Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания английского языка в средней школе

Разделы: Иностранные языки


Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности.

Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Масштабная компьютеризация образовательного процесса привела в настоящее время к тому, что школы более-менее оснащены современным оборудованием. За последние учебные годы в учебном процессе активно стали применяться электронные учебники и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по многим предметам школьной программы.

Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Благодаря государственной программе информатизации, компьютеры появились практически во всех отдалённых от райцентра сельских школах. Но, к сожалению, ещё не везде обеспечен постоянный доступ к современным образовательным ресурсам в Интернет.

Использование учителем ЦОР делает реальным для учащихся получение качественного образования, соответствующего современным запросам, даже если школа находится в сельской глубинке.

Как показывает практика работы в школе, информация, воспринятая зрительно, лучше запоминается учениками. Не зря гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Перед учителем иностранного языка постоянно возникает вопрос: как сделать материал урока запоминающимся, интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили как можно больше лексических единиц. В этом случае незаменимым помощником становятся ЦОР.

Что же такое ЦОР?

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленный на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.

ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. 

Названный образовательный ресурс может быть представлен на CD, DVD диске или любом другом электронном носителе, а также размещён в сети Интернет. Следует отметить, что ЦОР не может быть представлен в бумажном варианте, иначе его дидактические свойства утрачиваются.

Таким образом, ЦОР расширяют арсенал предъявления информации, т.к. задействованы все каналы восприятия: текст - звук -видео - цвет.

С помощью ЦОР на уроке английского языка учитель может решать целый ряд задач:

  • предъявлять новый учебный материал
  • повторять и закреплять пройденные лексические единицы
  • проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний
  • создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным
  • помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ
  • приобрести навыки работы с компьютером;

Классифицировать цифровые образовательные диски довольно сложно, т.к. нет единого подхода к решению этого вопроса. Методисты, работающие над проблемой использования ЦОР предлагают следующую условную классификацию:

  • Справочники и энциклопедии
  • Тематические библиотеки
  • Путеводители
  • Образовательные комплексы
  • Репетиторы и тренажёры

Указанные электронные ресурсы выгодно отличаются от других средств обучения интерактивностью и мультимедийностью и помогают избежать быстрой утомляемости детей на уроке. Объём учебного материала можно увеличить.

Согласно теории ассоциативного запоминания, информация, воспринимаемая через различные сенсорные пути (через текст, видео, графику и звук) усваивается лучше и удерживается в памяти гораздо дольше)

На уроках английского языка в предпрофильных и профильных классах с помощью ЦОР мы с учащимися совершенствуем навыки и умения чтения, устной и письменной речи, используем материалы глобальной сети; пополняем словарный запас. Хочется отметить, что интерес к изучению английского языка в старших классах не снижается, а наоборот, становится всё устойчивее.

Многофункциональность компьютера при работе с ЦОР разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяет создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней. Это особый и высший в настоящее время вид наглядности, изначально создаваемый автором-разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю "вступать в диалог" с компьютером за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых эффектами анимации - демонстрирующейся в заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т. е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.

Кроме того, виртуальное присутствие пользователя в программной обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия новой информации - визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно - так, как это обычно происходит в обыденной реальности. Воспринятая таким образом информация, опирающаяся не на рассеянное, а на избирательное внимание, эффективнее поддается обработке в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается. А ведь именно избирательное внимание, по мнению специалистов по когнитивной психологии, является основой целенаправленного и эффективного обучения.

Классификация ЦОР и ЭОР.

Программные продукты, используемые в образовательной сфере, или образовательные электронные ресурсы по ИЯ, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:

1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

2) электронные книги для чтения;

3) фильмы на DVD;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

6) Интернет-ресурсы;

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

Информационно-справочные материалы учителя и учащегося на CD или DVD содержат огромный объем фактологических данных и иллюстративного материала, который представлен обычно в более привлекательной форме, чем на бумажных носителях. За счет анимации, системы поиска, видеофрагментов, различных звуковых эффектов, викторин, тестов и других форм контроля знаний эти электронные ресурсы могут соперничать с мультимедийными учебными пособиями. Они, как правило, не используются самостоятельно, а играют вспомогательную роль, как источник информации для работы над проектами, презентациями, электронными рефератами.

Электронные книги для чтения и DVD-фильмы необыкновенно привлекательны для учащихся, а учителю они дают возможность работать на уровне гипертекста (в широком смысле), обеспечивая тем самым текстовую и изобразительную наглядность для всего класса и управляя процессом чтения/просмотра в контексте изучаемого материала.

