Авторская воспитательная программа "Радуга"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


1. Концепция воспитательной системы класса.

1.1. Пояснительная записка

Ребенок вырастает человеком там,
где царит надежда на лучшее, а не страх перед худшим”. С.Соловейчик

В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствии с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Во многом именно от учителя зависит, какие ценности для ребенка станут наиболее важными. На мой взгляд, главная задача учителя начальных классов (как воспитателя) помочь ребенку стать личностью, успешно найти свое место в жизни.

Принимая первый класс, я в течение месяца внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать детей в последующие четыре года. Таким образом, с самого начала я определяю, к какому конечному результату я должна прийти.

Для себя я составляю программу всей воспитательной работы на четыре года. Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю важным в своей работе – “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности” (Закон “Об образовании”). Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом с тем, у кого неудача, воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни – вот те маяки, на которые мы будем равняться.

В своей программе построила работу с детьми по шести направлениям: “ Мой мир знаний”, “ Мой образ жизни”, “ Мое здоровье”, “Мой досуг”, “ Гражданин”, “ Моя семья – моя радость”.

Работа по данным направлениям реализуется через организацию классных часов, конкурсов, игр, КВНов, проектов, внеклассных мероприятий. Через совместную деятельность родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе, как посторонние наблюдатели.

Содержание программы “Радуга” соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Функции классного руководителя в начальной школе.

Функции Деятельность
1. Информационно-

аналитическая.

Формирует банк данных об учащихся; о возможностях родителей в воспитательной работе.

Осуществляет анализ состояния учебно-воспитательного процесса в классе.

2. Мотивационно - целевая Определяет цели и задачи воспитательной работы совместно с родителями.
3. Планово –

прогностическая

Совместно с родителями и учениками класса прогнозирует развитие классного коллектива. Осуществляет планирование воспитывающей деятельности.
4. Организационно –

Исполнительская

Организует выполнение намеченных классных мероприятий, оказывая помощь органам ученического самоуправления и привлекая к выполнению родителей.
5. Контрольно –

оценочная

Совместно с органами классного самоуправления контроль и оценку учебно-воспитательного процесса.
6. Регулятивно –

коррекционная

Обеспечивает создание условий для формулирования и развития личности учащихся и классного коллектива.

Цель воспитательной работы:

Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи:

  1. Формировать интеллектуальную культуру учащихся.
  2. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям.
  3. Прививать навыки здорового образа жизни.
  4. Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности
  5. Способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся
  6. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

1.2. Механизм построения и функционирования воспитательной системы.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенний туристический слет, новогодний праздник, лыжные прогулки, день Учителя, “Служу Отчизне”,праздник мам и бабушек, встреча с участниками Великой Отечественной войны, игра-путешествие “ До свидания, 1,2,3,4 класс!”, день именинников.

2. Основные направления

МОЙ МИР ЗНАНИЙ

МОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

МОЕ ЗДОРОВЬЕ

МОЙ ДОСУГ

ГРАЖДАНИН

МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ РАДОСТЬ

3. Принципы: системности, последовательности, успешности, открытости, индивидуальности

4. Этапы реализации воспитательной программы

Организация деятельности осуществляется в 3 этапа:

Первый этап: адаптационный “Давайте познакомимся”(2007 – 2008 уч.год)

Задача: изучать потребности, интересы и склонности первоклассников, способствовать безболезненной адаптации к школьной жизни.

Второй этап: этап развития “ Всем нам весело” (2008 – 2009 уч.год)

(деятельность по сплочению классного коллектива)

Задача: способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива

Третий этап: демонстрационно-итоговый “ Все мы разные и этим мы прекрасны” (2009 – 2010, 2010-2011 учебный год)

Задача: развивать инициативу и самостоятельность в делах класса, совершенствовать работу самоуправления.

6. Реализации воспитательной программы.

Приоритетные направления воспитательной работы.

Направление 1. “ Мой мир знаний”

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи работы:

  1. Определить учебные возможности ученика.
  2. Создать условия для продвижения учащихся с особыми образовательными потребностями.
  3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
  4. Способствовать самостоятельному поиску информации.

Виды деятельности:

  • ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;
  • интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся;
  • организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную деятельность учащимися

Формы работы:

  • конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений;
  • интеллектуальные игры внутри класса, параллели.
  • интеллектуальные бои;
  • спецкурсы для интеллектуального развития.

