Инновационная образовательная программа "Маленькими шагами к большим успехам"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


В современной педагогической литературе имеются многочисленные экспериментальные данные, которые свидетельствуют о связи мелкой моторики рук с развитием головного мозга.

О влиянии движений пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно еще во II в. до н.э., в Китае. В настоящее время о взаимозависимости двигательных и речевых центров коры головного мозга, о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано очень много работ (М.М.Кольцова, Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова, Л.А.Данилова, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина и др.). Чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление и речь.

Но мало кто знает, что стопа ноги, как и кисть руки, также имеет большое количество биологически активных точек, которые связаны с речедвигательными центрами коры головного мозга. От их развития зависит психическое, интеллектуальное, физическое развитие ребенка. Нога - это распределительный щит всего организма. На подошве ног сконцентрирована масса рецепторов, до 72 тысяч нервных окончаний. Рефлексологи считают, что на подошве ноги существуют отчетливо выраженные зоны, связанные с определенными органами и системами организма.

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется все многообразие движений в процессе жизнедеятельности человека. Специалисты-рефлексологи не случайно называют стопы “коммутатором связей” человеческого тела. Когда человек лежит, этот “коммутатор” бездействует, но когда он встает на ноги, в различные органы поступают сигналы. Особенно четко прослеживается связь между рефлексогенными зонами стопы и внутренними органами у маленьких детей.

Китайская мудрость гласит: “Корень силы – в ступнях, развитие ее – в ногах, средоточие – в пояснице и выявление – в пальцах рук”. Во многих культурах мира считается, что стопы отвечают за “заземление” человека, являются источником интуиции, своего рода “насосом” энергии, поддерживающей физическое тело. Стопы, наряду с кистями рук и головным мозгом относились нашими предками-славянами к частям организма, связанным с интеллектом. Только если раньше люди больше ходили босиком, носили более природосообразную обувь, то сегодня стопы не получают необходимой стимуляции, и эффективный канал воздействия на организм человека не работает в полной мере.

Однако в психолого-педагогической литературе нет программ и технологий, практических рекомендаций, освещающих возможности влияния специально подобранных игр и упражнений на стопы ног для одновременного оздоровления и интеллектуального развития. Этой проблеме на данном этапе развития педагогической науки и практики не уделяется должного внимания, хотя существуют все предпосылки для разработки подобной программы. Таким образом, творческая группа специалистов различного профиля ОУ приступила к разработке инновационной образовательной программы “Маленькими шагами к большим успехам”. В настоящее время программа дополняется, корректируется и внедряется в образовательный процесс.

Актуальность образовательной программы.

В настоящее время становится все более актуальным вопрос о системном подходе к сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, внедрению образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, построению здоровьесозидающей образовательной среды. Особенно это важно для детей с проблемами развития, которые не получили от природы тех возможностей здоровья, которыми обладают их сверстники.

По данным медицинской статистики растет количество детей с проблемами опорно-двигательной системы, что является существенной проблемой сегодняшнего дня. У воспитанников дошкольных образовательных учреждений преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата, такие как плоскостопие и плоско-вальгусная деформация стопы. Нарушения строения и функций стопы приводят к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто: в 20-40% случаев, а у учащихся начальных классов – еще чаще.

Большую часть времени дошкольник и младший школьник проводят в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды зависит сохранение и укрепление их здоровья. Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, необходимо помнить о том, что среда должна быть целесообразной, удобной, информационной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, и самое главное – способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, работать на развитие их самостоятельной деятельности. Создание развивающей среды, способствующей здоровьесбережению - это не только соблюдение требований СанПиН, но и создание условий для поиска оптимальных форм, методов и интенсивности воспитательной работы с использованием творческой активности воспитанников и учащихся.

Инновационность образовательной программы заключается в идее комплексного решения многих проблем физического и психологического развития детей через воздействие на рефлексогенные зоны стопы, например, развития интеллектуальной сферы детей, запуска компенсаторного механизма при выявлении индивидуальных проблем в развитии ребенка. При многообразии существующих программ рефлексотерапии нет единой программы, объединяющей достижения рефлексотерапии и педагогические возможности для развития детей с помощью специальных упражнений для стоп в рамках образовательной программы.

Стопа - наиболее нагружаемый орган опорно-двигательного аппарата. Если целенаправленно стимулировать ее биологически активные точки, то можно добиться двойного эффекта: оздоровления и развития в условиях занимательного обучения. Для реализации этой идеи должен быть создан комплекс специальных условий в виде зала, уголка, комнаты, центра, зоны сенсомоторной деятельности.

