Творческие задания на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Василий Ключевский

Одной из основных задач в обучении учащихся начальной школы является сохранить интерес к изучению иностранного языка. Начиная изучать иностранный язык в условиях искусственной языковой среды, в условиях целенаправленного обучения и определенной (фиксированной) продолжительности во времени, при ситуативно-деловом характере общения, где форма взаимодействия – ребенок – педагог, учащиеся обычно сталкиваются с трудностями. Трудности в понимании иноязычной речи на слух (аудировании), выражении своих мыслей средствами изучаемого языка (говорении), чтении и письме. Чтобы снять, возникающие трудности при обучении иностранному языку, можно использовать творческие задания. Работая в начальной школе, я заметила, что обучение становится легче и интересней, если предложить ученикам творческие задания. Они способствуют лучшему усвоению материала, а иногда помогают объяснить сложные для понимания темы и закрепить их.

В 1 классе заканчивая тему «Моя семья» можно предложить ученикам принести фотографии своей семьи. Будет интересно не только тому, кто рассказывает о своих близких, но и тем, кто его слушает. Одноклассникам интересно узнать больше о тех, с кем они учиться. На знакомом материале, которым ученик уже хорошо владеет, он расскажет в быстром темпе и эмоционально.

Заучивая диалог о Зоопарке (кассета № 113), можно предложит ученикам разыграть кукольный спектакль. Примеряя на себя роль выбранного персонажа, ученик легко заучивает нужные фразы, без перевода понимая смысл из сложившейся ситуации.

А стихи лучше заучивать, используя показ игрушек, по схемам или по картинкам.

Во 2 классе заканчивая тему по правилам чтения, можно предложить сочинить сказку о буквах и звуках. Это помогает ученикам запомнить правило чтения тех, буквосочетаний, которые им трудно читать. Вот например, что сочинила Кузнецова Ксения, ученица 2 «Л» класса.

«Однажды буква «Р» пришла в гости к букве «Н» и стали они играть:

Р – Давай изображать звуки и отгадывать какое животное их издает.
Н – Хорошо. «Ху – ху – ху.
Р – Может это обезьяна?
Н – Верно. Теперь ты.
Р – «Пи – пи – пи». Кто это?
Н – Похоже на мышку.
Р – Правильно. Давай теперь попробуем изобразить кого-нибудь вместе.
РН – «f – f – f»
Р – Какой интересный звук получился. Мне кажется так фырчит ежик.

С тех пор, когда нужно было услышать звук «f», буквы «Р» и «Н» соединялись вместе.»

Читая сказку в учебнике «Little Red Hen» по ролям, мы поставили спектакль, что помогло ученикам запомнить такие фразы как: What a pity! What’s the matter with you? Don’t worry. All right!...

Сказки помогают объяснить и сложный грамматический материал, который дети с трудом воспринимают. Можно рассказать им про сказочную Английскую страну со сказочной Английской королевой. Привожу пример сказки так, как я даю ее в 1 классе. По-моему это очень интересный прием, как можно дать грамматические правила через сказку. Когда дети делали ошибки, не правильно ставя глагол «to be» в предложении, стоило только сказать: А ты помнишь сказку? И ребенок сам исправлял ошибку.

СКАЗКА ПРО ГЛАГОЛ «TO BE»

Далеко-далеко, на Северном море есть страна Англия, расположенная на островах. И правит в той стране Английская королева. Все в той стране правильно. И все жители там живут по правилам. Но вот однажды Английская королева отправилась по делам в гости к королеве Французской.

В Англии жил глагол «to be», который хотел быть самостоятельным и все делать сам. И вот, когда Английская королева уехала, он стал прыгать с места на место в предложениях. Из-за этого все жители не могли ни читать, ни писать, ни говорить. Об этом узнала Английская королева и срочно вернулась в Англию. Долго она думала, как наказать непослушного глагола. И вот, что она решила. Позвала королева к себе непослушного глагола и сказала: «Раз ты хочешь быть самостоятельным, так тому и быть. Но…. Будет у тебя три лица. Встречая разные слова, ты должен думать, каким лицом ты будешь с ним разговаривать».

И с тех пор, встречаясь со словом «I», он поворачивается к нему лицом «am». Встречаясь со словами «she, he, it» – лицом «is». Встречаясь со словами «we, they, you» – лицом «are».