Электронные наглядные пособия и методические материалы представляют собой ресурс учителя-предметника, оказывая ему методическую помощь при подготовке к урокам, составлении контрольных заданий, подведении итогов овладения навыками и умениями.

Интернет-ресурсы объединяют в себе свойства всех вышеупомянутых программных продуктов, представляя собой самое мощное на сегодняшний день средство получения информации, решения учебных задач и делового электронного общения.

Программные продукты, представляющие собой обучающие программы или электронные учебные пособия, являются наиболее законченными и самодостаточными видами электронных ресурсов и нацелены на высшую степень автономии учащегося. Они, как правило, предназначены для самостоятельной работы в классе или дома, когда составляющие учебной деятельности управляются и контролируются самим учащимся, а мониторинг осуществляется учителем. Они являются очень удобным и эффективным средством обучения, если поставлена задача самостоятельной отработки той или иной темы. В силу широкого выбора учебных ситуаций изучаемый материал может прорабатываться более глубоко за счет многократного осуществления заданных действий и необходимых операций, отработки практических навыков и доведения их до автоматизма. Однако такие программные средства отторгают учителя от учащегося, сводя их сотрудничество к минимуму. А ведь именно активное сотрудничество ученика и учителя способствует повышению эффективности познавательного процесса на уроке. Этот фактор многие противники внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс вменяют в вину электронным учебникам.

Очевидно, что применение мультимедийных технологий в учебном процессе следует непременно дозировать, т. е. отбирать программные продукты так, чтобы они полностью отвечали своим содержанием тематике и учебному материалу урока, подходу учителя, возрасту и интересам учащихся, и обладали всеми преимуществами мультимедийных электронных ресурсов.

Большинство из перечисленных видов программных продуктов довольно широко представлены на рынке образовательных электронных ресурсов и предоставляют той или иной группе потенциальных пользователей возможность широкого выбора. И технически, и содержательно эти продукты бывают, как правило, достаточно высокого качества, поскольку создаются профессиональными программистами в содружестве со специалистами-предметниками.

Типы ЦОРов:

Наборы цифровых образовательных ресурсов, расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).

Информационные источники сложной структуры. (ИИСС - это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области).

Инновационные учебно-методические комплексы. ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:

 фундаментальность общеобразовательной подготовки; 

 способность учиться; 

 коммуникабельность, умение работать в коллективе; 

 способность самостоятельно мыслить и действовать; 

 способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

Проблема выбора эффективных ЦОРов, способствующих реализации новых целей образования - одна из актуальных проблем сегодня. Использование ЦОРов в обучении английскому языку - это способ повысить мотивацию учащихся, расширить спектр средств обучения, расширить наборы применяемых учебных задач и многое другое. 

На восприятие материала учащимися , изучаемого с помощью ЦОРа в немалой степени влияют параметры:

 качество и уникальность, логичность и последовательность изложения учебного материала;

 возможность дифференциации и индивидуализации обучения; 

 учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся; 

 сбалансированность информационного объема; 

 интерактивность; 

 наглядность, в частности, качество графических объектов; качество текста, его читаемость - т.е. гарнитура, размер, стили и т.д.; 

 оправданность применения графики, аудио, видео и т.д. (при наличии); 

 навигация - удобство использования ресурса, структурное размещение.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского позволяет:

  • улучшить эффективность урока и качество знаний;
  • ориентироваться на современные цели обучения;
  • повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка;
  • учитывать страноведческий аспект;
  • сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
  • реализовать индивидуальный подход в обучении

ЦОР используется как средство введения нового материала, закрепления контроля усвоения понятий. Использование ЦОР обеспечивает: поддержку в постановке проблемы и ее обсуждении.

Элементы построения уроков английского языка с использованием ЦОР:

Where to go on holiday

Form groups of 3 or 4 in the class. Choose an area or a tourists' attraction, where you would organize a trip. Find information about the place on the internet, and make an 8-minute presentation, which includes the following points: what you would see, what kind of historical/ geographical/biological references that place has, how much it would cost, how you would get there etc.

Recommended software:

For creating presentations: PowerPoint

Water-levels

Look up the water-levels of a river in the last 5 years on the internet! Copy the data for the first and 15th day of every month into Excel, and make a graph! Compare the graphs within the class. Why do different rivers change differently? Which were the wettest and driest periods/years? What is the cause of this? Make a presentation based on your graphs!

Recommended software:

For creating presentations: PowerPoint

For creating spreadsheets: Excel

Atmosphere

Make an animated presentation to demonstrate what process takes place, if harmful gases (e.g. CFC) get into the upper-atmosphere. Include the equation of the reaction.

