Эффективность формирования орфографических навыков как развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся в самостоятельной работе

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: организация работы обучающихся по повторению и систематизации информационных возможностей орфографии в письменном общении между людьми.

Задачи:

  1. Расширить и обобщить знания обучающихся об орфографии и других разделах русского языка.
  2. Познакомить обучающихся с историей возникновения праздника “Наум Грамотник”.
  3. Формировать умения сравнивать, классифицировать изучаемые факты и понятия об основных разделах русского языка.
  4. Приобщить обучающихся к славянской культуре и традициям.
  5. Развить коммуникативно-речевую компетенцию обучающихся.
  6. Способствовать умению применять знания по русскому языку в игровой предметной среде.
  7. Развить творческое, логическое мышления, память, внимание, сообразительность.
  8. Воспитание духовно-нравственных, национально-культурных ценностей.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Вид урока: лингвистический турнир.

Форма проведения: коллективная, индивидуальная, работа малыми группами.

Методы урока: словесный, наглядный, поисковый, самостоятельная работа, информационный, частично-поисковый.

Методическая цель: Эффективность формирования орфографических навыков как развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся через организацию самостоятельной работы обучающихся.

Комплексно-методическое обеспечение урока:

“Толковый словарь В.И. Даля” 3 тома; универсальная энциклопедия слов; русско-англо-немецкий словарь; школьный грамматико-орфографический словарь русского языка; школьный словообразовательный словарь; В.И. Даль. Пословицы русского народа; высказывания о русском языке, плакаты с высказываниями В.И. Даля о русской речи; видеозапись ералаша о культуре правильной речи; карточки-задания, интерактивная доска; ученическая доска; ПК; проектор, фонограмма, приложение MS OFFICE PowerPoint 2003, ручки, листочки, таблица учета баллов для жюри, грамоты, призы.

Межпредметная связь:

  1. История – “Золотой век русской культуры ХIХ века”; “Школа Древней Руси 17 века”;
  2. Литература – “Устное народное творчество, фольклор”;
  3. Устройство автомобиля – “История развития автомобилестроения”; “Электрооборудование”.

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Белоконева Н.Н., Бондарчук Е.М. Деловое общение: думай – говори – иди к цели: руководство к упражнениям по риторике.– Самара: 2003.
  3. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2006.
  4. Путешествие в страну тайн. – Сост.: Смирнов В.Ф., Чирва А.В. – “Новая школа”. – М., 2003.
  5. Структурно-логические схемы как прием организации изучения теоретического материала по русскому языку. – Самара, 2003.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад.шк. – 2008.
  7. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО “Гринго”, 2005

Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа. С-Петербург. – 1999.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка 3 тома. – М., 1995.
  3. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Беседы о русском слове. – М.,2003.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.– М., 1996.
  5. Успенский Л. Слово о словах. – Л., 2001.
  6. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1997.
  7. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. – Л., 2005.
  8. Розенталь Д. Русский язык для школьников. – М., 2003.
  9. Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. – М., 2003.
  10. Булатов М. Собирал человек слова: Повесть о В.И. Дале. – М.,2001.

Лингвистический турнир грамотеев "Наум, наведи нас на ум".

Ход урока

1. Организационный момент.

1.1. Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся. (“Заполнение информационного листа”.) (Приложение)

1.2. Инструктаж по форме и организации урока.

Наш урок пройдет в форме турнира. Три группы – три команды, у каждой свое название. Каждый из вас сегодня получит две оценки: за групповую и индивидуальную работу. Так как вы будущие экскаваторщики, то некоторые задания будут о вашей профессии.

2. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности обучающихся.

2.1.“Зацепляющий крючок”. (Приложение 1)

Просмотр ералаша “Почему мы так говорим?” Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Речь пойдет о русской речи, о слове, о правильном употреблении слов.)

2.2. Вступительное слово преподавателя. (Слайд 1)

Великий, могучий, правдивый, свободный
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем турнир мы сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык.

Каждый должен хорошо знать русский язык. Он помогает дружить и жить в мире всем людям. – Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах мира, потому что он очень мелодичен, певуч.

