Программа коррекции агрессивного поведения подростков "Не теряй себя"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

В настоящее время проявления детской и подростковой агрессивности являются одной из наиболее часто встречающихся форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам (учителям, психологам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание старших, драчливость, жестокость. “Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения” (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него гладко и спокойно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений об окружающей действительности, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом опыте другого, положительного способа реагирования.

Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения социальных умений и навыков подростков с агрессивным поведением.

Цели и задачи программы:

  • Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры.
  • Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
  • Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
  • Реализуя цели, программа решает следующие задачи: воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
  • Эффективно взаимодействовать, общаться.
  • Справляться с возникающим гневом.
  • Принимать решения и нести за них ответственность.

Методы работы:

  • Дискуссия, обсуждение.
  • Работа в парах.
  • Рисунок.
  • Психологическая игра.
  • Работа в малых группах.

Организационные условия проведения занятий.

Программа предназначена для работы с подростками в возрасте от 10 до 14 лет; оптимальная численность группы –10–12 человек; продолжительность занятий – 45 минут. Периодичность занятий может определяться психологом, но они должны проходить не реже одного раза в неделю.

Программа рассчитана на 10 занятий.

Для проведения занятий необходимы: бумага, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей, мячи, несколько мягких игрушек.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.

Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов психолога.

Ниже, в качестве примера, представлено занятие № 1, входящее в программу, рассчитанную на количество занятий, представленное выше.

Занятие № 1.

Ритуал приветствия.

Игра "Добрые слова".

Сидя в кругу, все дети берутся за руки. Поворачиваясь лицом к соседу, ребенок называет его по имени и говорит добрые слова. Принимающий комплимент говорит: “Спасибо, я очень рад это слышать!” и говорит добрые слова своему соседу.

Обсуждение и принятие групповых правил.

Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:

  1. Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговораривание только с согласия участника.
  2. Правило "Стоп": если не хочешь обсуждать тему – всегда можно сказать "стоп".
  3. Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.
  4. Правило "Здесь и теперь", говорить только о том, что происходит внутри группы.
  5. Активность.
  6. Искренность в общении.
  7. Оценивается только поступок, а не личность человека.

Разминка: "Цепочка".

Вся группа выстраивается за психологом в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время человек, который шел первым, переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник и т.д.

"Времена года".

Цели: Бывают дни, когда дети чувствуют себя "не в форме". Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в полноценную жизнь. С помощью этого упражнения психолог (учитель во время урока) дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и цветные карандаши.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть один на один с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали утром и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, вы поругались с близким для вас человеком . И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать остальным ребятам свое "время года". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях (свое “время года”). Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Ураган". Таким способом вы можете показать другим, что вас лучше не трогать в данный момент. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете перевернуть лист или положить перед собой другой рисунок. Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой изображен солнечный летний день.

Данное упражнение сделает атмосферу в группе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга.

"Веселое послание".

Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать веселое послание знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это послание относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и ручка.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Напишите этому человеку веселое послание, в котором вы очень сильно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете сильно преувеличить и "промахи" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:

1. Как ты себя чувствовал, когда писал веселое послание?

2. Что было для тебя труднее всего?

3. Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, гнев или обиду?

4. Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

5. Как ты думаешь, как бы отреагировал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое послание?

6. Когда полезно смеяться над конфликтом?

Рефлексия.

7. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

8. Какой навык я сегодня получил?

9. “Я просто молодец”.

Психолог предлагает детям повторить за ним несколько слов каждый раз с разной громкостью: шепотом, вслух, громко. Так дети прошептывают, проговаривают, затем кричат фразу: “Я просто молодец”.

Прощание.