Нравственное воспитание детей в семье

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

Оборудование: Мультимедиа, презентация

Форма проведения: круглый стол.

Участники круглого стола: учащиеся, родители, классный руководитель, психолог.

Предварительная подготовка:

1. Проведение анкеты среди учащихся и родителей, с целью определения взаимоотношений родители-дети.

Вопросы для учащихся Вопросы для родителей
1. Уровень развития умений общаться со сверстниками:

а) высокий

б) средний

в) низкий

1. Какие отношения преобладают между учителями и родителями

а) доброжелательные

б) нейтральные

в) напряженные

2. Уровень развития умений общаться с учителями

а) высокий

б) средний

в) низкий

2. Какие особенности в характере и поведении ребенка больше всего волнуют родителей?
3. Для самоутверждения в обществе необходимо:

а) навыки самоуправления;

б) умение строить деловые взаимо-отношения со сверстниками и старшими;

в) умение найти выход из проблемной ситуации;

г) правовые знания

д) экономическая независимость

е) не делать ничего

3. К чему должна подготовить школа выпускников?
  • к продолжению образования;
  • к трудовой жизни;
  • к самостоятельной деловой жизни;
  • к семейной жизни;
  • к профессиональной карьере;
  • к общественно-политической деятельности;
  • к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности;
  • к бережному отношению к своему здоровью;
  • к сотрудничеству с другими людьми;
  • другое___________________
4. Основные качества необходимы деловому человеку:

а) предприимчивость;

б) умение устанавливать необходимые связи;

в) собственная организованность;

г) знание экономики, рынка и права.

4. Какое жизненное правило, должен усвоить выпускник, входя во взрослую жизнь
  • быть самостоятельным;
  • быть всегда порядочным;
  • уметь брать ответственность на себя;
  • быть справедливым;
  • надеяться только на себя;
  • быть уверенным в себе;
  • образование можно купить;
  • быть внимательным к людям;
  • за все надо платить;
  • трудности впереди;
  • были бы связи, остальное купишь;
  • выход всегда есть;
  • честность - вершина добродетели;
  • ничего не дается даром;
  • другое__________________

2. Подбор литературы для проведения родительского собрания.

Ход собрания

I. Организационный момент.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества
.
Теодор Рузвельт

Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фромм

II. Вступление.

Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного климата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.

В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.

К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л.Н.Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается. [1]

III. Вопросы для обсуждения.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье?

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представить себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие "нравственность".

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность - это "правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках".[1]

Вопрос 1. Значение семьи в нравственном воспитании:

(Обсуждение вопроса за круглым столом).

По мнению В.А.Сухомлинского, "воспитание - это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с приятными в обществе моральными устоями".

Основным содержанием нравственного воспитания В.А.Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Будет нравственное воспитание - ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей: Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания".

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Вопрос 2. Нравственные ценности -...

(Обсуждение вопроса за круглым столом).

Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признается как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.

Ее нужно формировать в сознании ребенка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребенок всегда будет стремиться к добру.

Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости).

Вопрос 3. "Совесть" в Вашем понимании:

(Обсуждение вопроса за круглым столом).

"Совесть - способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п.".

Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надежное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу. [1]

IV. Анализ проведенного анкетирования среди учащихся и родителей.

В презентации показаны результаты анкетирования родителей и учащихся (цифровой вариант).

С учащимися и родителями проведена анкета с целью определения взаимоотношений родители-дети-учителя. В анкетировании приняли участие учащиеся 11 класса и их родители.

(Обсуждение результатов анкеты за круглым столом).

Вывод: По результатам анкеты, сделан вывод такой, что учащиеся обладают тем набором нравственных ценностей, которые в будущем для них станут нравственными правилами, которые они впитали в семье, ведь ребенок воспитывается в семье и все, что есть в детях это заложено в семье. Но, к сожалению, по результатам анкетирования просмотрелось то что большинство родителей уже отстранились от воспитания. Дети предоставлены сами себе. А их поведение корректирует школа, улица, та среда, в которой они общаются.

V. Подведение итогов.

Дом для ребенка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. [1]

Психологические факторы, которые имеют воспитательное значение

со стороны родителей со стороны детей
Принимать ребенка таким, какой он есть;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения;

Иметь представления о различных этапах в жизни ребенка;

Уважать права ребенка.

Не балуйте меня, вы меня портите;

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить;

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я вас ненавижу". Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали;

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

(В заключение проанализировать слова Росса Кэмпбэлла)

Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает любовь, но не начинает первым.
Если детей одаривают любовью, они возвращают её.
Если им ничего не дается, им нечего возвращать.
Росс Кэмпбэлл

- Родителям предлагается определить по 5-ти балльной шкале результат встречи:

  • Полезность встречи;
  • Актуальность проблемы;
  • Атмосферу встречи.

Используемая литература.

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2005. - 304 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 9-11 классы / Л.И. Саляхова. - М.: Глобус, 2008. - 384 с. - (Классное руководство).