Интегрированный урок по теме "Условия полноценного развития системы кровообращения"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели:

  • формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью
  • формирование умений и навыков здорового образа жизни, составленных согласно принципу природосообразности
  • развитие навыков осознанной профилактики нарушения работы органов кровообращения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с ролью сердечно-сосудистой системы в организме человека
  • определить влияние физических нагрузок и тренировок на частоту сердечных сокращений
  • профилактика гиподидинамии, подростковой гипертонии

Ход урока

Учитель биологии: (Роль сердца и всей системы кровообращения в организме трудно переоценить.

1. Движение крови обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма

2. Кровообращение зависит от работы сердца и сосудов. От работы сердца зависит нормальная жизнедеятельность всех органов и тканей. С ростом организма растет и сердце.

(сердце новорожденного ударный объем 1 мл, взрослого человека 70-100 мл, у спортсмена 150-200 мл)

3. Изменение объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение влечет за собой изменение частоты сердечных сокращений.

У школьников 70-80 (уд-мин), у взрослых 70-75 (уд-мин)

Таблица частоты сердечных сокращений

Активный образ жизни приводит к увеличению сердца и снижению сердцебиения. Если в детстве движения были ограничены из за болезни или малоподвижного образа жизни, то частота сокращения сердца остается высокой.

 

4. Вопрос классу: назовите способы оценки физиологической формы человека?.

Учитель физкультуры: мышечная нагрузка тренирует сердце, то есть сердечная мышца становится толще. Такое сердце может выбрасывать больше крови за одно сокращение и выполняет большой объем работы с мышечными затратами энергии. Сердце человека избегавшего мышечную деятельность, не справляется с большими нагрузками.

Сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу, в результате которой выясним тренированность вашего организма .

Тема: Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы.

Ход работы

1. Сосчитайте пульс в спокойном состоянии в положении сидя за 10 с (ЧП 1)

2. В течении 90 с сделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3. Сосчитайте пульс в положении сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП 2)

4. Сосчитайте пульс в положении сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП 3)

5. Рассчитайте показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (ПР):

ПР= П1+ЧП2+ЧП3-33
10

6. Результаты исследований.

Показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку Oценка
0-0,3

0,31-0,6

0,61-0,9

0,91-1,2

Более 1,2

Сердце в прекрасном состоянии

Сердце в хорошем состоянии

Сердце в среднем состоянии

Сердце в посредственном состоянии

Следует обратиться к врачу

Частота сокращения сердца спортсменов в покое 40-50 (уд.мин), а во время интенсивных нагрузок 280 (уд.мин)

Учитель биологии: Система органов не случайно называется сердечно-сосудистой. Изменения происходят как в сердце так и в сосудах: артериях, венах, капиллярах. Артерии у детей шире, а вены уже чем сосуды у взрослых. Поэтому круговорот крови у детей совершается быстрее чем у взрослых.

Большая скорость круговорота крови лучше обеспечивает поступление к растущим органам и тканям полезных веществ и удаление продуктов обмена.

Кроме кровеносных сосудов и их просвета изменяется толщина стенок и эластичность. Все это сказывается на величие артериального давления, ненужно бояться если ваше артериальное давление немножко выше нормы- это юношеская гипертония. Ее проявление связанно с повышением активности желез внутренней секреции, в результате чего рост сердца опережает рост кровеносных сосудов.

В этот период жизни особенно важно дозировать физические нагрузки, что бы избежать нарушений в системе кровообращений. Мышечная деятельность приводит к увеличению числа капилляров на единицу площади мышц, к возрастанию эластичности сосудов.

Факторы ухудшающие сердечно-сосудистую деятельность

 

Существуют факторы отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему, и факторы риска. К ним относится гиподинамия. При снижении физических нагрузок падает напряженность процесса кровообращения однако если от мало активного образа жизни перейти к обычному режиму увеличивается резко нагрузка на сердце. Не тренированность сердечной мышцы ведет к уменьшению силы сокращения, возрастанию частоты сердцебиения и снижению объема циркулирующей крови.

Учитель физкультуры: существует комплекс упражнений для профилактики нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы

Иновациооные варианты ЛФК при недостатке кровообращения

И.п.- Стоя, руки на поясе.

1. Ходьба 1-2 мин. Темп медленный, затем средний.

Далее ритмы дыхания выполняются согласно с ритмом движения.

2. Движение с парадоксальным дыханием И.п.- ноги врозь, руки в стороны, скрестить руки перед грудью, захватив ладонями плечи,- вдох, и.п.- выдох. темп медленный- 10-15 раз.

3. Наклоны с парадоксальным дыханием. И.п.- ноги врозь, руки за голову. Наклоны влево и вправо на вдохе, при выпрямлении- выдох. Темп медленный. 5-8 раз.

4. И.п.- о.с. Держась за спинку стула, выполнить на вдохе 2-3 пружинящих полуприседания. И.п.- вдох. Темп медленный. 8-10 раз.

5. Поднимаясь на носки, на вдохе последовательное (нижняя, средняя, верхняя часть) заполнение грудной клетки. И.п. - медленный вдох. 4-6 раз.

6. И.п. - ноги врозь, пальцы сжаты в кулак. Попеременное поднимание рук вперед. 8-10 раз.

7. И.п.- ноги врозь. Поворот влево (вправо), руки в стороны, фиксация в крайней позиции - вдох. И.п. - выдох. Темп средний, по 3-6 раз в каждую сторону.

8. И.п. - босиком к спинке стула; одна рука на спинке стула, другая на поясе. Медленно согнуть одну ногу, поднимая колено вперед, затем, разгибая, отвести ее в сторону; вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

9. Движение с парадоксальным дыханием. И.п.- ноги врозь, руки к плечам. Руки вверх, прогнуться и смотреть на них- выдох; И.п. - вдох. Темп медленный. 4-6 раз.

10 Медленная ходьба. 1-2 минуты.

11 Отдых сидя. Медитативная релаксация 1-2 минуты.

Подведение итогов урока

Сравнение данных заполнения таблицы: Результаты исследований общих показателей реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Памятка учащимся для выполнения упражнений по профилактике сердечно-сосудистой системы.

Профилактика заболеваний сердца предусматривает:

  • увеличение доли таких продуктов питания, как рыба, лук, чеснок, овощи, фрукты, овсянка;
  • умеренные физические нагрузки (ходьбы 5 км 3-5 раз в неделю);
  • умение справляться с отрицательными эмоциями.

Профилактика гепертонии предполагает:

  • Приведение массы тела в норму, так как полнота увеличивает риск заболевания в 3-6 раз;
  • Малоинтенсивные аэробные нагрузки (ходьба, плавание, езда на велосипеде) 3-4 раза в неделю 30-60 минут.
  • Полный отказ от курения;
  • В питании: ограничение соли до 2 г в день (1 чайная ложка); употребление меньшего количества уксуса, кетчупа, горчицы; введение большого количества калия (изюм, курага, молоко, рыба, лук, чеснок), клетчатка (овсянка, овощи, фрукты), полезных растительных масел и молочных продуктов; умеренное потребление кофе;
  • Умение справляться со стрессами;
  • Исключение воздействия постоянного шума, уровень которого превышает 85 децибел, что соответствует шуму включенного пылесоса;
  • Исключение перегрева организма.

 Домашнее задание: заполнить таблицу, презентация , сочинение,"Спорт в моей семье"

Факторы ухудшающие здоровье Пути воздействия на организм Возможная опасность для здоровья Меры по предупреждению вредных последствий