Вход в Личный кабинет

Урок-конкурс "Умники и умницы" на тему "Тепловые явления"

Разделы: Преподавание физики


Цели:

Образовательные:

  • повторить тепловые явления – нагревание, охлаждение, плавление, кристаллизация, испарение, конденсация, а так же теплопроводность, конвенцию, излучение.

Развивающие

  • развивать познавательный интерес к предмету, активизировать мыслительную деятельность учащихся,
  • развивать умение формировать личностно-смысловое отношение к предмету, умения анализировать, делать выводы,. развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • показать объективность применения знаний по физике в повседневной жизни

Тип урока: конкурс.

Формируемые умения: анализировать, сравнивать результаты, делать выводы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, цели, задачи.
  3. Игра

1 этап – отборочные вопросы
2 этап – вопросы для определения дорожки
3 этап – вопросы для состязания умников

  1. Итог урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Презентация (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, прежде чем объяснить вам, чем мы будем заниматься на уроке, я прошу вас посмотреть и сказать, какая сейчас погода. Проанализировать погоду используя знания из темы «тепловые явления»/

II. Мотивация, цель урока

Учитель. Вам, конечно, хорошо известны «тепловые явления» и вы понимаете смысл следующих предложений.

Дует ветер. Возможны осадки.
В термосе горячий чай.

Во всех этих предложениях «тепловые явления» использованы в разных ситуациях и имеет разный смысл.
Наша сегодняшняя задача – при постановке вопросов суметь сформулировать правильный ответ.

Правила игры

Организаторы (2–3 ученика во главе с учителем) готовят:

– ордена «умников» по числу вопросов;
– дорожки разных цветов (с квадратами);
– вопросы и задания.

Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая -из трех, зеленая– из четырех.

Выявляем трех «умников». Учащиеся отвечают на отборочные вопросы. За правильный ответ ученик получает орден « умника» Три владельца наибольшего числа орденов разыгрывают дорожки. Особенности дорожек:

  • на красной дорожке – игрок не должен ошибиться ему задают всего один вопрос;
  • на желтой дорожке – игрок должен, верно, ответить на один из двух предложенных вопросов, он имеет право на одну ошибку;
  • на зеленой дорожке – игрок должен, верно, ответить хотя бы на один из трех предложенных вопросов.

Игрок первым прошедший свою дорожку становится «умником» Участники игры получают оценки в журнал.

Отборочные вопросы

  1. Как в солнечный день измерить температуру голой почвы и почвы покрытой растениями?
  2. Почему в холодных помещениях прежде всего зябнут ноги?
  3. Почему северные олени не замерзают даже в сильный мороз?
  4. С какой целью кусты малины пригибают на зиму к земле?
  5. Почему удар молнии часто расщепляет деревья?
  6. Почему даже в тихую погоду, когда ветер не шевелит листьев, листочки деревьев всё время дрожат?
  7. Когда и почему запотевают очки?
  8. Где быстрее закипит вода – на поверхности земли или в глубокой шахте?
  9. Почему у человека волосы, ресницы в морозный день покрываются инеем?
  10. Почему в сильные морозы деревья трещат?
  11. Почему обтирание лица даже теплым одеколоном вызывает ощущение прохлады?
  12. Герой кинофильма "Матрос Чижик", желая определить направление очень слабого ветра, смочил с одной стороны палец и, держа его вертикально на воздухе, стал медленно поворачивать. Как эти действия помогли ему определить направление ветра?
  13. Почему водой можно погасить костер?
  14. В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?
  15. Половина ледяной поверхности пруда была покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для катания на коньках. На какой половине пруда толщина слоя льда больше? Ответ поясните.
     
  16. Шумит Аргуна мутною волной;
    Она коры не знает ледяной,
    Цепей зимы и хлада не боится;
    Серебряной покрыта пеленой…
    (М. Ю. Лермонтов)

?? Почему горная река «коры не знает ледяной»?

Вопросы для определения дорожки

  1. Почему яблоко при запекании часто лопается?
  2. Почему огурец всегда на 1или 2 С холоднее окружающей среды?

Вопросы для состязания умников

Для игрока на красной дорожке:

  1. На дачном участке летом стояла палатка. Когда начались морозы, палатку сняли, а участок решили перекопать. Оказалось, что сухая земля под палаткой промерзла сильнее. Чем окружающая влажная земля. Как это объяснить?

Для игрока на желтой дорожке:

  1. Почему трещит лучина?
  2. Чем объяснить, что при наступлении засух листья у многих растений скручиваются?

Для игрока на зеленой дорожке:

  1. Может ли вам казаться, что в сырую погоду теплее, чем в сухую?
  2. Правильно ли утверждение, что после бани ноги человека увеличиваются в объёме?
  3. Для чего разрезают на части яблоки или другие фрукты предназначенные для сушки?

IV. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Какой этап урока вам показался наиболее интересным?

V. Домашнее задание

1. Повторить 7 класс §11.

Список литературы:

  1. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Перельман Я.И. Занимательная физика – М.: Наука, 2003.