Рейтинг@Mail.ru

Классный час "О пользе прощения"

Разделы: Классное руководство


Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием слов «толерантность», «простить», «прощение».
  2. Помочь ребятам осознать важность, пользу прощения, развивать умения находить компромиссные решения.
  3. Воспитание дружелюбия, умения прощать, развитие коммуникативных навыков.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересное занятие.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, скажите, у вас в классе дети часто сорятся? А мальчики в часто дерутся?

(Ребята высказывают свои мнения).

- Скажите, а отчего в фильмах, особенно в боевиках, герои часто дерутся ?

-А отчего случаются войны на земле?

-Вы совершенно правы. Действительно, на земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Поэтому сегодня мы поговорим о толерантности.

-Давайте вспомним, что это слово обозначает?

(Дети говорят свои ответы)

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». В своем широком смысле слово «толерантность», означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

А теперь сядьте удобно и послушайте сказку о жаркой Африке

3. Сказка «Болезнь непрощения»

В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.

4. Беседа по сказке.

 – Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)

– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?

– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).

– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать?

(Только самим себе).

– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).

5. Игра «Ситуации»

А) - Я предлагаю сейчас разыграть несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в жизни. Мы разделимся на три группы и каждая группа получит свое задание. В конце игры группы должны предложить свои варианты решения ситуации.

1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?

2 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?
– А теперь, по итогам нашей работы, попробуем составить правила толерантного общения.

(На доске записываются «Правила толерантного общения»)

6. Правила толерантного общения

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
  3. Отстаивай своё мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

7. Игра «Сенквейн»

Попробуйте в конце занятия в парах составить Сенквейн.

  1 существительное

Толерантность

2 прилагательных

уважительное

различное

3 глагола

признавать

защищать

сохранять

Фраза из 4 слов

Право человека быть разным

Вывод

Закон

Дети зачитывают получившиеся ответы.

8. Рефлексия.

- Вам понравился наш сегодняшний разговор?

 Выскажите свое мнение:

  • Привлекло меня тем, …
  • Показалось интересным, …
  • Заставило задуматься ….
  • Навело меня на мысли …