Литературно-музыкальная композиция, посвященная Н.М. Рубцову "Чтобы помнили"

Разделы: Литература


Цели урока:

- познакомить учащихся с личностью биографией и особенностями творчества Н.М. Рубцова;

- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений и эмоционально на них откликаться;

- воспитывать способность сопереживать, уважение к чувствам другого человека.

Список слайдов презентации.

  1. Н.М. Рубцов в детстве. Детский дом в с. Никольское.
  2. Служба на Северном флоте.
  3. Учеба в Литературном институте.
  4. Автограф стихотворения “Горница”.
  5. Сборники стихотворений Н. Рубцова.
  6. Могила Н. Рубцова на вологодском кладбище.
  7. Памятники поэту в Тотьме и Вологде.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Детские годы поэта.
  3. Юность поэта.
  4. Служба на Северном флоте.
  5. Учеба в литературном институте.
  6. Становление поэта.
  7. Стихотворные сборники поэта.
  8. Гибель поэта.
  9. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Учитель: Добрый день!

Очередную встречу в литературной гостиной мы посвящаем поэзии. И это не случайно. Ведь поэзия – самое совершенное выражение духовной деятельности человека и человечества. Она чем-то сродни математической формуле: позволяет малым количеством знаков передать колоссальную смысловую информацию.

Поэзия волшебна, или, говоря современным языком, телепатична, потому что неведомым путем передает мысли и чувства поэта читателю, так сказать, от сердца к сердцу. И она вечна, бессмертна!

Звучит отрывок из песни Игоря Талькова “Поэты не рождаются случайно”.

Слайд 1. Презентация

Учитель: Поэт, о котором пойдет речь, родился в самом разгаре советской эпохи. Популярность его поэзии возникла почти сразу же после гибели. Его имя Николай Рубцов. В 2011 году ему исполнилось бы 75 лет.

Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом, писатель Виктор Астафьев сказал: “Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…”.

Слайд 2

На могиле Рубцова стоит мраморная плита с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из его стихов: “Россия, Русь! Храни себя, храни!”.

которая звучит, словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и бесконечно любимой поэтом стране, что не бережет ни своих гениев, ни саму себя…

Давайте попробуем проследить недолгий жизненный путь Николая Рубцова по его стихам.

Слайд 3

1 ведущая: Поэт Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области в простой семье. Его отец – Михаил Андрианович – работал начальником ОРСа местного леспромхоза. Мать – Александра Михайловна – была домохозяйкой. В семье Рубцовых родилось шестеро детей: три мальчика и три девочки. Николай был пятым.

2 ведущая: Семья Рубцовых часто переезжала из-за работы отца. В Емецк они приехали из Вологды за три месяца до рождения будущего поэта.

Слайд 4

1 ведущая: Деревянный двухэтажный дом, в котором семья Рубцовых занимала две комнаты, и по сей день стоит на знаменитом архангельском тракте, по которому Михайло Ломоносов шагал некогда в Москву.

2 ведущая: Перед самым началом войны Рубцовы перебрались в Вологду, где отец будущего поэта получил высокую должность в местном горкоме партии.

1 ведущая: Николаю было всего шесть лет, когда в июне 1942 года умерла его мать, а отца забрали на фронт. Этим же летом Коля сочинил, видимо, самое первое свое стихотворение:

Вспоминаю, как жили мы
С мамой родною –
Всегда в веселье и тепле.
Но вот наше счастье
Распалось на части –
Война наступила в стране…

2 ведущая: После смерти матери старших детей взяли родственники, а младшие Коля и Боря попали в детский дом. Что такое детдом, да еще в голодное военное время, объяснять не надо. Пятьдесят граммов хлеба да тарелка бульона – вот весь тогдашний рацион детдомовцев.

Слайд 5

1 ведущая: О годах, проведенных в детском доме Николай Рубцов вспоминает в своем стихотворении “Детство”.

Слайд 6

Ученик читает стихотворение “Детство”.

Слайд 7

2 ведущая: В июне 1950 года Николай Рубцов заканчивает семилетку и, едва получив диплом, покидает ставший ему родным детдом. Он делает попытку поступить в Рижское мореходное училище.

1 ведущая: Однако в мореходке документы у Николая не приняли, так как ему не исполнилось еще пятнадцати лет. Для мальчика эта неудача была слишком тяжела. Никому не нужный подросток оказался в равнодушной толчее чужого города. Только через две недели Николай вернулся в родной детский дом. Неудачу поэт запомнил надолго.

2 ведущая: Оставаться в детском доме Николай не захотел и поступил в Тотемский лесной техникум. Но, проучившись два курса и получив паспорт, он бросает учебу.

1 ведущая: Еще одну попытку поступить в мореходку, на этот раз в Архангельскую, Николай Рубцов делает в 1952 году. Но вновь не поступает. На этот раз не проходит по конкурсу. Тогда он решает поступить помощником кочегара на рыболовецкое судно.

Слайд 8

2 ведущая: За год работы на судне Николай поработал и угольщиком и поваром и уборщицей. Работа была не легкой, но несмотря на трудности юноша чувствовал себя в экипаже траулера как рыба в воде. Главное, что приобрел Рубцов в морских скитаниях, это не только поэтическая, но и душевная свобода, чувство уверенности в себе.