Созданные благоприятные, комфортные, интересные для ребенка условия позволят дошкольнику и младшему школьнику раскрепоститься эмоционально, снять психофизическое напряжение, что обеспечит интеллектуальное и личностное развитие.

Программа является инновационной еще и потому, что она носит комплексный характер: охватывает проблемы здоровьесбережения, качества обучения, развития детей и педагогического потенциала, позволяет развивать особую и вполне доступную инфраструктуру в образовательном учреждении (специально организованного места и набора оборудования.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что в ней гармонично сочетаются и используются традиционные и нетрадиционные подходы к образовательной деятельности и здоровьесозиданию, которые осуществляются в процессе организации различных видов деятельности и соответствуют основным направлениям развития дошкольника, предъявляемыми Федеральными государственными требованиями и младшего школьника, определяемыми Федеральными государственными образовательными стандартами. Дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста – исследователи, для них характерна любознательность и пытливость. А если можно познавать окружающее необычным способом, то для ребенка это становится еще более интересным, занимательным, увлекательным. Кроме того, программа поможет хотя бы частично компенсировать недостаток двигательной активности детей.

Адресность образовательной программы.

Заявленная образовательная программа может быть использована в различных видах дошкольных и школьных образовательных учреждений во всех регионах России педагогами разной специализации (воспитателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами и преподавателями физической культуры, инструкторами ЛФК и пр.), в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с одаренными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и направлена на решение задач Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Кроме того, программа может стать частью программ инклюзивного (включенного) образования учащихся с проблемами в развитии совместно со здоровыми детьми.

Цель образовательной программы.

Здоровьесбережение и интеллектуально-личностное развитие ребенка-дошкольника и младшего школьника.

Задачи образовательной программы.

Оздоровительные

  • Создание условий для укрепления психофизического здоровья детей.
  • Развитие опорно-двигательного аппарата, моторики рук и ног.
  • Осуществление профилактических действий.
  • Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

Образовательные

  • Формирование и развитие у дошкольников и младших школьников логических структур мышления через интересную занимательную деятельность.
  • Формирование элементарных и более сложных математических представлений, сенсорных эталонов.
  • Обучение действиям согласно инструкции взрослого.
  • Освоение приемов самомассажа и релаксации.
  • Познание окружающего мира и расширение кругозора.

Развивающие

  • Развитие сенсорно-перцептивных и моторных компонентов деятельности (мелкой моторики рук и моторики пальцев ног, тактильных ощущений, зрительно-моторной координации).
  • Развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.
  • Развитие познавательного интереса, стимуляция познавательной деятельности и творческого подхода к решению или использованию полученных знаний.
  • Раскрытие способностей каждого ребенка.

Воспитательные

  • Воспитание культуры общения и поведения, нравственных качеств личности.
  • Развитие коммуникативных навыков и произвольного поведения в двигательной деятельности.
  • Обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среде здоровых детей (инклюзивное образование).

Объект воздействия.

Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе может быть использована в работе с одаренными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Освоение программы не требует дополнительной подготовки детей, не связано с большим количеством ресурсов и сложными организационными преобразованиями.

Срок внедрения и реализации программы в отдельном образовательном учреждении: 1–2 месяца. Срок действия программы для одного ребенка – 2–3 года, при необходимости и более.

Участники образовательной программы.

  • Воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся начальной школы образовательных учреждений.
  • Родители детей (огромная сила, которая в результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь детям).
  • Педагоги и специалисты (психолого-педагогические, медицинские, спортивные работники, административная группа).
  • Профессиональные и социальные партнеры (специалисты научных учреждений, других образовательных учреждений, компаний-разработчиков оборудования и программного обеспечения).

Формы и режим образовательной деятельности.

Образовательная деятельность носит интегрированный характер, осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, продуктивной и соответствует основным направлениям развития дошкольника и младшего школьника (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому).

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности 15-20 минут для дошкольников и до 45 минут у младших школьников, она определяется тематикой и видом непосредственно образовательной деятельности. Используется как фрагмент образовательной и развивающей деятельности, в досуговой деятельности, в режимные моменты, в самостоятельной деятельности и зависит от возраста ребенка, индивидуально-личностных особенностей, возможностей, творческих способностей и состояния здоровья.

