Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: формирование умения описывать содержание картины.

Задачи:

  • познакомить с творчеством В.М.Васнецова;
  • воспитывать чувство патриотизма, интерес к героическому прошлому русского народа;
  • формировать умение составлять художественное описание текста;
  • развивать творческие способности и речь учащихся.

Оборудование: репродукция с картин В.М.Васнецова: «Автопортрет», «Богатыри», фрагмент «Богатыри» (Илья Муромец), карточки: «Парадные доспехи», «Шлем с бармицей», «Мячи и сабли», «Метательное оружие»

Предварительная подготовка к восприятию картины

  • В 4 классе на уроках чтения дети знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях. В учебнике « Родная речь» (книга 3 часть 1, авторы М.И.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) учащиеся читают былины об Илье Муромце («Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу»).
  • Урок – вернисаж (изобразительное искусство). Беседа: « Творчество В.М.Васнецова».
  • Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитников отечества «Богатыри».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Введение в речевую ситуацию (сообщение темы и задач урока)

Сильна и могуча Русь. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей – любит, славит, чествует. Ржаным хлебом с ним делится, на лучшее место сажает и поёт песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы будем писать сочинение.

3. Подготовка учащихся к восприятию картины. Беседа о В.М. Васнецове сопровождается показом портрета художника

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Витя рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни. Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Они – то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству.

Когда сын подрос, отец отправил его в Вятку, в духовную семинарию. Но семинарию Виктор не закончил, приехал просить благословения на учёбу в Петербургскую Академию художеств. Отец выслушал сына и дал своё родительское согласие.

Учась в Академии, молодой художник много работал. С большим интересом создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.

В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На выставке внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь он вспомнил свой замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. Вскоре в парижской мастерской Паленова появилась русская богатырская застава. Три богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.

Летом 1881 гола Васнецов писал этюды в Абрамцеве. В это утро погода выдалась ветреная. Ветер сердито шумел в листве дубов. Художник замер. «Да это же мои богатыри!» – подумал он, глядя на могучие деревья. Дубы величаво покачали тяжёлыми ветвями. Художник решительно начинает работать над картиной «Богатыри»

Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется на долгие годы. Лишь в 1898 году, Васнецов закончил эту картину.

В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным произведением на ней становится картина «Богатыри». Понятно, то волнение, с каким выносил на суд публики художник свою картину, над которой трудился свыше 18 лет. Встреча оказалась доброжелательной. Виктор Михайлович сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал».

4. Рассматривание картины «Богатыри»

5. Беседа по содержанию картины

– Каково ваше впечатление от картины?

– Какие чувства она у вас вызывает?

– Назовите, что за богатыри на ней изображены?

– Я хочу обратить ваше внимание на то, как необычно зовут этих богатырей. У Ильи Муромца имя указывает на место, где он родился, – во городе Муроме, селе да Карачарове. Добрыня Никитич – в Рязани , Алёша Попович – в Ростове. Мы знаем богатырей по именам, а вот отчество названо только у одного из них – Добрыни Никитича. Как зовут других по отчеству? (Илья Иванович, Алексей Леонтьевич)

– Из какой семьи родом каждый богатырь? (Илья Муромец – из крестьянской, Добрыня Никитич – из «честной зажиточной», Алёша Попович – из священнослужителей.)

– Какому князю служили эти богатыри?

– На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили корабельщики ладьи и челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими пригородами и сёлами тянулись луга дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо-невидимо. А за лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша – всё они в степи да в чистом поле несли воинскую службу. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть – попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Задание: описать внешний вид богатырей.

Наблюдения детей обобщаются – таблица.

Добрыня Никитич Илья Муромец Алеша Попович

– Что можно сказать про Илью Муромца? (Это старший из богатырей и находится в центре картины. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

Учащиеся читают отрывок, дающий описание Ильи Муромца.

На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
И того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…

– Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка.)

На доске запись:

Илья Муромец
могучий
отважный
сильный
мудрый
спокойный
мужественное лицо
вороной конь

– Послушайте описание богатыря из былины « Добрыня Никитич».

«Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные в разлет, да румян, глаза зоркие, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, словно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».

– Что можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвётся с места. Добрыня одет побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)

– Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

На доске запись:

Добрыня Никитич
решительный
порывистый
нетерпеливый
благородный
белоснежный конь

– Что можно сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

Дети читают отрывок из былины, дающий описание Алёши Поповича.

А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крёстный брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.

На доске запись:

Алёша Попович
молодой
красивый
лукавый
смелый
отважный
находчивый
храбрый
рыжий конь, с лисьей повадкой

– Давайте рассмотрим снаряжение богатырей.

– Как назывался головной убор богатыря? (Шлем)

Как назывался панцирь сплетённый из металлических колец? (Кольчуга)

– Колющее оружие на длинном древке. Обычно поединок воинов начинался «один на один» с использования именно этого оружия. (Копьё, на картине – у Ильи Муромца.)

– Как называется рубящее оружие? (Меч, на картине у Добрыни Никитича.)

Чтобы ловко орудовать им, надо иметь немалую силу. Состоит из клинка и рукоятки. Клинки изготавливались из стали или железа. Меч вкладывался в ножны, обитые кожей и бархатом. Ножны делались из железа и украшались золотыми и серебряными насечками.

– Орудие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой, ударной части. (Булава, у Ильи Муромца.)

– Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им своё тело. (Щит, доспехи.)

– У Алёши Поповича мы видим метательное оружие – лук и стрелы.

– Если внимательно рассмотреть картину В.Васнецова «Богатыри», то можно помимо воинского снаряжения увидеть ещё одну вещь совершенно мирного назначения, притороченную к богатырскому седлу. Что это за вещь? Кому художник «подарил» этот предмет? (Гусли привязаны к седлу Алёши Поповича.)

– Как изображены богатыри на картине? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности.)

– Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

– Художник так изобразил богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём в этой картине? (Приём показывает как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайны. Степь широка.)

– Какие краски использовал художник, чтобы показать природу?

– Какое небо изображено на картине?

На доске запись:

небо
грозовое
тёмное
холодное
пасмурное
просторы
бескрайные
густой лес
непроходимый лес

– На картине яркими и нарядными перед нами предстают богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться.

6. Работа над раскрытием замысла художника

Дети читают строчки из стихотворения И.С.Никитина.

– Какие слова Никитина можно отнести к картине?

– Как вы считаете, что хотел выразить художник в этой картине? (Васнецов хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

– Такую картину мог создать человек, который любил историю, свой народ. Всё это создаёт впечатление великодушной, никого не боящейся силы, способной надёжно оберегать родную землю от врагов.

7. Составление плана

  • Художник – В.М.Васнецов.
  • Описание природы.
  • Богатыри.
  • Чувства и мысли, какие вызывает это произведение искусства.

8. Устное описание картины

9. Физкультминутка «Богатыри»

10. Самостоятельная работа учащихся

11. Итог урока

Литература

  1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
  2. Великие художники «Виктор Михайлович Васнецов» т.30, ООО «Издательство «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.
  3. Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула «Родничок», М.: «Астрель» Изд-во АТС, 2002.
  4. Давыдова М., Агапова. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2000.
  5. «Классный журнал» № 6 (409). – М.: Изд-во «Открытые системы», 2008.
  6. Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М.: Детская литература, 1991.