Вот так глагол «to be» стал самостоятельным и стал сам задавать вопросы и говорить «нет» в предложениях, но каждый раз должен думать каким лицом разговаривать, встречая разные слова.

Для Past Indefinite можно придумать продолжение сказки. Например, когда глагол «to be» говорил о себе в прошедшем времени, то он превращался в двух-лицего. Одним лицом «was» он разговаривал, когда встречался со словами «he», «she», «I», «it». А другим лицом «were» он разговаривал, когда встречался со словами «they», «you», «we».

В 3 классе можно использовать такое творческое задание, как литературный перевод. Сначала я объяснила ученикам, чем отличается дословный перевод и литературный. Потом рассказала о том, как известный детский писатель К.И.Чуковский сначала был переводчиком стихов с английского языка на русский. И привела примеры его известных переводов, прочитав английское стихотворение и дав дословный перевод.

Можно дать ученику на перевод стихотворение из учебника, которое ему понравилось. Можно предложить перевести стихи из «Сказки Матушки Гусыни» или какую-нибудь песню. Например:

Ride away, ride away.
Johnny shall ride.
He shall have a pussy cat
Tied to one side.

He shall have a little dog
Tied to the other.
And Johnny shall ride
To see his grandmother.

Джонни едет, Джонни скачет.
Рядом с ним щенок маячит.
М котенок тоже рад,
Вместе к бабушке спешат.
        Ермолова Лиза 3 «М» класс.

Завершая тему «Животные», ученикам предлагается сделать доклад «Смешное животное», где можно придумать себе животное, которого нет. Ученики составляли из нескольких животных одно, придумывая им забавные имена, рассказывая о том, что они любят есть, что делать, как выглядят. В этом задании затрагиваются и уже изученные темы ранее (еда, части тела, повседневная жизнь). В докладе можно использовать новые слова, необходимые по содержанию текста, но с условием, что ученик знает перевод и чтение слов. Фантазии детей нет предела. Каких интересных животных они придумывают!

«This is an Elegirocrocopeacock. It is a funny animal. He has got a head with two big ears, a long neck, four legs and a big beautiful tail. He looks like an elephant with a giraffe’s neck. He looks like a crocodile with a peacock’s tail. He is colored: grey, yellow with brown spots, green and blue. He likes to eat fruits and meat. He likes to drink juice and hot chocolate. He likes to run and swim. He likes to play with rabbits and chickens. They play basketball and hide-and-seek. Also he likes to show his beautiful tail. All animals love this funny Elegirocrocopeacock.»

Так же можно предложить похожее задание «Мое любимое животное» и рассказать о реальном животном, его среде обитания, повадках, используя знакомый для учеников языковой материал.

Интересны уроки по закреплению пройденной темы в виде викторины, где ученикам предлагается в игровой форме повторить и закрепить материал по теме на конкурсной основе. Например по праздникам «Christmas and New Year»

Прочитав в книге для чтения сказку «PUFF-THE-BALL WANTS TO HAVE FRIENDS» мы поставили кукольный спектакль для учеников 1-3 классов.

В 4 классе ученикам больше интересны такие виды творческих работ, как постановка спектаклей и презентация мини-проектов. При постановке спектаклей у учеников есть возможность общаться друг с другом на иностранном языке. В проекте ученик показывает свои знания. Ученик учится правильно оформлять свою работу, что немало важно на начальном этапе обучения. Ученик подбирает материал в логической последовательности, иллюстрируя свою работу слайдами, что сделать не сложно, используя интернет. И здесь учитель уже работает индивидуально с каждым учеником. Такая работа направлена на учеников с повышенной мотивацией к обучению.

Проекты создаются как индивидуально, так и группой учеников и учителей. Например, закрепляя тему «Образование будущего времени», учениками были написаны сочинения на тему «Город будущего» на уроках английского языка. На уроках информатики и лего-конструирования ученики создавали свои города и писали о них на уроках русского языка и литературы. Так мы создали проект «The City of Future»

Выполняя творческие задания, ученик может обратиться к помощи взрослого, используя дополнительный материал и интернет. Но презентуя этот материал в классе, он должен рассказать его сам, пропуская через сердце, что отразиться в его эмоциональности, и через голову, что будет видно по его пересказу, а не чтению с листа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Таким образом, видно, что творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранного языка. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности. Так же видно, как усложняя задания из класса в класс, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». (Константин Кушнер)