Тема урока: “Роль орфографии в письменном общении между людьми. Использование орфоэпического, орфографического словаря”Мы собрались с вами сегодня здесь в честь Наума Грамотника на лингвистический турнир, и девиз нашего турнира “Наум наведи нас на ум”

3. Проверка домашнего задания. (Слайды 2–15)

1) Сообщение обучающегося: 14 декабря Православная церковь отмечала память пророка Наума – одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почетом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Говорили: “Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит”, “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”, поэтому к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной.

2) Сообщение обучающегося: Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: “Батюшка Наум, наведи на ум”, а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе "худая молва пойдет", потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трех ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

3) Сообщение обучающегося: На уроках нельзя есть, “а то заешь выученное”; книгу следовало закрывать, “а то все позабудешь”. Говорили, что “пророк Наум и худой разум наведет на ум”. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. День Наума-грамотника раньше считался Днем учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности. Крестьяне считали, что “Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит”, “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”, “Корень учения горек, да плод сладок”.

4. Закрепление изученного. (Слайд 16–18)

Слово учителя. Сегодня на “Турнире грамотных” вам предстоит отгадывать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение их не всегда просто найти, как и при операциях с цифрами. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело. Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к Знаниям. От всей души желаю вам успехов в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами РУССКИЙ ЯЗЫК! Сегодняшняя игра пройдет в три тура, которые будут чередоваться с лингвистическими заданиями по русскому языку и по вашей профессии. А судить ваши ответы будет строгое и профессиональное жюри.

Представление жюри.

Позвольте озвучить правила игры:

  1. От каждой группы требуется один представитель.
  2. Каждому участнику дается право выбора вопроса, количество баллов за данный вопрос указан на ячейке.
  3. Ответив правильно – вы зарабатываете свои баллы, ответив не верно – баллы вычитаются.

Кроме того, пока жюри будет подводить итого каждого тура, заполняя оценчный лист, зрителям предлагается проверить свои силы, решив предложенные задачки.

1-й конкурс. “Поэтическая разминка”. (Слайд 19–24)

Задание: наизусть прочитать стихотворение о русском языке. Оценка макс.10. Учитывается: выразительность, знание текста, интонация и эмоциональность. (Приложение 2)

2-й конкурс. “Орфографический тур”. (Приложение 3) (Слайд 25)

Орфография – это…

Задание: “Вставь пропущенные буквы” – опрос по грамматике. Дайте определения выделенным словам самостоятельно или пользуясь толковым словарем

Жюри подводит итоги.

3-й конкурс. Этимологическая минутка, составленная обучающимися 3 курса. (Приложение 4) (Слайд 26–27)

Этимология – это...

Задание: определить по лексическому значению ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ слово.

4-й конкурс. Лексико-орфографический тур “В мире слов о профессии”. (Приложение 5) (Слайд 28)

Лексика – это…

Задание: прочитай словарные профессиональные слова, вставь пропущенные буквы и запомни определения данных слов.

5-й конкурс. “ПРОФИ-СЛЕНГ” профессиональный сленг экскаваторщика. (Приложение 6) (Слайд 29–30)

Задание: преобразовать слова в названия машин и механизмов

6-й конкурс. “Подорожим народным языком” – конкурс пословиц, загадок о русской речи. (Слайд 31–37)

7. Итог. Сегодня вы показали виртуозное умение работать с различными словарями. Хочется пожелать вам, чтобы знакомство со словарями на этом не заканчивалось. Пусть словари чаще оказываются на ваших столах, помогают в учебе и жизни. Выставление оценок. (Слайд 18)

8. Домашнее задание. (Слайд 38)

  1. Запомнить слова для запоминания.
  2. Составить тезаурус по одному из профессиональных слов.

9. Список рекомендуемой литературы для обучающихся. (Слайд 39–41)

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа. С-Петербург. – 1999.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка 3 тома. – М., 1995.
  3. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Беседы о русском слове. – М.,2003.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.– М., 1996.
  5. Успенский Л. Слово о словах. – Л., 2001.
  6. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1997.
  7. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. – Л., 2005.
  8. Розенталь Д. Русский язык для школьников. – М., 2003.

10. Формула вежливости. (Слайд 42)

Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.