Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект урока «"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"»

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  1. Дать понятие о смысле комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
  2. Показать общечеловеческое в комедии Мольера.

Оборудование:

  1. Портрет Мольера.
  2. Поясные портреты персонажей.
  3. На доске таблица, которую ученики должны заполнить по ходу урока, раскрывая характеры персонажей.
  4. Видеоматериалы.

Эпиграф к уроку:

“…Как гений он знает всё…Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”

К.С. Станиславский о Мольере.

Ход урока

I. Организационный момент:

Сообщение цели урока с обращением к эпиграфу.

II. Проверка домашнего задания.

1. Но прежде, чем мы перенесёмся с вами во времена Мольера, давайте вспомним:

– К какому веку относится расцвет классицизма во Франции?

– С какими общественными явлениями он связан?

– Что вы знаете о правиле трёх единств?

2. Словарная работа ( классицизм, драматическое искусство, комедия, мещанин, дворянин).

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

А теперь мы можем с вами отправляться в XVII век. Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля – “солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось представление новой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.

Теперь мы видим, какие пересуды вызвала эта комедия Мольера. Что же так раздражало придворных и радовало в ней самого короля? Вспомним историю её создания.

В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.

Так родилась сцена посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная линия пьесы.

Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о сатире на турецкое посольство.

Мольер чутким взором художника сумел подметить одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с вами говорили, что 17 век не только век рассвета классицизма, но и век начала новых отношений среди людей. Видную роль в жизни общества стала играть буржуазия. Дворянство в те времена уже переживает экономический и моральный упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.

Наблюдая взаимоотношения этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над умами буржуа, в основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии; в то же время он хотел освободить буржуа от этой власти, отрезвить их. Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие на их психику . К числу этих последних относится и главный герой "Мещанина во дворянстве " господин Журден.

Этот человек целиком захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя. Давайте посмотрим только на небольшой урок по философии./Действие 2, явление 6 /.

<