Самоанализ педагогической деятельности учителя географии и классного руководителя Смышляевой Е.Ю.

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Модернизация образования, т.е. обеспечения его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда – в той или иной мере. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – ускорение темпов развития общества. Каким будет мир в середине 21 века, трудно себе представить, поэтому школа должна готовить своих учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, самостоятельность. На рынке труда сегодня новые требования к выпускникам школ: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу.

С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей и компетенций. В данном случае под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Цель своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования.

Моя цель, как педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.

Задачи своей деятельности вижу следующие:

1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию.

Сегодня умение работать с информацией становится ключевой задачей, поскольку каждые полгода на земле информация удваивается. Каждый человек, решающий конкретную задачу, должен уметь отобрать и воспользоваться именно той информацией, которая необходима для решения вопроса; находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты.

2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.

3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику. По моему убеждению, современный выпускник – это позитивная личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирующаяся на успех.

Современный ученик:

  • Ориентирован на общечеловеческие ценности.
  • Ответственен за свои поступки.
  • Самостоятелен в выборе решений.
  • Психологически раскрепощен.
  • Общественно активен.
  • Интеллектуально развит.
  • Творческий, способный к креативному мышлению.

Формирование у школьников ключевых компетенций и компетентностей достигается не только за счет изучения учебного предмета, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими сторонами жизни детей. Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Творческий поиск меня, как учителя, связан с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода. Это позволяет решать проблему мотивации учебной деятельности, создавать модель “учения с увлечением”.

Приоритетным направлением в своей работе считаю использование компьютера, электронных учебных пособий, Интернет-ресурсов, интерактивной доски, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным. Стараюсь активно внедрять в образовательный процесс современные проектные и информационные технологии. Преимущества использования ИКТ на уроках географии:

  • Усиление наглядности и яркости обучения.
  • Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
  • Большая заинтересованность учащихся.
  • Расширение видов деятельности на уроках.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • ИКТ – голососберегающая технология для учителей.
  • Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет.
  • Возможность возврата к пройденному материалу.
  • Повышение значимости, престижа географии.

Результатом использования ИКТ является:

  • Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.
  • 100% итоговая успеваемость по географии.
  • Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.

Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока , увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. В своей работе придерживаюсь слов Ушинского : “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.” Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся:

Уроки-соревнования, игры:

  • КВН.
  • Ролевая игра.
  • Викторина.
  • Турниры.

Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:

  • Урок – диалог.
  • Урок – пресс конференция.
  • Урок – путешествие.
  • Урок – репортаж.

Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.

Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся. Играя, ученики ставят творческие задачи, в решении которых им помогают знания, умения, воображение, выдумка. Примерами использования игровых технологий урок-КВН по темам “Литосфера”, “Гидросфера” в 6 классе, урок по теме “Сфера услуг в городе Верхотурье” в 9 классе, Урок в 10 классе на тему “Сельское хозяйство Зарубежной Европы” и др.

В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Согласна с Е.Евтушенко, который писал: “Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы, как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.”

Стараюсь рассмотреть достоинства у каждого ребенка. Ведь каждый хорош по-своему. “Взгляни горе в лицо – тупа вершина,

А сбоку посмотри – она остра,
Иди к горе – она все выше,
А от горы – и ниже все она.
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же, – в этом суть,
А измененья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть”

Придерживаюсь в своей деятельности такой педагогической идеи – каждый ребенок способен созидать и творить! Поэтому:
1) творческий подход к решению любых проблем;
2) творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности;
3) только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать;
4) не “проходить” материал, а жить в нем;
5) учитель-ученик-родители – это партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого ребенка;
6) индивидуальные творческие задания– каждому ребенку в зависимости от его способностей.

В результате класс превращается в коллектив личностей. Один – красноречивый докладчик, расскажет об истории открытия материка, другой – неплохо рисующий, создаст картосхему маршрута исследователей континента, третий – особо неравнодушный к компьютеру, приготовит презентацию или слайд-фильм о достопримечательностях изучаемой территории; четвертый, мечтающий стать журналистом, подготовит репортаж с места событий; пятый – любитель всех и все покритиковать, проанализирует работу своих одноклассников, выявив все ее достоинства и недостатки; шестой – попробует сложить стихи о своих впечатлениях об изучаемой местности; седьмой – усидчивый, неторопливый, приготовит кроссворд по теме.

Ребята устают от однообразия, им хочется учиться весело, необыкновенно, и я стараюсь им в этом помочь. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…”

Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую уроки-дискуссии, семинары, создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы. Например, на уроке географии в 9 классе по теме “Особенности развития хозяйства России” ребята сравнивают командно-административную и рыночную экономику, оценивают преимущества и недостатки каждой из них, на уроке обществознания размышляют о том, какая форма правления наиболее эффективна для современной России, выявляют проблемы сферы услуг в нашем городе, пытаются предсказать последствия таяния ледников в Антарктиде.

Делать уроки более эмоционально окрашенными помогает поэзия. Часто начинаю урок со стихотворения:

“Урал, опорный край державы, ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы и славы нынешней творец!

“Равнина. Равнина. Ни яра, ни пади,
Равнина на север, равнина на юг,
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг…”

“Есть на все в программе мера,
Наша тема “Литосфера” завершилась, как ни жаль,
И теперь зовет нас вдаль гидросфера-оболочка,
Только рано ставить точку,
Знания о земной коре пригодятся детворе”

Моя задача – направлять детей в нужное русло, стараясь при этом развивать в них самостоятельность мышления.

“Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицей, –
Пока идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится,
Зато , куда б ты ни попал и по какой распутице,
Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется”

Основу методической деятельности каждого учителя закладывает система работы школы. Наша гимназия осуществляет свою деятельность на основе личностно-ориентированного подхода. Формируя собственную систему работы, я определила цель деятельности, исходя из целей школы личностной ориентации, когда обучение и воспитание строится с установкой на саморазвитие личности. Вся моя педагогическая деятельность направлена на получение определенного результата – свободной, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к само развитию и самореализации.

Проектируя свою профессиональную деятельность на следующий межаттестационный период, формулирую для себя основную цель: не просто дать сумму знаний, умений и навыков, а сформировать развитую личность, умеющую применять образование в любой области науки, адаптироваться к современным условиям, самореализоваться в интеллектуальной и духовной сфере жизнедеятельности.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Повышение профессиональной компетентности(через курсовую переподготовку, обмен опытом, изучение литературы)
  2. Дальнейшее освоение и использование инновационных технологий в условиях в условиях внедрения компетентностного подхода в обучении и воспитании.
  3. Повышение уровня обученности через интеграцию инновационного, научно-исследовательского и общеобразовательного процесса.
  4. Отслеживание результатов собственной деятельности и создание банка диагностических материалов по определению сформированности ключевых компетенций(через– а)анализ уроков, практических работ, итоговых занятий,
    б)анкетирование учащихся
    в)систему мониторинга

Тему методической работы на следующий межаттестационный период, формулирую так: “Компетентностный подход как условие самореализации обучающихся и педагога”. Реализацию компетентностного подхода планирую осуществлять в следующих направлениях:

  • Развитие ключевых компетенций при работе с учебным материалом(анализ понятий, аргументация выводов, выявление причинно-следственных связей.
  • Развитие обобщенных умений предметного характера(анализировать таблицы, графики, диаграммы, умение сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для анализа природных, социально-экономических процессов и явлений)
  • Усиление практического характер образования(поиск нужной информации в разных источниках, публичные выступления, презентации результатов познавательной деятельности)

Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно не объяснял, если он лишен любви к детям, сердца, мастером он не станет. Без этого трудно покорить учеников. Если дети видят, что учитель может их научить и понять их внутренний мир, они за ним пойдут.

Школа. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить добрый след в сердцах своих воспитанников. Это моя жизнь.

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям. Воспитательную работу со своим классом строю под девизом: “Мы такие разные, но мы – вместе!”, “Мы счастливы, потому что мы вместе!”, “Последний год – он лучший самый!”, “Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!”

Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в обществе. Исходя из целей воспитательной работы, свою деятельность осуществляю по следующей системе:

  • Изучение класса и отдельно каждого ученика(личные дела, характеристики, наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, руководителями кружков и секций). Изучение учащихся продолжается на протяжении всего срока их обучения.
  • Формирование и развитие классного коллектива – одно из главных направлений в работе, предполагает также изучение учащихся в процессе разнообразной деятельности, с учетом основных типов высшей нервной деятельности.

В классе всегда функционирует орган самоуправления: совет класса во главе с дежурным командиром. В основном члены совета самостоятельно решают вопросы планирования и организации классных дел.

  • Повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень обученности и сознательная дисциплина– показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. (Совет класса, рапортичка, дневники.)
  • Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы. (Совет класса – планирование, отчет и анализ деятельности, поощрение лучших, совместные с родителями праздники, традиции класса.)
  • Координация воспитательной деятельности учителей (поздравления педагогов, приглашения на классные часы, родительские собрания, рапортичка).
  • Работа с родителями учащихся. (Принципы работы с родителями: а) помнить, что их дети– самое дорогое в жизни б) каждая встреча – полезна и результативна в)только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов г) общение с родителями должно служить не во вред, а во благо ребенку.)

Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого ученика и удовлетворенность жизнью в школе все ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в коллективе у подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки вместе со знаниями и умениями – залог успеха выпускников.

Наши достижения:

  1. Призовые места в традиционных школьных делах.
  2. Весь класс – участник Кросса наций.
  3. Выступление всем коллективом на городском торжественном собрании, посвященном Дню рождения комсомола.
  4. Весь класс – факельная группа.
  5. Лучший дежурный класс.
  6. Победители городского конкурса “Ученик года”-Кошкин И. ,Постникова Ю, Дуркина К.
  7. Награждены грамотами Главы ГО Верхотурский – Балясова Н. ,Протопопова А., Сусекова Т., Ясас Я., Желтов Н.
  8. Лучший родитель года – Желтова И.А., Бахтиярова Ш.А.
  9. Все сдали ЕГЭ и поступили в учебные заведения: в ВУЗы – 10 . колледжи – 10, в лицей – 1, в ПТУ – 1.

Можно долго говорить о работе классного руководителя, но надо отметить главное. А главное – это воспитание отношениями. Все наши слова, дела только тогда имеют смысл и значение, когда они возвышают, порождают высоконравственные отношения. В них нельзя врать , фальшивить. Надо относиться к своей работе так, как будто “Классное руководство-это не обязанность, это бесконечное творчество!” Ведь классные руководители – это уникальные люди в уникальной профессии и наше главное достижение-это наши дети.