Ожидаемые результаты:

  • практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни;
  • участии в конкурсах и олимпиадах школьного и муниципального уровней.

Направление 2. “ Мой образ жизни ”

Цель: обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы:

  1. Формировать у учащихся жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.
  2. Формировать у детей такие ценные качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

Формы работы:

  • тематические классные часы.
  • праздники, конкурсы, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

  • умение преодолевать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми;
  • умение общаться, проявляя положительные эмоции;
  • создание положительных ситуаций общения.

Направление 3. “ Мое здоровье”

Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни

Задачи:

  1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  2. Воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.

Виды деятельности:

  • сотрудничество с медицинской сестрой с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями- предметниками;
  • формирование у учащихся позитивного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Формы работы:

  • привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности;
  • спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, соревнования внутри класса и между классами.

Ожидаемые результаты:

  • низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;
  • умение противостоять вредным привычкам;
  • умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);
  • выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.

Направление 4. “ Мой досуг”

Цель: развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Продолжить развитие у учащихся творческих начал и создавать условия в классе для проявления индивидуальных способностей

2. Использовать активные и нестандартные формы внеклассной деятельности учащихся, их интересам и возможностям.

3. Развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4. Использовать досуговую деятельность как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Виды деятельности:

  • изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
  • консультация в выборе кружков, клубов, секций.
  • представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
  • предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
  • привлечение родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных праздников.

Формы работы:

  • празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • посещение музеев, выставок;

Ожидаемые результаты:

  • учащийся должен испытывать чувство ответственности за порученное дело,
  • должен научиться жить в коллективе, стать активнее, проявлять свою инициативу.

Направление 5. “ Гражданин”

Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него, выполнения нравственных норм человека в социуме.

Задачи:

  1. Формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  2. Формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;
  3. Способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.

Виды деятельности:

  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;
  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;

Формы работы:

  • тематические нравственные, правовые часы;
  • изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
  • организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса;
  • праздничные поздравления одноклассникам, родителям, учителям;
  • встречи с представителями правовых структур;
  • встречи с ветеранами труда;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике.

Ожидаемые результаты:

  • осмысление своих поступков;
  • способность принятия правильного решения в жизненно значимых ситуациях;
  • осознание своих прав и прав других людей;

Направление 6. “ Моя семья – моя радость”

Цель: воспитание в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи.

Задачи:

  1. Организовывать совместные праздники.
  2. Просвещать родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

Виды деятельности:

  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы;
  • привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий

Формы работы:

  • консультации – индивидуальные и коллективные.
  • дни открытых дверей – разрешение родителям побывать на уроках, внеклассных мероприятиях.
  • телефон доверия – разрешение родителям обсудить с классным руководителем
  • важные для воспитания ребёнка вопросы.
  • совместная деятельность - привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников.
  • совместные праздники, конкурсы.
  • беседы.
  • Тестирование
  • Ожидаемые результаты:
    • тесный контакт с родителями, взаимопонимание общих проблем, участие в жизни класса и школы.

Основные направления и дела классного коллектива.

Приложение 1

Ожидаемые результаты реализации программы

- высокий уровень сплоченности коллектива

- активное участие родителей в делах класса

-способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ

-повышение уровня культуры учащихся

-активизация интереса к творческим занятиям

-увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях) Изучение эффективности воспитательной системы. Для определения эффективности выбранной системы воспитания учащихся использую различные диагностические методики.

Проблема изучения

Методики

сроки

1

Состояние межличностных отношений.

Социометрия по методике разработаннойг

Я.Л. Коломинским

январь

2

Изучение уровня удовлетворенности школьной жизнью

Методика “ Градусник”

май

3

Оценка родителями роли образовательного учреждения и педагога в воспитательном процессе.

Комплексная методика для родителей разработана А,А.Андреевым

Май

Перечисленные методики позволяют получить необходимую информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Используемая литература:

1. Конвенция о правах ребенка (1990 г.).

2. Закон РФ “ Об основных гарантиях прав ребенка”.

3. Федеральный закон “ Об образовании”

4. Планирование воспитательной работы в классе (под редакцией Е.Н.Степанова)

5. Спутник классного руководителя. М.: Центр “ Педагогический поиск”, 2001 – 193.

6. Деркелеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006 . -332с.