Урок литературного чтения по рассказу А.П. Чехова "Ванька". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
  • Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
  • формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
  • воспитывать добрые чувства.

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Учащиеся должны:

Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.

Уметь

  • читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
  • проявлять готовность к литературному творчеству,
  • рассуждать о прочитанном,
  • свободно делиться своими мыслями,
  • при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
  • отстаивать личную позицию.

Знать

  • произведения писателей,
  • позицию автора при характеристике героев.

Оборудование:

  • ТСО: проектор, комьпьютер, экран;
  • комьютерная презентация к уроку;
  • учебник «Литературного чтения» Л.А.Ефросинина, рабочая тетрадь № 1;
  • выставка книг А.П.Чехова;
  • портрет А.П.Чехова;
  • карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Введение в тему урока.

- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.

а)

«Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов)

б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся».  («Школа» Алексеев)

  • Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
  • В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)
  • Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права»)

Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.

  • Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)

3. Сообщение темы урока

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя.

(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».)

4. Подготовительная работа.

а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.

(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)

  • Многим этот писатель уже знаком. Алина и Женя подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове.

(Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

б) Выставка книг А.П.Чехова.

(Носит ознакомительно-рекомендательный характер.)

  • Младшие школьники читают рассказы о детях: «Детвора», «Ванька», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется». Рассказы «Белолобый» и «Каштанка» - две сказки из собачьей жизни, так называл их писатель Чехов.

5. Первичное восприятие текста.

  • Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

(Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по учебнику.)

6. Проверка первичного восприятия текста.

а)

  • Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
  • Какие чувства испытали?
  • Что взволновало?
  • К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
  • Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

б) Моделирование обложки (магнитная доска).

  • Какое произведение прочитали? Покажите.
  • Кто автор этого рассказа?
  • Как озаглавлен рассказ?

7. Чтение и анализ произведения.

  • Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ?

а) Словарная работа.

  • Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма.

(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)

  • заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
  • образ – икона;
  • шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
  • людская – помещение для слуг в барском доме;
  • дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
  • подмастерье – помощник мастера;
  • клирос – место певчих (хора) в церкви;
  • сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
  • восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
  • судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
  • почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
  • ночь под рождество – церковный праздник;
  • кадриль – пляска в четыре пары;
  • кредитом не пользуется – не вызывает доверия.

б) Выборочное чтение по вопросам учителя.

- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

  • Как звали главного героя?
  • Сколько ему лет?
  • К кому он был отдан в ученье?
  • Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
  • Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
  • А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
  • Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
  • Почему же Ванька не ложился спать?
  •  Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

Физкультминутка.

в) Работа в парах.

  • Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика.

«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».

г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».

  • А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были?

Прочитайте задание.

  • Чтобы выполнить задание, необходимо вернуться к тексту. А ребятам, у которых лежат конверты, помогут выполнить задание карточки.

8. Знакомство с шедеврами мировой культуры

  • Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
  • Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
  • Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины. (Репродукция картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»)
  • Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.

9. Обобщающая беседа.

  • Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, Живут в семьях и т.д.)
  • Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права»)

Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.

  • А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
  • Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
  • Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
  • Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
  • А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

Давайте и мы представим такой поворот событий!

(Сценка двух почтальонов.)

1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.

От автора: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

10. Итог урока

  • С творчеством, какого писателя мы познакомились?
  • Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
  • Назовите произведение, с которым познакомились.
  • Что понравилось вам на уроке?

11. Выставление отметок. Похвала.

12. Домашнее задание (по выбору).

1 группа- стр.140 -145 выразительное чтение, кроссворд.

2 группа - стр. 140-145 выр.чт.; Согласишься ли ты, с тем, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный? Покажи это, обращаясь к тексту.

3 группа - Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану, данному в учебнике на стр. 146

Приложение. Самоанализ урока