Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Наиболее действенным средством экологического воспитания дошкольников является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность дошкольников. Среди многообразия её видов наиболее предпочтительной является экологическая тропа. Экологическая тропа формирует у детей нравственность, чувство бережного отношения к природе, любовь к частичке родной земли.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, нужно помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами.

Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки можно включать те объекты, которые уже есть на территории.

Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты. 

В качестве видовых точек, прежде всего, необходимо выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам "Почва" (круговорот веществ), "Растения". Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории, хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности можно создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности и на территории страны. В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба "цветочные часы", "цветочные барометры").

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) "непрерывного цветения". Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, дети наглядно увидят, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у ребенка-дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дети не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей.

Создание экологических троп помогает гуманизировать образование.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа - это перспективная учебная территория, где дети дошкольного возраста выступают в роли пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Конспект познавательного занятия на тему "Цветы".

Программное содержание: Обогащать знания детей о различных видах цветов; познакомить со средой обитания цветов (лес, поле, сад); формировать знания о потребностях садовых цветов в условиях экосистемы. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве группы по плану-карте; закреплять знания о строении цветка, навыки сравнения. Развивать чувственное восприятие с опорой на зрение и обоняние.

Ход занятия

В группу приходит девочка Ира и приносит три цветка (ромашка, тюльпан и медуница).

Ира: Ребята, по дороге в ваш детский сад я нашла цветы. Они мне рассказали историю о том, как они отправились путешествовать и потеряли дорогу домой. Как нам им помочь?

Педагог: Правильно каждый цветок нужно вернуть в свою среду обитания.

Ира: Для этого нам нужно отправиться по дорогам земли.

Педагог: Вы готовы? Тогда мы начинаем свой путь. И вы должны отгадать загадку.

Стоят в поле сестрички

Желтый глазок, белые реснички (ромашка).

Педагог: Правильно, это ромашка. Посмотрите наверх и найдите точно такую же ромашку на потолке, подойдите и рассмотрите. Как вы думаете, где растет ромашка? (В поле). Из каких частей состоит ромашка? Опишите ее строение (У ромашки есть корень, стебель, листья, цветок, лепестки и т.д.). Какие полевые цветы вы еще знаете? Найдите их на потолке, рассмотрите и назовите.

Ира: Вы нашли для ромашки ее дом, она живет в поле, которое мы будем условно обозначать желтым квадратом.

Педагог: Отправляемся дальше:

В лесу зима, как зверь таится,
А в соснячке вокруг села
Уже лесная медуница
Как в доброй сказке расцвела.

Педагог: О каком цветке идет речь в стихотворении? Отличается ли он от ромашки? Чем? Где растет медуница? Дом, где растет медуница, мы можем определить по запаху.

Педагог подводит детей к столу, на котором 3 домика с изображением леса, поля и сада. Около каждого домика баночка с запахами, один из которых принадлежит медунице.

Педагог: Ребята, вы должны сравнить запахи и найти запах медуницы.

Работа детей.

Педагог: Где растет медуница? Медуница растет в лесу (вставляет в домик, где изображен лес квадрат зеленого цвета).

Педагог: Какие лесные цветы вы еще знаете?

Дети перечисляют лесные цветы.

Педагог: Возьмите картинки с изображением лесных цветов и положите их вокруг лесного квадрата.

Ира: Вот и для цветка медуницы мы нашли свой домик.

Педагог: Теперь нам осталось найти место обитания для тюльпана. В этом нам поможет план-карта (план-карта группы с указателем местонахождения цветка).

Дети находят цветок в клумбе.

Педагог: Ребята, как вы думаете, где живет тюльпан? Какие еще цветы растут на клумбе в саду? Назовите их. Чтобы выросли такие красивые, пышные цветы, что для этого нужно?

Педагог на мольберт ставит карточку, обозначающую сад - квадрат красного цвета и карточки-схемы, обозначающие схемы почвы, воды и солнца.

Дети по схемам составляют рассказ, что нужно для роста садовых цветов.

Ира: Вот и последний цветок нашел свою среду обитания. Вы молодцы.

Педагог предлагает детям нарисовать схему высадки садовых цветов на клумбы детского сада.