А.П. Чехов "Хамелеон" (из истории болезни)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формирование умения анализировать эпическое произведение;
  • знакомство учащихся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, который вам хорошо известен – А. П. Чеховым.

- Тема нашего урока - рассказ А.П.Чехова “Хамелеон” (из истории болезни).

Анализ произведения начнём с определения лексического значения слова “болезнь”. Кому сложно дать определение, можно написать слова-ассоциации, которые приходят вам на ум при произношении этого слова. ( Болезнь- это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма).

- Кто может нас избавить от боли, недомогания? (врач)

- Верно, чаще всего, когда мы испытываем боль, понимаем, что заболели, обращаемся к доктору.

- Ребята, а если болит ДУША? К кому можем обратиться?

- Мы тоже обращаемся к доктору. К доктору А.П.Чехову.

На стене Московского Дома-музея А.П.Чехова висит мемориальная доска: “Здесь жил с 1886-1890 г. великий русский писатель А.П.Чехов”. Эта большая мраморная доска с золотыми буквами, естественно, затмевает едва приметную, прибитую к двери чугунную табличку – докторъ Чеховъ.

Профессия врача не могла не отразиться на его литературном творчестве. Врач “выглядывает” из многих его рассказов. Чехов был хорошим доктором, доказательством тому заполненная им “История болезни”, сохранившаяся до наших дней.

На уроке нам необходимо разобраться в одной истории болезни, о которой рассказал А.П.Чехов.

- Давайте представим на время, что мы с вами врачи.

- Кстати, давайте попробуем понять происхождение слова врач. (Слово “врач” произошло от глагола “врати”).

– Ребята, давайте определим, с чего начинается врачебная деятельность, таким образом, мы выстроим ход урока. (Сначала выявляют симптомы болезни, по ним ставят диагноз, затем выясняют причины заболевания, выписывают лечение, в конце говорят о профилактике.)

- У каждого на столе лежит “Индивидуальная карта амбулаторного больного”, куда вы будете заносить все данные “больного” персонажа из рассказа А.П.Чехова “Хамелеон” (Приложение№1)

Обратимся к произведению и найдём героя с симптомами нарушения здоровья. (Рассказ прочитан заранее. Приложение №2 )

- Вы назвали Очумелова. Найдите в тексте симптомы заболевания. (Знобит, бросает то в жар, то в холод.

- Мы как врачи должны осмотреть больного. Хотите его увидеть? (Просмотреть отрывок из экранизации рассказа “Хамелеон”)

– Какая деталь помогает понять, что Очумелову то холодно, то жарко? (Шинель)

- Дайте характеристику детали. Какую роль в художественном произведении играет деталь?

- Правильно. Помогает понять характер человека, понять суть какого-либо явления. Чехов - мастер художественной детали.

- Кроме того, что Очумелова знобит, что нам еще может сказать шинель о его хозяине? О должности (еще недавно называл “ваше степенство”, а сейчас – “ваше благородие”)

- Давно ли Очумелов стал полицейским надзирателем? (Новая шинель - значит, эту должность получил недавно)

- Ребята, в какое время года происходят события? (Конец августа – поспел крыжовник )

- Очумелов идёт в застегнутой или расстегнутой шинели? (В расстёгнутой )

А ведь это тоже важно? Представьте, человек идет в расстегнутом или застегнутом пальто. Есть разница? Оказывается, есть. Шинель развевается, от этого Очумелов кажется больше, страшнее.

- Итак, как много о человеке нам сказала одна художественная деталь – шинель.

- Найдите, ребята, в тексте еще есть симптомы болезни Очумелова.

- Говорящая фамилия. Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя.

Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.

Очумелов?

- Фамилия образована от глагола “очуметь” - потерять соображение.

- Корень слова “чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

- Можем ли мы утверждать, что Очумелова боятся? (Из текста – “Кругом тишина…На площади ни души...”)

- Почему на базарной площади ни души? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

- В “Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

- По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.

- Почему такое странное название – “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Читаем сноску.)

- Шинель – внешний показатель изменения цвета.

Запишем диагноз – хамелеонство.

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

- Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов?

(Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

- Сколько раз меняет свое решение Очумелов? (6 раз)

Работа в группах.

- Ребята, найдите оценочные слова, которые говорят об отношении Очумелова к Хрюкину и собаке – подчеркните в тексте.

1 группа – в 5 абзаце, 2 – в 6 абзаце, 3 – в 8, 4 – в 9, 5 – в 10, 6 – в 11 абзаце.

- Ребята, сделайте вывод, как себя ведет Очумелов, и постарайтесь объяснить причину его изменчивого поведения.

(Принцип всегда устойчивый - тот, кто по чину выше, – всегда прав).

- Так как мы с вами сегодня врачи, попробуем начертить график, отражающий поведение Очумелова, – наглядное изображение болезни (ломаная прямая).

– Ребята, а кто-то еще, кроме Очумелова, болен хамелеонством? Кто имеет такую же линию поведения? (Толпа. Найти подтверждение в тексте)

- Вот вам еще одно объяснение фамилии Очумелов.

В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на все происходящее.

- О чем говорит финал рассказа? (Болен не только Очумелов, но и Хрюкин, и толпа, которая смеется над ним. И это самое грустное).

- Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое “я”, он подстраивается под обстоятельства)

- Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная)

- Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

- Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней?

- Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

Домашнее задание: ответить на вопрос “Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего?”

- Ребята, и последний этап врачебной деятельности. Что нужно делать, чтобы не было расстройства здоровья, расстройства души человека?

- А я хочу добавить: вы всегда будете здоровы, а значит, счастливы, если запомните слова доктора А.П.Чехова. На столах лежат листы с советами от доктора Чехова, я зачитаю только один совет.

Чтение 1 отрывка из рассказа Чехова “Крыжовник”: “К моим мыслям о человеческом счастье…” (Приложение № 3).

- Ребята, прислушайтесь, звук молоточка есть в вашем сердце. Пока вы будете слышать этот стук, будете слышать боль другого сердца, вашей душе не страшна никакая нравственная болезнь.

Будьте здоровы!