Педсовет совместно с родителями "Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Социальная педагогика


Цель: Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, установить взаимодействие педагогов, специалистов ДОУ и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Расширить знания педагогов и родителей с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

Форма проведения: круглый стол

План подготовки к педсовету:

  1. Анкетирование родителей “Здоровье Вашего ребенка”.
  2. Конкурс семейных газет – проектов “Мы выбираем здоровье”.
  3. Выставка педагогической и методической литературы.
  4. Оформление наглядной информации для родителей по проблемам физического здоровья детей.
  5. Смотр физкультурных уголков по группам.

Повестка:

  1. Специфика организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.
  2. Позиция родителей по вопросам физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. Итоги анкетирования.
  3. Влияние физической культуры на здоровье ребенка.
  4. Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности.
  5. Защита родительских проектов “Здоровье детей в наших руках”.
  6. Итоги работы, вынесение решения педсовета. Рефлексия “Что мне дал этот педсовет”.

Часть I: Проведение дискуссии с родителями и педагогами.

Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами по вопросу здоровья наших детей.

Давайте попробуем определить степень вашего беспокойства по вопросу здоровья детей.

Задание родителям:

На каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, который отражает степень беспокойства в связи со здоровьем вашего ребенка:

  • красная – сильное;
  • синяя – умеренное;
  • зеленая – отсутствует.

? Почему Вы подняли именно эту карточку, что Вас беспокоит? (По 1–2 ответу по цвету каждой карточки.)

? Как вы думаете, что обязаны сделать родители как первые педагоги своего ребенка по развитию у него здоровья? (“Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”, Закон РФ “Об образовании” ст. 18, п. 1.). А мы в дошкольном учреждении должны сохранить и укрепить эти основы.

? Приведите отрицательные примеры из жизни родителей, когда в семье здоровье не пользуется приоритетом (алкоголь, курение, наркотики, лежание с книгой целые выходные, не делают утреннюю гимнастику, несоблюдение режима дня, многочасовые просмотры телепередач, игры на компьютере и т.д.).

Часть II: выступление заведующего ДОУ. Специфика организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.

Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества.

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия”. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья является и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни (Концепция дошкольного воспитания).

У биологии жестокие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7–8 % зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40 % заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5–7 лет.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. В среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Разработка эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – все то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей (В.Н. Артамонов, Р.Е. Матылянская и др.). Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.

Заболеваемость детей в ДОУ к сожалению тоже растет. Списочный состав детей в ДОУ – 283, 163 ребенка из обследованных относятся к “группе риска”. Среди них дети имеющие: проблемы речевого развития – 77; проблемы поведения – 10; соматически ослабленные дети – 76. Распределение детей по группам здоровья: I – 54 ребенка (19 %), II – 208 (73 %), III – 21 (7 %). 25 детей имеют хронические заболевания: сердечно-сосудистая система (ВПС) – 20 детей, дыхательная система – 2 ребенка, заболевания крови – 3 ребенка.

Причины:

  • В детский сад приходят дети с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями, патологиями.
  • Высокую заболеваемость дают дети младшего дошкольного возраста: 2 группы – двухлеток, 3 группы – трехлеток, что составляет почти половину списочного состава детского сада.
  • В ДОУ работают 6 педагогов, которые являются молодыми специалистами, их стаж составляет от 8 месяцев до 3х лет. Молодые педагоги из-за недостаточного профессионального и жизненного опыта слабо владеют навыками ухода и присмотра за детьми.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы решаем и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится на основе трех основных направлений:

  1. Социально – психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого используем игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающие глаз ребенка.
    В результате в нашем детском саду дети с удовольствием ходят на физкультурные занятия, развивают движения самостоятельно в группе, на прогулке.
  2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме. Например, в своей работе используем пальчиковый массаж. Такие знания помогают нашим детям самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи другому.
  3. Двигательного, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс идет так, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, “необыденной” действительности, как специфическая “культура”, к которой им еще только предстоит приобщиться.

В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей. Оборудован физкультурный зал, оснащенный разнообразным оборудованием гимнастические стенки, кольца, канаты, висячие лестницы, тренажеры, массажеры, коррекционная дорожка “Здоровье” для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стопы, атрибуты для организации работы по двигательной активности, имеется нестандартное физкультурное оборудование. В группах организованы физкультурные уголки, оборудованные в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей, разнообразным выносным материалом в соответствии с сезонами года для обеспечения полноценной двигательной активности детей на прогулке.