Recommended software:

For creating presentations: PowerPoint

Residence

Take photos and make short videos of your home with a digital camera! Gather information about the sights featured in the photos! Make a 4-6 minute presentation about your home, with the help of Producer and PowerPoint! The narration can be made with a simple microphone, even subsequently.

Recommended software:

For creating presentations: PowerPoint

For turning the presentation into a movie: Producer http://www.microsoft.com/downloads/details.aspx?FamilyId=1B3C76D5-FC75-4F99-94BC-784919468E7 3&displaylang=en

Geological Periods

Make a comparative chart or data-base of different geological periods. Include several aspects (the more the better). Apart from the lessons, Encarta Encyclopedia, which contains a lot of information about the flora, fauna and events of the periods, can be used as a useful source.

Recommended software:

For creating spreadsheets: Excel

For collecting data: Encarta http://encarta.msn.com/default.aspx

Temperature album

Make an album which contains the geographical, biological and social features of a certain climatic zone.

Recommended software:

For creating documents: Word, Publisher

Sunny Hours

Why are some days longer than the others? Why do seasons keep changing? Why do

Americans wake up at different hours than we do? Visit http://www.amnh.org/education/resources/rfl/web/antarctica/seasonal.html to watch or download the video, which demonstrates the revolution of the Earth.

Recommended software:

For watching the video: Internet Explorer, QuickTime Player

A rainy day in:

Students get into groups and look at the tourist websites of their capital (or a smaller, famous town of their country), offering programmes and introducing the famous sights. They collect information on sights and possible activities. They will probably find plenty of information which would be suitable for outdoor sightseeing tours for a tourist group on sunny days. But this time their task is to sort out the ones they would offer tourists to do on a rainy day in the city.

They make a list of the sights and things to do, collect pictures, maps and other information on them. Using these items, they design a leaflet including itineraries, maps, teasers, pictures, etc. The leaflet should be suitable for giving it out to real tourists, so it should be informative, clear and attractive, offering a wide range of activities.

When they are finished, they organize a "travel fair" in class, trying to sell their programmes to "customers". If it is suitable, other classes can be invited to the travel fair to make it more realistic.

Further possibilities:

 If it is possible, the group which has "sold" the most tickets for their tour organizes a real sightseeing tour in the city, based on their own programme.

 If the leaflets are good enough, students might want to take them to the local tourist office to show them to the authorities.

Recommended software:

For getting information: Internet Explorer

For creating documents: Word, Publisher

Weather report

To learn and practice the vocabulary of 'weather'. Students look at the map of their own country or an English-speaking country and (if the country is big enough) choose a region. In pairs or groups, they search the Internet for the region's up-to-date weather forecast as precisely as possible.

http://www.weather.com/

http://weather.yahoo.com/

http://www.bbc.co.uk/weather/

http://www.cnn.com/WEATHER/

One pair or group may want to collect information on the road conditions for the country, another on the medical effects of the forthcoming weather. Using the collected information they create a PowerPoint presentation, and then the groups take turns to present a weather report in front of the whole class.

Recommended software:

For getting information: Internet Explorer

For creating presentations: PowerPoint

Для учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии важно знать всё разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи. Министерством Образования Российской Федерации формируется Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, доступ к которой есть у всех пользователей.

Используя эти материалы в своей педагогической деятельности, учителям удаётся стимулировать познавательный интерес учащихся, способствовать лучшему усвоению учебной программы курса физики за счёт того, что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информативная ёмкость, появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого предмета.

Как показывает практика использования цифровых ресурсов на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету (мотивация), подключила одновременно несколько каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30 % учебного времени (КПД), нежели при работе у классной доски. Использование раздаточных цифровых материалов на дом помогло учащимся не только читать тексты к урокам, но и использовать дополнительную информацию образовательных сетевых ресурсов Интернет для более качественной подготовки к выступлениям, конференциям, проверочным и контрольным работам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ и ЦОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ботвенко М.А. Электронные образовательные ресурсы: Современные возможности. 2004, №1

2. Тихонов И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе.- М.: Мысль, 1970.

3. Линда А. С. и др. Педагогика (учебное пособие для индустриально-педагогических техникумов профтехобразования). М.: "Высшая школа", 1973.- 392 с.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО"МОДЭК", 2002.-352 с.

5.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий".)

6. Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - 2004-05 уч. год., разд. "Преподавание иностранных языков" - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2005.

7. Adan Merenyi, Vince Szabo, Attia Takacs. "101 ideas for innovative teachers"., Budapest, 2006