Ученик читает стихотворение “Я весь в мазуте. Весь в тавоте…”.

1 ведущая: Работа на тральщике оказалась для Николая непосильной, и он поступает в горный техникум, но и там не задерживается надолго. Что делал Рубцов, бросив техникум, известно только из его стихов:

Жизнь меня по Северу носила
И по рынкам знойного Чор-Су.

2 ведущая: Путешествуя, Николай Рубцов понимает, что превращается в никому не нужного и не несущего в себе ничего, кроме озлобления, бродягу. Он чувствует, что выбранный им путь - не тот Путь, который назначено пройти ему.

Слайд 9

1 ведущая: Николай круто меняет свою жизнь и, отслужив действительную службу на Северном флоте, уезжает в Ленинград.

Здесь он устраивается на работу на Кировский завод, поступает в девятый класс щколы рабочей молодежи. Живя в общежитии, Николай пишет стихи, позднее вошедшие в сокровищницу русской классики: “Видения на холме”, “Добрый Филя”, “Давай, земля”

Слайд 10

Ученик читает стихотворение “Давай, земля”.

2 ведущая: В школьные годы Коле очень нравилась Нина Алферьева. А первой юношеской его любовью была Татьяна Агафонова. Возможно, кому-то из них он посвятил свой знаменитый “Букет”.

Слайд 11

Звучит запись песни А. Барыкина “Букет”.

Слайд 12

2 ведущая: В двадцать шесть лет Рубцов поступает в Литературный институт. Остались позади детдом, годы скитаний, служба на флоте, жизнь лимитчика-рабочего…. Впереди неясно брезжил успех.

1 ведущая: Николай Рубцов сблизился с кружком московских писателей, которые помогли ему опубликовать лучшее из написанного в те годы: “Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны”, “Тихая моя родина…”, “Звезда полей”, “Русский огонек”, “Видения на холме”, “Горница”.

“В горнице моей светло
Это от ночной звезды
Матушка возьмет ведро
Молча принесет воды…”.

Слайд 13

Звучит запись песни “Горница”.

Слайд 14

1 ведущая: О стихах Рубцова писали критики, что сделаны они хорошо, но за стихами встает человек совершенно ясного, определенного характера - грустный человек. Рубцов был человеком с обостренным чувством Пути. Когда читаешь его стихи, все время мелькают слова “путь”, “дорога”, служащие не столько для обозначения каких-то определенных понятий реального мира, сколько для фиксации особого состояния души поэта. Даже в шутливых стихах движение в пространстве зачастую несет особый нравственный смысл:

Ученики читают стихотворения “Про зайца”, “Ласточка”.

2 ведущая: В самые тяжелые периоды своей жизни Рубцов возвращался на Родину - в свою вологодскую деревню, с которой всегда ощущал "самую жгучую связь".

Слайд 15

Ученик читает стихотворение “Привет, Россия”.

1 ведущая: Рубцов не выбирал своей судьбы, он только предугадывал ее. Загадочной выглядит взаимосвязь поэзии Рубцова с его жизнью. По его стихам точнее, чем по документам и автобиографиям, можно проследить его жизненный путь.

2 ведущая: Многие настоящие поэты угадывали свою судьбу, легко заглядывали в будущее, но у Рубцова провидческие способности проявлялись с необыкновенной силой.

1 ведущая: Когда сейчас читаешь написанные им незадолго до смерти стихи, охватывает жуткое чувство нереальности, Невозможно видеть вперед так ясно, как видел Николай Рубцов:

Слайд 16

“Я умру в крещенские морозы”.

2 ведущая: Поэт трагически погиб 19 января 1971года. В нашей жизни все случается так, как случается. И это и есть высшая справедливость. Другой справедливости, по крайней мере, здесь “на том берегу”, как говорил Рубцов, нет и не будет: Все умрем. Но есть резон

В том, что ты рожден поэтом,
А другой - жнецом рожден…
Все уйдем. Но суть не в этом…

Слайд 17

1 ведущая: Николай Рубцов был далеко не простым человеком. В нем уживались самые, казалось бы, несовместимые черты – кротость, доброта, тревога, угрюмость, подчас даже злой гнев, - говоря короче, свет и тьма.

Ученик, называет автора и название стихотворения, читает отрывок из стихотворения Станислава Куняева “Памяти поэта”.

Учитель: Кто и как сегодня хранит память о Рубцове, несет его светлый мир людям?

Слайд 18

В Москве, на улице Дмитрия Ульянова, открыт Культурный центр Н. Рубцова. Первый музей поэта был открыт в Тотьме, позднее музей появился в городе Дзержинске. В Санкт-Петербурге музей поэта открыли в библиотеке им. Н. Рубцова.

Слайд 19

В Тотьме и Вологде установлены памятники поэту. Наконец, одной из малых планет присвоено имя Николая Рубцова. Все это свидетельствует о том, что память о поэте живет не только в сердцах, но и в конкретных делах почитателей его таланта.

Итак, сегодня мы прикоснулись к еще одной странице русской поэзии ХХ века.

Слайд 20

Надеемся, что вы не раз обратитесь к прекрасной лирике поэта Н. Рубцова. До новых встреч в нашей литературной гостиной!