Экспериментальная работа в школе как ресурс совершенствования учебно-воспитательного процесса

Разделы: Администрирование школы


В президентской инициативе «Наша новая школа» четко и ясно сформулированы требования к современной школе. Модель школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечить рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить и принимать нестандартные решения, проявлять инициативу, то есть выпускник должен приобрести ключевые компетенции, чтобы быть успешным в конкурентной среде. В связи с этим большинством педагогических коллективов школ изыскиваются ресурсы совершенствования УВП, осуществляется разработка инновационной модели школы на основе новых ценностных ориентиров, целей, содержания образования и методов организации УВП. Изучение практики работы нынешней школы позволяет сделать вывод о том, что далеко не все ресурсы, имеющиеся в арсенале педагогических коллективов, используются, поэтому УВП, главным в котором является урок, пока еще далек от совершенства. Многочисленные исследования выявили типичные недостатки урока как основной единицы УВП:

  • Слабое знание типологии уроков, рождающее их однообразие, шаблонную структуру;
  • Недооценка специального продумывания целей и задач урока;
  • Перегруженность содержания учебного материала в ущерб развитию УУД;
  • Бедность арсенала методов обучения;
  • Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;
  • Пассивная позиция большой части школьников в учебном процессе;
  • Бессистемность в работе над формированием УУД.

Таким образом, одной из важнейших проблем школы является проблема совершенствования урока как основной структурной единицы обучения.

Вторая проблема – недостаточная работа школы по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников. В школе редко создаются условия для формирования умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать сам процесс и его результаты. Все это диктует необходимость овладения учащимися рядом новых универсальных компетенций (УУД), которые обеспечивают успешную социализацию в современном мире.

Третья проблема - это «недополучение» многими учащимися тех знаний и умений, которые нормируются учебными программами и требуются от абитуриентов в вузах. Действительно, многие школьники учатся ниже своих возможностей, реальные результаты часто не оправдывают ожиданий учителей и родителей. При этом и те, и другие тратят огромные усилия для успеха ребенка, а эффективность оставляет желать лучшего. Очевидна ограниченность возможностей традиционных методик обучения и воспитания. Обновление и освоение новых – веление времени.

Названо лишь несколько школьных проблем. И для совершенствования УВП в школе необходимо искать и использовать те ресурсы, которые помогут сделать обучение более эффективным, а учащихся мотивированными и конкурентноспособными.

Ресурсы – это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала. Какими ресурсами располагает практически любая школа для совершенствования УВП?

  1. Ресурс образовательных технологий:
  • Увеличивают потенциал творческих способностей (проектная технология);
  • Создают условия выбора возможностей для самореализации (уровневое обучение);
  • Усиливают эффективность обучения и развивают коммуникативные навыки (КСО);
  • Повышают уровень самостоятельности и способствуют сохранению здоровья учащихся (модульная и мультипрофильная технологии обучения).

Более того, владение различными образовательными технологиями повышает профессиональную компетентность педагогов, так как учитель включается в их изучение и апробацию.

  1. Ресурс информатизации УВП:
  • Обуславливает создание условий для доступа к источникам информации, развитие способностей, связанных с ее поиском, обработкой, использованием, с формированием информационной компетентности в целом. С помощью виртуальных уроков, дистанционного обучения можно обеспечить «образование без границ».
  • Незаменимым становится применение ИКТ в организации оперативного контроля, в осуществлении персонифицированного сопровождения ученика.
  • ИКТ способствует активизации аналитической деятельности учащихся: дети не только добывают и воспроизводят информацию, но и отбирают ее, оперируют ею.
  • ИКТ открывают огромные дидактические возможности , связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно представить иными способами.
  • ИКТ становится основой для проектной деятельности, самостоятельной научно-исследовательской деятельности, способствуют реализации творческого потенциала детей.
  • ИКТ играют серьезную роль в изменении контроля ЗУН и УУД учащихся, они характеризуются оперативностью, создают широкие возможности для дифференциации, обобщения результатов, в значительной мере являются бесстрессовыми, поэтому способствуют здоровьесбережению.
  • Электронные журналы и дневники обеспечивают возможность оперативного взаимодействия с родителями, своевременное получение ими объективной и достоверной информации о ребенке.

Все это способствует повышению учебной мотивации, оптимизации обучения, совершенствованию УВП в целом.

  1. Ресурс личностно-ориентированного обучения.

Речь идет о таком обучении, в котором на первом месте не предметное знание, деятельность ученика по овладению знанием. Учитель проектирует адаптивную образовательную среду обучения, в которой каждый ребенок может реализовать свои образовательные потребности и способности. Этот ресурс предполагает организовать педагогический процесс так, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся и оказывать ему в процессе обучения важнейшие виды поддержки:

  • Психологическую
  • Здоровьесберегающую
  • Правовую
  • Коррекционную
  • Важнейшим ресурсом совершенствования УВП является экспериментальная деятельность педколлектива. Цели экспериментальной работы:
  • Повышение качества образования на основе развития профессиональной компетентности педагогов;
  • Создание условий для развития творчества учащихся и педагогов;
  • Выявление, изучение, обобщение и трансляция передового педагогического опыта.

ЭР является неотъемлемой поставной частью Программы развития школы, цель которой – создание обучающей среды, способствующей формированию ключевых компетентностей учащихся, мотивирующей учащихся на самостоятельное добывание и использование в образовательных целях необходимой информации.

