Пища для ума

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: развитие творческого мышления посредством применения знаний из русского языка и литературы.

Задачи.

  1. Знание содержания произведений.
  2. Умение быстро и оригинально справляться с заданиями.
  3. Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, памяти, мышления.
  4. Воспитание интереса к изучению литературы и русского языка.

Методы и приемы:

- беседа;

- игра.

ИКТ:

- компьютер;

- проектор;

- музыкальный центр.

Предварительная подготовка:

- распечатать все задания в нескольких экземпляров (командам, жюри и ведущим);

- подготовить (проконсультировать) жюри;

- кубик с делением от 1 до 6;

- столы и стулья для команд и жюри;

- листы для команд;

- протоколы для жюри;

- музыкальный центр с ди-джеем (в паузах музыка) – для внеклассных мероприятий.

Это интеллектуально-развлекательная игра, которую можно организовать в праздничные торжества (например, неделя русского языка и литературы в школе, День Книги, день библиотек и т.п.).

Содержание мероприятия составляют самые различные игры. Играют две или более команды. Для игры нужен обыкновенный кубик с делением от одного до шести. Каждая цифра называет определенные категории:

  1. Пиктограмма.
  2. Найди пару.
  3. Венгерский кроссворд.
  4. Буквомикс.
  5. Перевертыши.
  6. Логическая цепочка.
  7. Файнворд.

Пиктограмма – это забавная картинка, в которой зашифровано известное выражение – пословица или поговорка.

Найди пару – из 10 пар слов нужно составить пары: писатель и произведение, писатель и герой, настоящая фамилия и псевдоним и т.п.

Венгерский кроссворд – двигаясь по вертикали и горизонтали в мешанине букв нужно найти загаданные слова на определенную тему. Дается одна подсказка.

Буквомикс – из букв двух слов нужно составить третье и вписать ответ в пустую графу. Например, ВОДА + ХУК = ДУХОВКА

Перевертыши – необходимо к каждому слову полученной фразы подобрать антоним (слово с противоположным по смыслу значением), то есть расшифровать перевертыши.

Логическая цепочка – к каждому приведенному логическому ряду нужно добавить одно слово, продолжающее этот ряд. Например, Екатерина Вторая, Павел Первый… (Николай Первый – порядок царствований русских императоров).

Файнворд – это небольшие юмористические тексты, в которых спрятаны слова на какую-то тему. Они могут находиться как внутри, так и на стыке слов. Найти их бывает достаточно трудно.

Правила игры:

Игра начинается с разминки “Всему своё место”. Команда, быстрее всех справившаяся и допустившая наименьшее количество ошибок, получает право выбора заданий во всех конкурсах.

За правильное решение в каждом конкурсе команда зарабатывает один ум (условное название баллов). Диплом мероприятия достанется той команде, которая за время игры наберет большее количество умов.

Разминка “Всему свое место”

1. Кто здесь лишний?

  • А.С.Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Б.Л.Пастернак
  • Ф.М.Достоевский

“Лишний” – Ф.М.Достоевский - вопрос по аналогии “поэт и писатель”.

Пиктограммы

В этом конкурсе каждой команде предлагается по четыре рисунка. Необходимо угадать, что за пословица или поговорка зашифрованы на них. Сначала выбирает четыре картинки (они перевернуты) команда, победившая в разминке. Оставшиеся картинки достаются второй команде.

Приложение 1

Найди пару

(Приложение 2)

Каждой команде достается по две карточки путем вытягивания. Кто быстрее и правильнее сделает это?!

1. Автор и произведение.

А.С.Пушкин   “Белые ночи”
М.Ю.Лермонтов   “Левша”
Н.В.Гоголь   “Мцыри”
Ф.М.Достоевский   “Судьба человека”
Л.Н.Толстой   “Отцы и дети”
Н.С.Лесков   “Недоросль”
Д.И.Фонвизин   “Обломов”
И.А.Гончаров   “Бахчисарайский фонтан”
М.Шолохов   Быль “Кавказский пленник”
И.С.Тургенев   “Выбранные места из переписки с друзьями”

2. Произведение и герой.

“Обломов”   Скалозуб
“Недоросль”   Павел Кирсанов
“Мертвые души”   Кулигин
“Герой нашего времени”   княгиня Ольга
“Отцы и дети”   Сашка
“Слово о полку Игореве”   Захар
“Гамбринус”   Скотинин
“Горе от ума”   капитан Копейкин
“Гроза”   княжна Мэри

3. Автор и герой (русские писатели).

А.Н.Островский   Одинцова
Д.И.Фонвизин   Ленский
И.А.Гончаров   Калашников
Н.В.Гоголь   Штольц
И.С.Тургенев   Феклуша
Е.Шварц   Акакий Акакиевич Башмачкин
М.Ю.Лермонтов   Митрофанушка
А.С.Пушкин   Тень

4. Автор и герой (зарубежные писатели).

Марк Твен   Гаргантюа
Льюис Кэрролл   Эмма Бовари
Даниэль Дефо   Бильбо Беггинс
Уильям Шекспир   Гекк Финн
А.Конан Дойль   Пятница
Д.Р.Р.Толкиен   Чарльз Баскервиль
Бомарше   Алиса
А.Милн   Тибальд
Ф.Рабле   Фигаро
Г.Флобер   Кристофер Робин

Венгерский кроссворд

Задание для всех одно и тоже. Каждой команде выдается таблица с вопросами и объясняется задание на одном примере. Кто быстрее. Проверка по презентации.

