Рейтинг@Mail.ru

Автоматизация звуков [С] и [Ш] в словах, предложениях и фразовой речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • автоматизировать правильное произношение звуков "С" и "Ш" в словах и фразах;
  • учить детей дифференцировать звуки, произносить выразительно фразы, менять интонацию и темп речи.
  • учить детей пересказывать услышанный рассказ близко к тексту;
  • учить детей употреблять в речи сложные формы предложений;
  • развивать внимание и логическое мышление.

Оборудование: игрушка Мышка; раздаточный материал - картинки со звуками "С", "Ш" в начале, середине, конце слова; картинки- разукрашки; компьютер с медиапроектором для демонстрации презентации, фонограмма для физминутки.

План.

1. Организационный момент

2. Произношение изолированного звука "Ш" и "С".

3.Сообщение темы урока

Проговаривание изолированного звука

4.Формирование слухового внимания и интонационной выразительности речи.

5. Характеристика звука

Развитие фонематического слуха

6.Определения звука в слове

7. Индивидуальная работа по закреплению навыка определения звука в слове

8. Физкультминутка.

9. Закрепление звука в словах и слогах.

10. Закрепление звука в словосочетаниях.

11. Закрепление звука в тексте.

12. Итог урока. Оценка работы детей на занятии.

Форма проведения урока: фронтальное коррекционно-развивающее занятие по закреплению правильного звукопроизношения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладошки три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
А на шесть - тихонько сесть

2. -Угадайте, ребята, кто это говорит?

Тише, мыши, спать пора
Не шуршите до утра.
А у нас веселый пир,
Нам прислали хлеб и сыр.

- Да, это диалог кошек и мышек. К нам в гости пришла Мышка. (Логопед достает игрушку Мышку.)

3. - Дети, давайте покажем мышке, как красиво мы научились произносить на прошлых занятиях звуки "С" и "Ш"?

4. - Внимательно послушайте слова чистоговорки:

Мышонку шепчет мама-мышь:
"Ты все шуршишь, шуршишь".

Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

- Сначала произносим тихо, затем громче и совсем громко.

-А теперь разделимся на две группы. (Педагог говорит слова автора, слова мыши - I подгруппа детей, слова мышонка - II подгруппа детей.)

- Каким голосом произносит слова мышонок? (Тонюсеньким.) А мама-кошка? (Толстым)

5. - Какой звук чаще других встречается в словах? (Ш) Как мы произносим звук "Ш". Произнесите протяжно, где в жизни мы встречаем такой звук? (Ветер шумит, змея шипит, черепахи отпугивают, шипит гусь, шумит дождь...) Какой звук чаще других встречается в названиях этих картинок: сок, сынок, совок? (С) Произнесите протяжно. Где в жизни мы встречаем такой звук? Из насоса выходит тихонько воздух: "С".

Перед вами картинки (cм. презентацию). Определите те картинки, в названиях которых слышится звук "Ш". (Шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги.) (Слайд 1)

- Произнесите его правильно.

- Какой это звук, давайте вспомним?

- В названиях других картинок какой звук слышим? Произнесите правильно звук "С".

- Какой это звук, давайте вспомним?

6. - Посмотрите на следующие слайды (2-5 слайды) и определите место звука "Ш" в слове.

- Посмотрите на следующие слайды (6-13 слайды) и определите место звука "С" в слове.

7. Индивидуальная работа детей по закреплению навыка определения места звука в слове.

- На столе перед вами лежат еще картинки. Давайте рассмотрим их. Какой звук чаще других встречается в названиях этих картинок? ("С" и "Ш"). Возьмите каждый себе по 2 картинки: одну со звуком "Ш", вторую - со звуком "С". Молодцы! Картинка со звуком "Ш" остается открытой, а со звуком "С" переверните. Где находится звук "Ш" в вашем слове? Назовите слово, определите местонахождение звука "Ш" в слове. Откройте вторую картинку, назовите слово. Где находится звук "С" в вашем слове? Придумайте еще слова со звуками "Ш", "С". (Сок, салат, сынок, сандалии, сом, подушка, шкаф,:)

8. Физминутка.

Скок-скок, скок-поскок,
Сел мышонок на конек,
На разминку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапку ставим на носок,
А потом на пятку,
На носочках скок-поскок,
А потом вприсядку.
Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише мышки
Не мешайте спать братишке.

Под музыкальное сопровождение дети танцуют (Приложение 2). Затем педагог собирает детей около себя.

9. Игра "Наоборот". Мышка хочет поиграть с вами в игру "Наоборот". Она будет называть вам слово со звуком "С", а вы замените этот звук на "Ш".

(Логопед берет игрушку - мышку и от его имени произносит слог (слово) со звуком [С], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [Ш].)

Са - ша
Со - шо
Су - шу
Сэ - шэ
Сок - шок
Мыс - мышь
Маска - Машка
каска - кашка

10. Произнесите скороговорку сначала медленно, потом в быстром темпе:

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Вопросы логопеда к детям:

1. Что любит Саша? 2. Кто любит сушки? 3. Что любит Соня? 4. Кто любит ватрушки?

Попробуйте произнести вопросительно, утвердительно, обиженно. ( Спрашивают девочки - утвердительно отвечают мальчики. Спрашивают мальчики - обиженно отвечают девочки. Если трудно, то спрашивает педагог, а отвечают дети).

11. Дети, а вы знаете рассказ К.Д.Ушинского "Мышки", давайте мы вспомним, о чем это произведение (Приложение 3).

Педагог читает произведение.

Вопросы:

1. Как называется рассказ?

2) Кто написал его?

3) О ком идет речь в рассказе?

4) Как описывает автор мышек? Какие они?

5) Какие у них глазки, какие лапки, зубки, ушки, какого цвета шубка?

6) Как автор называет хвост? (Хвостище.)

7) Как называет автор в рассказе мышей? (Подпольные воровки.)

8) Что такое подпольные? (Живут под полом.)

9) Зачем мыши собрались?

10) О чем предупреждает мышей автор?

11) Кто такой приятель Васька?

12) Сравните кошку с мышкой. Тем детям, которые не могут правильно сформулировать ответ, помогает логопед.

После обсуждения педагог читает рассказ еще раз.

Затем детям предлагается пересказать близко к тексту. Заслушиваются 3-4 рассказа. Все рассказы анализируются: "О чем не сказал (А)...". Некоторым детям логопед помогает наводящими вопросами. Детям, которые недавно пришли в группу и затрудняются в ответах, логопед уделяет особое внимание и отмечает даже небольшие успехи.

12. Итог занятия:

Нам пора прощаться с мышкой. Мышонок возвращается к своей маме домой, а наше занятие подошло к концу. Сегодня мы снова учились произносить звуки "с" и "ш". Давайте еще раз посмотрим, как это у вас получается. А тем, кто хорошо потрудился, я подарю картинки - разукрашки "Кошки-мышки" (Приложение 4). Дома с родителями составьте рассказ по картинке и разукрасьте его.

Литература.

1) Петрова Т.И., ПетроваЕ .С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., 2007

2) И.В. Баскакина И.В., М.И. Лынская Логопедические игры М., 2007

3) Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005