ОЭР требует определенного построения по направлениям:

  • Постановка целей и задач, на решение которых направлена деятельность педагогов-экспериментаторов.
  • Организационная работа.
  • Методическая работа.
  • Психологическое сопровождение.
  • Взаимодействие с различными участниками социума.

Каждое направление содержит обязательные элементы:

  • Задачи, направленные на реализацию целей ОЭР;
  • Мероприятия, проводимые с целью решения обозначенных задач;
  • Ответственные за проведение мероприятий;
  • Сроки проведения мероприятий;
  • Планируемый результат по решению каждой задачи

По такому пути рекомендуется строить ОЭР каждому ОУ. Это апробированный путь, дающий положительные результаты. Анализ ЭД в ГБОУ СОШ №1360 это подтверждает. Наше ОУ работает в экспериментальном режиме с 1994 года. Экспериментальные идеи проходили проверку в практической деятельности школы, меняя ее облик :

  • Школа-лаборатория, организующая и апробирующая модульную организацию УВП
  • Экспериментальная площадка, изучающая, апробирующая и внедряющая новые педагогические технологии на всех ступенях обучения, включая начальную школу (модульную, КСО, игровую, проектную, Дальтон-план и другие)
  • Школа с углубленным изучением математики, реализующая ОЭР по нескольким направлениям («Индивидуальный учебный план», «Создание адаптивной образовательной среды обучения», «Информационно-технологический профиль», «Пилотная школа по апробированию и внедрению новой системы финансирования и оплаты труда учителя».)

За 17 лет экспериментальной деятельности накоплен богатый теоретический и практический опыт, значительный научный и методический потенциал. Следует отметить, что опыт школы широко транслируется, что концепции ряда школ Москвы и других регионов России разрабатывались с ориентацией на опыт и достижения нашего ОУ. Все этапы ОЭР имели свои результаты, которые способствовали совершенствованию УВП в школе.

Вовлечение педагогов в освоение НПТ ( в % от общего состава)

Технология

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Модульная

64

64

70

76

КСО

72

67

74

81

Игровая

45

40

49

54

Проектная

38

38

45

57

Создание собственных информационных ресурсов, поддерживающих ОП

9

9

17

22

Уровень профессионального мастерства педагогов

Доктора наук и кандидаты

Заслуженные учителя

Почетные работники

Лауреаты Грантов

Высшая категория

Первая категория

2/2

5

16

5

42

10

Транслирование передового педагогического опыта (2010-2012 учебные годы)

Педагоги участвуют в конференциях, методических семинарах, круглых столах окружного, городского и международного уровня, проводят мастер-классы. Деятельность по организации открытых мероприятий позволяет лишний раз проанализировать и систематизировать собственный опыт, а также получить независимую экспертную оценку своей деятельности. Эта работа повышает самооценку учителя, которая получает признание не только в своем коллективе, но и на более высоком уровне, что становится стимулом для его развития.

Окружные и городские семинары

Конференции

Публикации

Педагогические чтения

53

2

9

17

Показатели ГИА и ЕГЭ (в динамике за 2 года)

Предмет

ГИА

ЕГЭ

2009-2010

2010-2011

2010-2011

2009-2010

2010-2011

Русский язык

77

63,2

64,9

69,5

75,1

Математика

83,3

88,6

56

60,4

61,8

Информатика

 

 

68,5

71,7

72

Физика

 

 

59

56,9

65,9

Иностранный язык

 

 

54,7

63,9

64,4

Обществознание

 

 

55,8

60,1

65

История

 

 

42,8

65,5

73

Литература

 

 

64,5

78,3

 

Биология

 

 

64,5

66,8

 

Химия

 

 

 

64,8

 

Показатели работы с мотивированными детьми (в динамике за 2года)

Работа с мотивированными детьми является одним из приоритетных направлений в работе всего педагогического коллектива. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным потенциалом возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Поэтому хотелось бы подчеркнуть мысль о том, что развивать необходимо каждого ребенка, обеспечить возможности творческой и интеллектуальной самореализации личности в различных видах деятельности. Для развития учащихся различных способностей в школе организовано:

Выездная математическая школа – для тех, кто хочет повысить свой уровень по математике.

ИУП и профильное обучение – для более успешной подготовки в вузы.

НОУ «Юные Кулибины» - для высоко мотивированных детей.

Вся эта работа проводится в рамках этого или иного эксперимента, который реализуется в школе. Результат – выступление учащихся в олимпиадах и конкурсах, а также результаты поступления в вузы.

Участие в олимпиадах

Год

ВОШ

Другие олимпиады

2010-2011

67,3%

74%

2011-2012

74,2%

77%

Таким образом, реализация ресурса ОЭР дает значительные результаты, способствующие совершенствованию УВП в школе:

  • Создаются широкие возможности для позитивной самореализации учащихся и педагогов;
  • Отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли поисковой и исследовательской деятельности учащихся;
  • Созданы условия для обретения у ребят опыта проектной деятельности , начиная от мини проектов до серьезных работ, успешно представляемых на конференциях городского и международного уровня, что становится стимулом для развития индивидуальности учащихся;
  • Наблюдается позитивная динамика в уровне подготовки учащихся, что подтверждается результатами олимпиад, ГИА и ЕГЭ

Надо ли начинать экспериментальную работу в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать наличие некоторых обязательных условий:

  • Готовность коллектива к инновациям
  • Общность профессиональных взглядов
  • Опыт самоанализа и рефлексии
  • Знание потребностей и ресурсов ОУ.

Закончить статью хочу словами популярного современного бразильского писателя и поэта Пауло Коэльо: «Есть только один путь постижения – ДЕЙСТВОВАТЬ».