Правильные ответы: Приложение 3.

Й Н И К Х А Л Ь У Б
И О В Ш М А О Г Л Е
К Х П У О Т Г А К И
С Е Ч А В Г О В О К
В М А Р Г А У Г А Ц
О К Я И Б В Р Т Е Ф
Е Л В Е О Е А С Т Б
Р М О Д И Й Т К О Л
Н О Г О К В Е Л С Т
Т О В Р Ь Ц Т О Й О

Кто это написал?

  1. “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…”.
  2. На деревню дедушке Константину Макарычу…”.
  3. “Мне грустно, потому что я тебя люблю…”.
  4. “Нынче больше, чем всегда, безумных развелось людей, и дел, и мнений…”.
  5. “Деточка, все мы немножко лошади…”.
  6. “Человек – это звучит гордо!”.
  7. “Мне и доныне хочется грызть горькой рябины жаркую кисть”.
  8. “Тебе покорной? Ты сошел с ума!”.
  9. “Поднимите мне веки!”.
  10. “Рукописи не горят!”.
  11. Трудно быть богом”
  12. “Все счастливые семьи похожи друг на друга…”.
  13. “Я послал тебе черную розу в бокале…”.
  14. “Сияла ночь. Луной был полон сад…”.

Буквомикс

Каждая команда вытягивает по две карточки (Приложение 4) и составляет в каждой по три имени (бог или герой, писатель или поэт). Проверка по презентации.

1. Из букв двух слов составьте имя древнегреческого бога.

А) СОН + РОК (Кронос)

Б) САН + ТУР (Сатурн)

В) ТОН + ПУЛ (Плутон)

2. Из букв двух слов составьте имя мифологического персонажа.

А) ПЕНА + ПОЛЕ (Пенелопа)

Б) МАРТ + ВИНО (Минотавр)

В) НОГА + ТИНА (Антигона)

3. Из букв двух слов составьте фамилию русского писателя или поэта.

А) КРАН + ЗИМА (Карамзин)

Б) КРЕН + СОВА (Некрасов)

В) КИЙ + СБРОД (Бродский)

4. Из букв двух слов составьте имя персонажа античного мифа.

А) НОГА + РОГ (Горгона)

Б) ПОЛЕ + МИФ (Полифем)

В) АРА + ДИНА (Ариадна)

Перевёртыши

Каждой команде по очереди загадывается по шесть перевертышей названий книг.

  1. Синяя бейсболка. (“Красная шапочка”)
  2. Квадратик. “(Колобок”)
  3. Мышка в босоножках. (“Кот в сапогах”)
  4. Континент мусора. (“Остров сокровищ”)
  5. Прибитые штилем. (“Унесенные ветром”)
  6. Счастье от глупости. (“Горе от ума”)
  7. Закон и поощрение. (“Преступление и наказание”)
  8. Мышка-домоседка. (“Лягушка-путешественница”)
  9. Солнечный принц. (“Снежная королева”)
  10. Девочка с ладошку. (“Мальчик-с-пальчик”)
  11. Пиноккио. (“Буратино”)
  12. Матери и родители. (“Отцы и дети”)

Логические цепочки

К каждому приведенному логическому ряду командам нужно добавить одно слово, продолжающее этот ряд. Первые два слайда продолжает дополнять команда, победившая в предыдущем раунде.

  1. Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро… (нужно продолжить цепочку именами сыщиков).
  2. “Барышня-крестьянка”, “Станционный смотритель”… (любое произведение из цикла “Повести Белкина”, например, “Метель”, “Выстрел” и т.д.).
  3. Лиза Муромская, Татьяна Ларина… (героини произведений А.С.Пушкина).
  4. Тарханы, Ясная Поляна… (места, где жили поэты и писатели).

Файнворд

Командам выдается раздаточный материал (приложение 5). Задание: найти в тексте 7 слов, связанных с зимними видами спорта.

Иногда по утрам Плинухин вспоминал своё деревенское детство. Он лежал с закрытыми глазами в постели, и перед ним отчетливо возникали изба, бабушка, соседи, даже конь Ломтик, которого часто запрягали в телегу.

Сегодня Плинухину вспомнилось, как он, шестилетний, попросил однажды прокатить его по улице.

- Залазь, согласился сосед, дядя Вася, и поднёс папироску ко рту. – А, чёрт, погаслаЛомтик, стой. За спичками схожу. Дома забыл. А ты, Стёпка, - сказал он Плинухину, - сиди смирно.

Но едва возчик ушёл, малец стегнул Ломтика хворостиной и громко крикнул:

- Но-о!

- Конь кивнул головой и тронул с места. Хозяйский пёс Сапсан кинулся следом. Стёпка ещё хлестнул несколько раз Ломтика, и тот прибавил ходу.

- Стой, лешай! Башку оторву! – кричал вышедший из дома дядя Вася.

Куда там! Телега неслась по неровной дороге. Грозный крик долетел уже издалека:

- Тока попадись! Шкуру спущу!..

На повороте под колесо попал камень. Телегу тряхнуло. Стёпка свалился, упал на обочину. Конь остановился. Подбежал перепуганный возчик, ощупал Стёпку.

- Руки-ноги целы. Жив-здоров, значит. Ладно, не плачь, голубчик. Садись. Довезу до дома.