Физкультурно-оздоровительная работа ведется в системе и строится на основе программы “Детство” (В.И.Логинова), элементов программы “Старт” (Л. Яковлевой, Р. Юдиной) и технологии М. Руновой (“Акробатика в детском саду”).

Для реализации задач по физическому развитию детей руководителем по физическому воспитанию Верещагиной Е.А. ведется комплексное диагностирование состояния здоровья ребенка, уровня физического развития и физической подготовленности с помощью скрининг – тестов, тестов по физической подготовке, нервно – психического развития. В ДОУ ведутся “Паспорта здоровья”, в которых даются рекомендации врача и руководителя физического воспитания.

Данные диагностического обследования детей по физической подготовленности:
справились и имели высокий результат на начало года 128 детей (88,8 %), на конец года 141 ребенок (97,9 %), дети подготовительных групп уходят в школу с достаточно хорошей физической подготовкой, правильной осанкой.

Актуальные вопросы:

  • создание условий эмоционально-психологической безопасности вновь поступающих детей раннего возраста;
  • заболеваемость детей в период адаптации к условиям детского сада;
  • проведение оздоровительных мероприятий в период гриппа, специфическая и профилактика гриппа и ОРВИ;
  • коррекция системы закаливающих процедур.

Часть III: Позиция родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Итоги анкетирования.

Всего приняло участие в анкетировании 230 семей.

Цель: выявить отношение родителей к проблеме здоровья своего ребенка.

1. Часто ли вы болели в детстве?

  • Да, часто – 48 (21 %)
  • Редко – 172 (75 %)
  • Другое – 10 (5 %)

2. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок?

  • Да, часто – 96 (42 %)
  • Редко – 127 (56 %)
  • Другое (1 р. в 2 мес.) – 17 (8 %)

3. Что вы предпринимаете, чтобы ваш ребенок не болел?

  • Закаливаю – 47 (21 %)
  • Прививаю прививки – 80 (35 %)
  • Здоровое питание – 131 (57 %)
  • Занятия спортом – 69 (30 %)
  • Ничего – 13 (6 %)
  • Другое: принимают витамины и иммунноповышающие препараты, спортивные секции и танцы, ЗОЖ, прогулки в любую погоду – 40 (18 %)

4. Что включает, на ваш взгляд, понятие “здоровый образ жизни”?

Прогулки на свежем воздухе, выполнение режима, правильное питание, занятия спортом, закаливание, активный отдых, зарядка, исключение вредных привычек, прививки, душевный комфорт, счастливая семья (2 чел.)

5. Делаете ли вы утром зарядку?

  • Да – 27 (12 %)
  • Нет – 103 (45 %)
  • Иногда – 98 (43 %)

6. Занимаетесь ли вы спортом?

  • Да – 74 (33 %)
  • Нет – 155 (68 %)

7. В какую спортивную секцию планируете отдать своего ребенка? – 198 (86 %): теннис, хоккей, футбол, борьба, плавание, спортивная гимнастика и аэробика, бокс, карате, дзюдо, лыжи, баскетбол, танцы.

  • Не определились – 19 (9 %)
  • Никуда – 13 (6 %).

8. Какие закаливающие процедуры применяете для укрепления своего здоровья и вашего ребенка? – 152 (66 %): контрастный душ, босохождение, проветривание, полоскание горла прохладной водой, босохождение по снегу, обливание холодной водой, прогулки на свежем воздухе в любую погоду, купание в проруби.

Никакие – 78 (34 %)

9. Есть ли у вас в квартире спортивный уголок или спортивный инвентарь?

  • Да – 93 (41 %)
  • Нет – 137 (60 %)

Часть IV: выступление инструктора по физической культуре. Влияние физической культуры на здоровье ребенка.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, детском саду.

Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения у детей беспорядочны, но постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер.

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Интенсивная двигательная активность ребенка усиливает сердечную деятельность, тренирует сердце, на занятиях по физкультуре дети дышат только носом, используя дыхательные упражнения. Высокий темп меняется на медленный. Активные физические движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений приводит к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно – сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

У детей дошкольного возраста интенсивно формируется опорно – двигательный аппарат. Интенсивно развиваются мышцы рук, спины, живота, ног на утренней зарядке, физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях по профилактике осанки и плоскостопия, двигательная активность детей на прогулке и в группе с использованием физкультурного оборудования.

Посредством физических упражнений у детей развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, которые используются в беге, прыжках, метании, ползании, лазании, играх эстафетах, спортивных играх. Два раза в год с детьми проводится диагностика физической подготовленности. Выявляются дети с высоким, средним, низким уровнем. Планируем индивидуальную работу с отстающими детьми.

