Эссе «Хочу гореть и зажигать других»

Разделы: МХК и ИЗО


Едва есть ли высшее из наслаждений,
как наслаждение творить.
Демокрит.

Закрываю глаза и вижу высокое небо, усыпанное мерцающими звездами. Хочу достать хотя бы одну и ее теплом согреть всех людей. Я протягиваю руки вверх – и меня осыпает звездный дождь. А звезды падают на счастье! Успеваю загадать желание: “Хочу гореть и зажигать других”.

Рисовать я любила всегда... Еще с детства мне было интересно это таинство: изображение видимого в реальности образа. При помощи самых различных средств и материалов хотелось создавать тот художественный мир, который мог быть воплощен мною самой, который “начал бы существовать” по ту сторону картинной плоскости.

На уровне собственного наития и порою огромного энтузиазма мне старательно хотелось выявить какие-то закономерности при изображении человека, животных, зданий. Очень хотелось постигнуть тот уровень, когда можно было бы максимально точно изобразить то, что вижу, и так, как хочу. Уже тогда мне стало ясно, что этот процесс сопряжен с определенной степенью кропотливого анализа формы, светотени, цвета.

По природе каких-то собственных качеств я стала замечать, что люди порой очень откровенны, и я сама не остаюсь безучастной. Жить в современном мире непросто, работать в современной школе сложно. Воспитывать современного ребенка, посеять в его душе “разумное, доброе, вечное” может только настоящий педагог.

Гениальное высказывание принадлежит Эдуарду Асадову:

С готовой, красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек,
Ничто ведь само не строится.
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся!

И я никогда не стесняюсь учиться у тех, кто любит свое дело, отдает ему душу. Прислушиваюсь к мальчишкам и девчонкам, которые охотно вступают со мной в диалог на уроке и во внеурочное время. Многие рассказывают о себе, и порой у них рождаются такие мудрые мысли, что невольно понимаешь: нам, взрослым людям, есть чему поучиться у наших детей. За годы работы в школе я поняла, что видеть жизнь “через розовые очки” тоже иногда бывает полезно. А для этого надо не только встать на место ребенка, но и почувствовать себя ребенком, и тогда прописка в стране Детства обеспечена.

Действительно, каждый раз входя в класс, я как учитель, как психолог, наконец, как просто старший друг стараюсь понять всю необходимость и значимость своих устремлений.

Я всегда с интересом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на окружающий мир! Очень часто те, кто видел работы моих учеников, невольно восклицали: “Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!”. Однако, работы, вызывающие восхищение, в наших условиях выполняют обычные дети, при том, практически все. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Сущность своей педагогической философии вижу в том, чтобы самосовершенствоваться в искусстве, а вследствие этого и в искусстве педагогики. В своей педагогической работе я осознаю то, что все мы люди разные и имеем разную специфику восприятия. Так почему бы тогда на уроке дополнительно не использовать, например, “стихотворную живопись” и “музыкальную палитру”? Сегодня на уроках изобразительного искусства важно подавать изучаемую информацию сквозь призму интеграции с другими видами искусств.
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем.

Согласно современным научно-исследовательским материалам, на данный момент человечество пребывает в сложной ситуации, что связано с возникновением нравственных проблем в обществе. Я уверена, что будущее нашей страны зависит от учителя, от того, какую жизненную позицию сформирует он у своих учеников, насколько поможет раскрыть их творческий потенциал.

Мое самое глубокое убеждение в том, что изобразительное искусство – это отдушина из жесткого, порой, примитивного бытия, в мир духовного равновесия и гармонии. Уроки изобразительного искусства учат детей видеть и создавать красоту... Чтобы, создав, понять, что она никогда не должна погибнуть... А вместе с ней и все мы.

Жизнь человека состоит из непрерывной череды случайностей, мелочей, встреч, совпадений. Я очень хочу, чтобы мои ученики научились видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивыми и толерантными людьми. И чтобы, спустя годы они сказали, что уроки изобразительного искусства оставили в их сердцах добрый след.

…Вспоминаю тот далекий звездный дождь и желание, которое успела загадать: “Гореть и зажигать других”. Наверное, оно исполнилось. Значит, правда:

Звездопад, звездопад!
Это к счастью, друзья, говорят.