Обобщение опыта работы: "Подготовка выпускников школы к итоговой аттестации по математике через внедрение современных образовательных технологий"

Разделы: Общепедагогические технологии


«У каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей».
В.А. Сухомлинский

К началу ХХI века к числу важнейших проблем реформирования школьной математики начали относить вопросы совершенствования содержания математического образования, формирования качеств личности и мышления школьников. Стало очевидным, что методика должна интересоваться деятельностью на уроке не только учителя, но и ученика. Традиционная модель обучения математике отвечала системе: «государство – общество – школа – ученик». Сегодня же последовательность этой цепочки иная. В центре внимания – ученик, его саморазвитие. Главное в новой педагогической парадигме – личностно – ориентированное обучение. Условиями же гуманизации математического образования являются дифференциация обучения и мотивация. Проблема дифференциации решалась в основном применительно к разделению учебных программ в зависимости от успеваемости (сильные, средние, слабые). Между тем дифференциация должна исходить из индивидуальности ученика, учитывать уровни мотивации и волевых условий при овладении знаниями. Именно эти проблемы заставляют меня совершенствовать работу с учащимися, изучать и применять в работе новые педагогические технологии – метод проектов, технологию сотрудничества, информационную технологию, формируя свою педагогическую деятельность. Работая в старших классах, я, как педагог поставила перед собой задачи:

  • создавать условия для проявления познавательной, творческой активности учащихся;
  • учить воспринимать информацию;
  • развивать способности к самообучению.

Постановка именно таких задач обоснована тем, что в современной общеобразовательной школе в непрофильных классах при уменьшении количества часов на изучение предмета наблюдается снижение объёма изучаемого материала, а следовательно, и уровня знаний учащихся. Это приводит к тому, что для многих подростков математика сложна, непонятна, а поэтому они не стремятся изучать математические законы, формулы, правила .

На мой взгляд, успешное выполнение ЕГЭ выпускниками берёт своё начало именно в период экзаменационной сессии выпускниками основной школы, т.е. в ходе сдачи экзамена в форме теста. Почему я так считаю, почему настраиваю и уговариваю учащихся, пытаюсь убеждать родителей детей дать разрешение на этот экзамен, постараюсь объяснить:

  • Во-первых, это, конечно мой личный интерес. Для меня, как для учителя, очень важна оценка качества знаний учащихся не мной, а экспертом, и для доработки материала, на будущее – подбора заданий по темам, в которых учащиеся допустили наибольшее количество ошибок.
  • Во-вторых, – экзамен в 9 классе по математике – это мини-аналог ЕГЭ 11 класса:

Форма проведения экзамена, заполнение бланков, оформление заданий, требующих развёрнутого ответа, отсутствие учителя – предметника, присутствие на экзамене педагогов, не имеющих возможности помочь, а также педагогов из других школ, наличие документа, строгая временная граница – это всё настраивает выпускника на очень серьёзную и ответственную деятельность .

Наблюдая за выполнением пробных тестов в этом году учащимися 10 классов и беседуя с ними после проведения первой такой работы, выяснила, что те учащиеся, которые в прошлом учебном году не были участниками экзамена в новой форме, встретились с психологическим барьером при работе с заданиями в такой системе. Для вовлечения большего количества учащихся в экзамен-тест, в своей работе пришла к следующим выводам.

В моей практике, а пока так получалось, что в работаю с классами при переходе из начальной школы и до выпускных экзаменов, к обучению в 7 классе, начинала замечать за учащимися, что происходит деление на группы: одни успевают выполнять мои требования в решении заданий, другие лишь частично успевают по индивидуальным карточкам или заданиям. Необходимо было решать эту проблему, и я стала давать детям сначала домашнее задание на выбор. Некоторые высказывали, с чем справились или что не получилось, по каким причинам не приступили к выполнению заданий, а затем предлагать детям распределяться в группы А и В. По анализу получаемых заданий, некоторые выявляли, что их определили якобы в группу «слабых», а других в «умных», приходили и обиженные родители на разговор, в ходе которого объясняла, что деление на группы означает свободу выбора действий учащегося по достижению определенного уровня владения математическим аппаратом, что способствует учащемуся чувствовать себя успешно и не получать неудовлетворительный результат за выполняемую работу, например, в настоящее время мои 10-ти и 11-классники очень привыкли к такому делению, ведущему к личной успешности в индивидуальных работах . Иногда дети не сдерживают свои эмоции, высказывают недовольство, что уделяю внимания больше другой группе, но противоречия разрешаем тем, что ребята более сильной группы (В) успевают помогать мне в ходе урока .

Если обратиться к педагогическим исследованиям теоретиков, то этот подход в деятельности педагога принято называть созданием типологических групп успешного обучения педагогики сотрудничества. Создание таких групп учащихся позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход и оказывать своевременную помощь каждой группе, а для учащихся данный процесс способствует улучшению учебной мотивации. Считаю, что организация деятельности ребёнка должна быть такая, чтобы он преследовал цели, которые превосходят незначительно его возможности. В настоящее время мои ученики свободны, уверены и успешны каждый в соей группе: знают, что умеют, знают, что должны показать на экзамене, что должны выполнять в школе и дома по математике.

Соглашусь, что в такой процесс работы с учениками верится с трудом, но иначе мне не добиться положительных результатов в подготовке к ГИА, а затем и ЕГЭ моих учеников, выпускников школы, которых оценивают совершенно неизвестные нам эксперты государственных экзаменационных комиссий. Конечно, такая форма работы тяжела, но результат совместной учебной деятельности учителя и учеников на уроках и дополнительных занятиях, приносят хорошие результаты: с каждым годом увеличивается число тех, кто успешно сдаёт экзамен:

Учебный год Количество участников Сдали на «4 и 5» Качество
2009–2010 25 16 64 %
2010–2011 24 21 87,5 %

Несколько лет тому назад был высказан тезис назначения учителя на уроке: «Сила свободного учителя – в умении организовать работу так, что каждому есть дело по способностям его. Свободный учитель властвует не над ребёнком, а над делом. Ум, душа и тело ребёнка остаются свободными на самом напряжённом уроке». Получается так: сотрудничество рождает общение с ребёнком, общением он воспитывается без специальных педагогических мероприятий. Сотрудник не может наказывать сотрудника, он даже командовать не может. Сотрудничество само собой порождает уважительные отношения, толкает на компромисс, утешает гневливых, создаёт мир. Симон Соловейчик в работе «Педагогические максимы» советует опытным и начинающим педагогам в современном преподавании установить простой минимум: человек человеку сотрудник. Повышая педагогическое мастерство на лекциях съезда учителей математики в г.Москве (апрель, 2011г),слушая лекторов-составителей тестов Семёнова А.Л. и Ященко И.В., убеждавших многих опытных педагогов-слушателей, возмущавшихся ЕГЭ, что «…будет время, когда педагогом – профессионалом будут считать именно того и только того, кто умеет учить детей в отношениях сотрудничества – воспитывать свободных . Если предоставлять детям полную свободу, но не создавать при этом отношений сотрудничества, то выпадет главное в воспитании внутренне свободного человека – обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям». В этом учебном году окончательным результатом моей деятельности с учащимися двух одиннадцатых классов будет являться показатель их успешности на экзамене. Очень хочется надеяться, что мы с учениками на верном пути к успеху в технологии преподавания и изучения предмета. Успех учеников на ЕГЭ – мой успех, моя радость, моя гордость, шаг вперед в достижении мастерства преподаваемого предмета – математики.