Доминирующими формами работы в рамках инновационной программы является фронтальное и индивидуальное общение педагога с ребенком в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия.

Особенности содержания психолого-педагогической работы по освоению дошкольниками образовательных областей “Физическая культура”, “Здоровье”, “Безопасность”, “Социализация, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Музыка” представлено в Приложении 1.

Примерное содержание разделов инновационной образовательной программы, форм образовательной деятельности, методов, приемов отражено в Приложении 2.

При работе с учащимися начальных классов по программам начального общего образования можно использовать предлагаемую программу как часть:

- программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

- программы отдельных учебных предметов, курсов;

- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программы коррекционной работы.

Инфраструктура.

Зона сенсомоторного развития (центра сенсомоторной деятельности) представляет собой отдельное помещение (часть помещения), в котором сосредоточено полифункциональное оборудование, способствующее решению задач образовательной деятельности: развитию мышления, мелкой моторики, двигательной активности, что благоприятно влияет на здоровьесбережение, здоровьесозидание.

В помещении должны быть обеспечены и соблюдены требования СанПин, требования безопасности и требования, предъявляемые к созданию развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

Оборудование в сенсомоторной зоне должно быть мобильным, при необходимости легко перемешаться, взаимозаменяться, располагаться в зависимости от поставленных педагогических задач. Оборудование также может располагаться в игровой комнате, спортивном зале, специальном помещении.

Основное оборудование предполагается закупать у компаний-разработчиков. Оно может дополняться пособиями, изготовленными педагогами и родителями.

При организации обучения возможно использование современных ИКТ с применением электронных образовательных ресурсов, созданных педагогами самостоятельно в соответствии с целью совместной образовательной деятельности.

Для реализации предлагаемой инновационной программы необходим примерный перечень оборудования, указанный в Приложении 3.

Ожидаемые результаты в образовательно-воспитательной работе.

Программой предусматривается создание такой образовательной среды, в которой в полной мере могут быть реализованы интегративные качества выпускника дошкольного образовательного учреждения или начальной школы, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

  • физически развитый,
  • любознательный, активный,
  • эмоционально отзывчивый,
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия,
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту,
  • имеющий представления об окружающем мире,
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности и универсальными учебными действиями в объеме, определяемом ФГТ и ФГОС,
  • овладевший необходимыми умениями и навыками.

В результате реализации поставленной цели и задач инновационной образовательной программы будет создана зона сенсомоторного развития (центр сенсомоторной деятельности), которая позволит педагогам решить следующие организационно-педагогические задачи:

  • Освоение возможностей зоны сенсомоторного развития (центра сенсомоторной деятельности) педагогами и воспитанниками.
  • Расширение спектра образовательных услуг.
  • Использование нетрадиционных подходов в образовательной и здоровьесберегающей деятельности за счет применения игр и упражнений, развивающих психические процессы и опорно-двигательный аппарат, моторику пальцев ног и мышц стопы.
  • Описание системы работы в зоне сенсомоторного развития.
  • Использование современных образовательных технологий и ИКТ в образовательной деятельности.
  • Взаимодействие с родителями, учреждениями здравоохранения, другими организациями социальной сферы.
  • Проведение комплекса мониторинговых мероприятий и обработка данных. Использование    современной системы оценки качества образования.
  • Подведение итогов и прогнозирование дальнейшей деятельности.

Предполагаемые инновационные продукты.

  • Создание пособий для уголков здоровья в группах и для реализации программ начального общего образования, включающих системы развития моторики пальцев ног и рук.
  • Создание тренажеров, методических рекомендаций по их использованию.
  • Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.
  • Создание пособий и рекомендаций по их использованию для родителей детей, в т.ч. родителей детей с проблемами развития.
  • Создание электронных образовательных ресурсов для образовательной деятельности ДОУ и школ на основе мониторинговых исследований эффективности предлагаемой программы.

Тиражируемость результатов программы.

Результаты проекта могут быть использованы:

  • в различных видах дошкольных образовательных учреждений и в начальных классах образовательных учреждений для создания развивающей и здоровьесозидающей среды;
  • для научных исследований и создания нового оборудования и программного обеспечения.

Заключение.

Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные задачи образовательного учреждения. Данный вопрос не может быть решен в одночасье: необходима подготовка педагогов, желающих и готовых осуществлять инновационную деятельность, наличие материально-технической базы.

Приложение 4