Назовите вид сказуемого в 7-м предложении. (составное именное)

– При помощи чего связано предложение №8 с предложением №7? (при помощи личного местоимения)

– Назовите способ связи в словосочетании окончательно выделивших. (примыкание)

5. Синтаксический разбор предложения (5  мин.).

Ученик работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях. По окончании работы – проверка.

Учитель читает  задание.

– Выполнить синтаксический разбор  предложения.

Картины писателя, одушевленные мыслью и чувством,  вызывают в нас вихрь сложных и разнообразных переживаний.

– Построить схему данного предложения.

6. Работа «по цепочке» (15 мин.)

На интерактивной доске появляются предложения      

  1. Человек глотающий книги похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона (К. Паустовский).
  2. Прилетел болотный лунь большой любитель птичьих  яиц..
  3. Его знали как замечательного писателя.
  4. Уставший от пессимистических наблюдений  и жары комиссар вернулся на корабль понурый.
  5. Сжигаемый беспокойством он устремился вперед.
  6. Ведерко полное росы я из лесу принес (С.Маршак).
  7. Потом пришла весна яркая солнечная. (М.Горький).
  8. И вот опять они  знакомые места (Н. Некрасов).
  9. Старик Прохор  рыболов и корзинщик рассказывал мне сказку об осени (К.Паустовский).

Учитель предлагает расставить знаки препинания, объясняя их. Ученики по очереди  выходят к доске и выполняют задание при помощи «мышки». Затем  записывают примеры в тетрадь. При необходимости учащиеся устраняют ошибки работающих с предложениями. (По Л.Леонову)

7. Проверочная  работа (10 мин.)

Учащиеся самостоятельно решают тесты по пунктуации на компьютере, используя электронный учебник (обучающая программа – тренажер по русскому языку «Фраза»). Оценка за проделанную работу выходит на экране компьютера.

8. Подведение итогов (2 мин.)                                                                                                                                                                                                                        

Учитель объявляет оценки за работу на уроке(у некоторых учащихся их несколько, т.к. работают с электронным учебником все).

– В заключение урока мне бы хотелось прочитать вам рассказ А.Каневского «О пользе знаков препинания».

Учитель читает рассказ:

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе. На земле или даже в собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого–нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!