Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать изученный материал;
  • учить работать в группе;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • проверить знание устаревших слов.

Оборудование:

  • портреты А.С.Пушкина;
  • иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, в том числе и выполненные обучающимися;
  • карточки с заданиями;
  • жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Это урок-игра по сказкам А.С.Пушкина. К этому уроку вы должны были прочитать следующие сказки Пушкина: “Сказку о попе и о работнике его Балде”, “Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”, “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказку о золотом петушке”, “Сказку о рыбаке и рыбке”.

– Кроме того, заранее разделившись на команды, вы должны были нарисовать иллюстрации по сюжетному плану “Сказки о царе Салтане…” (первая команда) и “Сказки о мёртвой царевне…” (вторая команда).

Правила игры.

  1. Во время игры команды отвечают по очереди на вопросы. Если одна команда не даёт правильного ответа, право ответа переходит к другой команде.
  2. За правильный ответ, правильно выполненное задание команда получает жетон в копилку, в конце игры жетоны подсчитываются, определяется команда-победительница.
  3. В качестве ответа на вопрос принимается первое высказывание, исправления не засчитываются.
  4. Во время игры запрещается выкрикивать, нарушать дисциплину, за нарушение правил учитель может отобрать у команды жетон.

II. Ход игры.

1 конкурс “Разминка”.

Назовите всех героев, которые встречаются в прочитанных сказках. Побеждает команда, которая назовёт героя последней.

2 конкурс “Назови героя”.

1. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька звучит. (царевна-лебедь)

2. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”)

3. И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами. (царица из “Сказки о мёртвой царевне”)

4. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого… (царевна из “Сказки о мёртвой царевне”)

5. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда)

6. Она улыбнулась—и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала. (шамаханская царица)

3 конкурс “Чей предмет?”

На карточках, разложенных на отдельном столе, написаны названия предметов. Из каждой команды по очереди выходят ученики, вытягивают карточку, читают название предмета вслух и называют героя, которому принадлежит этот предмет. Подсказывать запрещается.

Зеркальце (царица)

Невод (старик)

Корыто (старуха)

Верёвка (Балда)

Шёлковый шатёр (шамаханская царица)

Царский жезл (царь Дадон)

Золотой орех (белка)

Восточная белая шапка (звездочёт)

4 конкурс “Знание текста”.

  1. Зачем поп пошёл на базар?
  2. Какую плату с попа потребовал Балда?
  3. Откуда у царя Дадона золотой петушок?
  4. Что попросил звездочёт за петушка?
  5. В чём заключалась волшебная сила петушка?
  6. Что сделали с царицей и сыном бояре ( “Сказка о царе Салтане…”)
  7. Как царица и Гвидон выбрались из бочки?
  8. В каком месяце родился Гвидон? (в сентябре)
  9. Из чего князь Гвидон сделал лук?
  10. Кто и что придумал, чтобы поп не расплачивался с Балдой?
  11. Чем занимались богатыри, у которых жила царевна? (охраной границы и охотой)
  12. Как умерли сыновья Дадона?
  13. Какую песню пела белка? (“Во саду ли, в огороде…”)
  14. Что случилось с Дадоном, звездочётом и царицей?

5 конкурс “Устаревшие слова”

На доска написаны устаревшие слова из сказок Пушкина: молодица (молодая жена), девичник (праздник в доме невесты перед свадьбой), инда (даже), светлица(светлая комната в верхней части дома), сорочин (враг), спешить (скинуть с коня, сделать пешим), черница (монахиня), чернавка (служанка), булат (сталь), гости (купцы), яства (угощение, еда), рать (войско), шелом (шлем).

Команды по очереди выбирают слово, называют его значение. Слово, значение которого определено верно, учитель стирает.

6 конкурс “Сколько?”

  1. Сколько лет жили старик и старуха? (30 лет и 3 года)
  2. Сколько сыновей было у царя Дадона? (2)
  3. Сколько приданого было у царевны из “Сказки о мёртвой царевне…”? (7 торговых городов и 140 теремов)
  4. Сколько братьев было у царевны-лебеди? (33)
  5. Сколько богатырей было в тереме? (7)
  6. Сколько лет черти, по словам попа, не платили оброк? (3 года)
  7. Через сколько дней царь Дадон отправлял войска? (через 8)
  8. Сколько раз старик закидывал невод? (3 раза)

7 конкурс “Иллюстрации по порядку”

Для конкурса команды рисовали иллюстрации по сюжетному плану “Сказки о царе Салтане…”(первая команда) и “Сказки о мёртвой царевне…”(вторая команда).

Свои иллюстрации команды представляют соперникам. Соперники должны разложить рисунки по прядку, согласно развитию событий в сказках.

Учитель оценивает и рисунки (максимальная оценка—пять жетонов), и порядок, в котором команды разложат рисунки (максимальная оценка—пять жетонов).

III. Итоги урока.

После всех конкурсов учитель и ученики считают жетоны, определяют победителей. Однако за работу на уроке рекомендуется поставить оценки всем обучающимся.