Физические упражнения способствуют развитию у детей восприятия, внимания (дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь выполнить быстро и правильно).

Во время выполнения движений, упражнений у детей формируется нравственно – волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность.

Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему, занятия физкультурой и спортом усиливают у детей аппетит, повышается работоспособность, укрепляется нервная система.

Работа по физической культуре с детьми у нас осуществляется по программе “Детство” и дополнительно в своей работе использую программу “Старт”. Программы содержат определенные цели и задачи на каждом возрастном этапе, определенные игры, физические упражнения, которые реализуются в различных видах двигательной деятельности.

И очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Положительный пример родителей к занятиям спортом будет вызывать стремление у детей заниматься физической культурой.

  • В выходные дни утреннюю гимнастику можно провести в помещении, в теплое время можно использовать оздоровительный бег.
  • Во время завтрака, обеда, чтения книг – следите за осанкой ребенка.
  • Используйте разнообразные подвижные и спортивные игры с физкультурным инвентарем (скакалки, мячи, кегли), зимой – игры на свежем воздухе, катание на санках, лыжах, коньках.
  • Закаливание детей: это хождение босиком по траве в летний период, умывание прохладной водой, купание в открытых водоемах, солнечные ванны, свежие воздух в бору.
  • Туристические походы и прогулки всей семьей.
  • Посещение спортивных кружков города.
  • Используйте “домашний стадион” для физического развития.
  • Используйте спортивные соревнования.
  • Поощряйте двигательную и игровую деятельность ребенка.

И тогда движения, занятия спортом будут доставлять детям радость, способствовать формированию двигательных умений, навыков, развитию физических качеств. Физическая подготовленность поможет достичь высоких результатов в школе и в спорте.

Часть V: выступление педагога-психолога. Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности.

Я начну свое выступление с психологического упражнения “Добрые мысли – добрые чувства”.

Встаньте, пожалуйста, у нас образовался круг. Пошлем, друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь свои пожелания.

Всем спасибо. Добрые мысли будут помогать нам в дальнейшей работе.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. О психологическом здоровье писали в своих трудах выдающиеся ученые, гении. Так Эрик Берн – выдающийся американский психотерапевт. По теории Берна в зависимости от генного набора под влиянием воспитания впервые 5-7 лет жизни родители формируют у ребенка сценарий, по которому он живет всю жизнь. Зная сценарий, можно точно определить какие события будут происходить в жизни ребенка.

Сценарий Э.Берн определяет как психологическую силу, которая тянет человека к его судьбе. В основе сценария лежат позиции. Вначале их две: “Я и Вы”. Когда социальные контакты расширяются, появляется и третья – “Они”.

Литвак Михаил Ефимович – российский психотерапевт, ученый добавил позицию “труд”.

При правильном воспитании у ребенка при всех четырех позициях сохраняется позитивное содержание, которое является единственным условием счастливой жизни. Психологически здоровым может быть только человек, который положительно оценивает себя (я+), умеет увидеть позитивное в своих близких (Вы+), охотно идет на новые контакты (Они+), находит интересную работу или интерес в работе (Труд+).

При (Я- ) человек осознает себя неудачником, неблагополучной личностью.

При (Вы- ) готов к конфликтам, ироничен, придирчив.

При (Они- ) человек старается избежать новых контактов, видит негативные моменты, в поступках и характере новых партнеров.

При (Труд- ) у личности основным ориентиром являются материальные результаты труда.

Проявление хотя бы одного минуса приводит к тому, что появляется тенденция к возникновению минусов в других позициях. Рано или поздно появляется невроз.

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, адаптирующей его к условиям современной жизни.

Как выглядит психологически здоровый человек?

Здоровое тело каждый может себе представить. А как выглядит психологически здоровый человек, представить гораздо труднее, но все же можно. Последнее до недавнего времени было составляющей частью психологического здоровья, которое имеет отношение к отдельным психологическим процессам и механизмам, а именно: память, ощущения, восприятие, внимание, мышление и др. Психологическое здоровье относится к личности в целом.

Как же выглядит, по мнению психологов, психологически здоровый человек? Выделяют несколько качеств, позволяющих определить психологическое здоровье.

Во-первых, психологически здоровый человек ориентирован на реальность. Все понятно, что нужно обращать внимание на происходящее, трезво оценивать ситуацию и каким – то образом участвовать в этой жизни. Не то она пройдет мимо.

Во-вторых, психологически здоровый человек принимает себя и окружающих такими, какие они есть. Согласитесь, это очень трудно. Ведь всегда хочется, чтобы люди ну хотя бы иногда видели свои глупости и замечали в нас хорошее.

