Урок внеклассного литературного чтения по теме "Изучение творчества В.С. Высоцкого"

Разделы: Начальная школа


"Он прежде всего был яростным романтиком. Он не уставал взывать к мужеству и человеческому достоинству, даже если самому было худо...
Не жаловаться на судьбу и несчастья, а преодолевать! И поэтому для всех, для людей самых разных характеров, профессий,
положений он был верным.... другом".

Эдуард Володарский. 

Он не вошел, а буквально ворвался в искусство в начале 60 годов. Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима. Следующим стал Высоцкий. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал и пел песни своим сердцем, всей своей больной совестью. Стихи Высоцкого - это была сама жизнь, которая у всех тогда была одинаковой. Мы с ребятами создали "Словарь настроений", где каждому цвету соответствует определённое чувство, что способствует развитию речи и абстрактно-образного мышления обучающихся.

Изучение творчества В.С. Высоцкого по данной системе позволяет устанавливать связи и объяснять:

- тему стихотворения;

- развитие событий в тексте; структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение её с заглавием;

- соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями.

Кратко характеризовать, описывать:

- основную мысль художественного произведения;

- своё отношение к прочитанному произведению.

Решать практические задачи:

- выразительно читать наизусть программные произведения;

- ставить вопросы к тексту.

Вашему вниманию предлагаю методическую разработку к проведению урока по теме :

В.С. Высоцкий "Песня о Земле". Тема: Анализ поэтического произведения. Цели:

1) формировать тип правильной читательской деятельности, учить прогнозированию содержания текста, проводить анализ прочитанного произведения, находить в тексте материал для формулировки основной мысли стихотворения;

2) развивать устную речь (грамотно строить предложения), логическое и образное мышление, воображение, внимание, навык работы в парах постоянного состава;

3) обогащать жизненный опыт учеников, открывать мир нравственных ценностей, формировать чувства коллективизма, товарищества, доброжелательности.

Оборудование: доска - портрет В.С.Высоцкого, даты рождения и смерти, выставка книг В.С. Высоцкого, рисунки на военную тему, слова - высказывания о поэте, слова - цели урока; на партах - лист с заданиями для каждого ученика, приготовленный материал, где напечатаны задания и текст самого произведения.

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний

Учитель: Урок литературного чтения. Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. Но прежде немного вспомним из наших прошлых бесед.

- Какие слова всплывают в памяти каждого при произношении слова "война"? Объясните значение этих слов. (слайд 2).

- Посмотрим еще раз картины, рассказывающие о ужасных годах войны. (слайды 3,4,5,6,7,8).

- Переходим к изучению нового. Что это за произведение? Кто его автор? Как оно называется? Попробуем предположить.

Подвиньте к себе лист с заданиями. Выполните задание №1.(слайд 9).

Для 1-й группы. Расшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения.

т о С т о е и
х р и в н е

Для 2-й группы. Узнай имя автора. Его нужно исключить из списка.

  • Н. Носов
  • В.С.Высоцкий
  • Л. Толстой

Для 3-й группы. Прочти название произведения. янсеп о елмез

По мере ответов на доске появляются слова: (слайд 10)

  • стихотворение
  • В.С. Высоцкий
  • "Песня о Земле"

- Проверим, верны ли наши предположения. Откройте приготовленный материал на ваших столах.

2. Вступительное слово о поэте. Слайды: 11,12,13,14,15,16.

Сегодня, ребята, мы начнём знакомство с творчеством поэта- В.С. Высоцкого. Родился Володя в 1938 году в городе Москве в семье служащего. Когда началась война, отец уехал на фронт, а мама Высоцкого вместе с Володей остались в Москве. Володя рос очень занятным ребенком, рано начал говорить. К двум годам он знал много стихов и читал их довольно выразительно... В июле 1941 года ( Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали бомбить Москву. Мать, Нина Максимовна, и сын спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи. Стихи Володи о времени, о себе, темы его песен были всегда злободневны. Его герой - мужественный, щедрый, сильный и великодушный человек, который всегда придет на помощь и выручит из беды. Именно таким друзья вспоминают Высоцкого.

В.С. Высоцкий был поэт - со своей темой. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения... Эти слова я взяла эпиграфом к уроку. Мы сегодня попытаемся увидеть , прочувствовать эту любовь к своей Родине. ( Слайд 17)

3. Первичное чтение. Слайд 18

Текст читает учитель.

4. Беседа по содержанию.

- Какое настроение у вас возникло? Поделитесь.

5. Повторное чтение. Работа со "Словарём настроений".

Текст читает учитель.

- В какие цвета раскрасим своё настроение? Давайте составим цепочку настроений. А теперь опишем словами свои чувства в "Словаре настроений".

1. Сострадание, жалость

2. Переживание, боль 3. Гордость

6. Самостоятельное чтение текста.

При чтении текста отмечайте слова, значение которых вам непонятно.

7. Словарная работа.

Работа с Толковым словарём.

8. Подготовка к выразительному чтению.

- Какую интонацию выберем?

- Будет ли она меняться?

9. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

10 Анализ текста.

- Что помогло поэту создать настроение?

Беседа.

- Какова тема произведения? Стихотворение о родине.

- Идея? "Мой край - Родина, после войны.

- Кто поверил, что Землю сожгли?

- Нет, она затаилась на время. - Что помогло увидеть картины, созданные автором, понять тему и идею произведения? Система образов и художественные средства.

- Давайте их найдём - Какие кадры войны можно представить читая и слушая это стихотворение?

- Какие слова являются выводом, которые рождают, светлую оптимистическую ноту?

Учитель: О войне написано и рассказано много. Этого никогда не забыть. Это навсегда остается в памяти каждого человека. Вот поэтому нам всем нужен МИР!!! Слайды 19,20,21,22.

11. Итог. Рефлексия

Учитель: Книги, как деревья, раскрывают свои страницы-листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.

Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело - ствол дерева. Ноги - корни. Кто познакомился с творчеством В.С. Высоцкого, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки - ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки - кулачки, а раскрытые ладошки - листья.

Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим стихотворением Высоцкий, раскройте кулачки - почки.

Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником - читателем, поднимите руки - ветки и помашите ими. Это наша благодарность поэту Владимиру Высоцкому. Наш урок окончен.

12. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения, рисунок, отражающий его содержание.

Приложение.