В-третьих, спонтанность. В словаре Ожегова читаем: “Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный”. То есть, человек ведет себя спонтанно. Когда делает то, что ему захочется. Возможно, это нарушает чьи – либо представления о приличиях, правилах поведения. Но без этого важного качества все мы были бы похожи друг на друга. Ведь четкое следование правилам поведения невозможно. Каждый человек должен в первую очередь знать чего хочет он сам, чтобы его жизнь удалась, чтобы ему хотелось жить.

В-четвертых, когда возникают проблемы у психологически здорового человека, то он не начинает терзать себя любимого, не упрекает себя за попадание в неприятности, а рассматривает свою проблему под своим внутренним микроскопом мысли. И даже если возникла проблема в нем самом, то он ищет проблему в себе, а не себя в проблеме.

В-пятых, как ни странно, психологически здоровый человек нуждается в одиночестве. Постоянно находиться в обществе просто невозможно. Можно перестать быть психологически здоровым человеком. А одиночество дает нам не только отдых от шума, суеты, людей, но и помогает сосредоточиться на единственном человеке, который всегда с нами.

В- шестых, психологически здоровый человек автономен и независим. Если проще – свободен. Он не нуждается в постоянном одобрении своих поступков, в пинках и поглаживаниях при принятии решения. Он сам может это сделать для себя, если начинает сомневаться.

В-седьмых, у него отсутствует склонность воспринимать людей и окружающее стереотипно. Да, если будет только белое и черное, этот плохой, потому что так сказал Вася, а этот хороший, как считает Маня, можно и свихнуться. Где же тогда мое мнение и право каждого человека изменяться?

Восьмое, духовность. Эту категорию можно рассматривать с нескольких позиций.

Первая – психологическая. Духовность – познание, стремление к истине. Она предполагает гармоническое взаимодействие с миром и направляет человека на поиск смысла жизни, выполнение жизненной задачи, без чего невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья. Вторая – религиозная. Связана она с верой в Бога. В каждом человеке совершает действие Дух Святой. Человек – это икона, и смысл его жизни – прийти к себе, осознать собственную ценность, потому что Бог негде – то на небе, а на земле, во всем, что здесь есть, что есть у нас и в нас. Значит, и ко всему к окружающему мы должны относиться как к Богу.

Девятое, идентификация с человечеством. Это понятно. Здоровый не будет считать себя другим животным, если он знает, что он человек.

Десятое, психологически здоровый человек способен к близким отношениям с людьми.

И в заключении еще три параметра, но не последние (психологи у нас народ дотошный): наличие чувства юмора, высокая креативность и низкая комформность. Юмор при этом не агрессивный.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их интеллектуальных уникальных и даже телепатических способностях. О том, что они “пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее”.

“Дети индиго”, “тефлоновые дети”, “дети Белого Ягуара” – вот далеко не полный ряд терминов, которыми взрослые в XXI веке пытаются описать “неопознанный объект” – современного ребенка.

Что значит быть современным ребенком?

Взрослеть на много быстрее, чем родители, схватывать все на лету, быть активным 7 дней в неделю. Впитывать все новое до бесконечности...

В то же время быстро растет число детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием некоторых отделов мозга, гиперактивных, с нарушениями эмоционально – волевой сферы.

Психологи из Великобритании отмечают, что 3-летние дети успешно выполняют задания по диагностике для 4–5-летних детей.

Российские психологи отмечают 2–3-летних детей , успешно выполняющих задания для детей более старшего возраста.

Но вместе с тем – повышенная утомляемость, возбудимость, тревожность, агрессия, гиперактивность.

Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

Рефлекс свободы.

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Первый вопрос, волнующий малыша зачем? – пришел на смену вопроса почему?

Если раньше у ребенка хорошо был развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослыми, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл своего поступка или поведения, то он будет его выполнять, если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии.

Сфера разума.

У современных детей повышенная потребность к восприятию информации. В отличие детей прошлого века у современных детей начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга.

Но в последнее время у детей участились случаи заикания, когда ребенок, переводя мысль, символ в знаковую систему старается ее воспроизвести. Заикание происходит, потому что ребенок не успевает перевести мысль в знаки.

Сфера души.

Сфера души ребенка – это сосуд, который наполняется желаниями, чувствами, эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает взрослым о своих желаниях и потребностях. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка важен тактильный контакт, когда его прижимают, поглаживают, передавая свое тепло, в том числе и душевное!

Чувство тревоги дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Чаще всего она проявляется при недостатке общения, когда дети недополучают человеческого тепла и необходимой” порции информации”.

Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально – личностное общение и совместную деятельность с ребенком.

Как решается проблема психологического здоровья в нашем детском саду.

Хухлаева Ольга Владимировна доктор педагогических наук, профессор разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей “Тропинка к своему Я”.

На занятиях дети обучаются положительному самоотношению и приятию других людей, знакомятся с чувствами полезными, такими как радость, любовь, забота, вредным чувствам, как обида, злость, страх.

Темы на занятиях следующие: “Я учусь не обижаться”, “Ты обиду не держи, поскорее расскажи”, “Я люблю маму, мама любит меня. Я люблю папу, папа любит меня, и т.д.” Проводится рисуночный тест “Моя семья”. Дети информированы, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека.

Некоторые дети затрудняются подобрать слова о маме. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые. Если между обследуемым и проверяющим существует тесные личные отношения, результаты теста могут быть сильно искажены.

После проведения занятий дети начинают говорить больше добрых слов о своей семье.

Рисунки меняются после проведения сказкотерапии. Например: в октябре мальчик рисовал вместо семьи такой рисунок: паутины, индейца, повешенного. В марте рисунок соответствует теме.

Или рисунок девочки, она нарисовала семью, себя, до занятий себя не рисовала.

Мальчик рисует в тестовом задании “Моя семья” – себя и телевизор. На вопрос: “Где мама?” Мальчик отвечает: “Стирает”. “Где папа?” – “А папа на работе”.

При психологическом обследовании девочка заканчивает неоконченные предложения. “Ты пришла из детского сада, и мама говорит...
– Иди гулять.
– Ты приходишь с улицы, и мама говорит...
– Иди мой руки и ложись спать.
– А когда ужинать?
– Ты уже поела в детском саду! – отвечает девочка строгим маминым голосом.

Мораль: перенесенная на детский рисунок реальность безжалостно обнаруживает ее самые проблемные стороны, которые взрослые предпочитают не замечать или объясняют внешними обстоятельствами.

Комментарий:

Многим родителям кажется, что они все свое время проводят с детьми, поскольку так или иначе что–то делают для них. В представлении детей все это выглядит иначе: родители вообще отсутствуют в их личном пространстве.

Стирка, приготовление обеда, уборка квартиры и другие хозяйственные дела могут полностью поглотить время взрослых. Более того, они, эти дела, принципиально не заметны для окружающих. Только непосредственное общение с глазу на глаз воспринимается как общение. Именно поэтому лучше не удалять ребенка в тот момент, когда взрослый занят домашними делами, а приобщить его к ним. Да, в этом случае уборка затянется, а приготовление пищи станет более хлопотным. Но при этом ребенок будет чувствовать себя важным и значительным членом семьи, будет перенимать у взрослого навыки и будет точно знать, что его родители всегда рядом.

Детство – краткий миг в жизни человека, лучше сейчас насладиться общением, чем обижаться на ребенка потом.

Психологически здоровый человек.
Информация к размышлению.

Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и расходовано. Жизнь их всегда полна смысла, имеет, цель-будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей... Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом – и от аромата цветка, и от красоты математической формулы. Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход. Эта личность необычно активная – никогда не ждет, пока кто–то начнет работу, стремится взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск – не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач – умеют достойно их пережить, не сломаться.

И самое главное... такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди... глубже и полнее способны любить... Именно они вызывают ответную любовь – сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности. Вот таков психологически здоровый человек. Будьте и вы такими же.

“Цветок”.

Цели:

У каждого человека есть потребность чувствовать себя для кого – то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем ощутить символ внутреннего покоя.

Инструкция. С какими чувствами вы начинали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни?

Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время, которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха пи выдоха.

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выберите какое-нибудь растение, цветы которого вам нравятся. Внимательно рассмотрите его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны...

Представьте, что вы один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг себя, постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы эта оболочка раскрылась, и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету...

А теперь вы можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка. Рассмотрите цвет его лепестков. Посмотрите, как ярко они сияют. Мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Они говорят: “Какой красивый цветок! Он так нравится мне!” Восхищайтесь этим цветком, повторяя про себя: “Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой”. Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите в какую-нибудь часть своего тела.

А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь в зал бодрым и отдохнувшим.

– А теперь давайте нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми были вы.

Анализ упражнения.

– Какое растение вы себе представили?

Часть VI: Защита родительских проектов “Здоровье детей в наших руках”.

Часть VII: Итоги работы, вынесение решения педсовета. Рефлексия “Что мне дал этот педсовет”.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение. М., 2004.
  2. Программа “Детство”. СПб., 2011.