Комплексная программа предшкольной подготовки "Школа профессора Знайки"

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Программа "Школа профессора Знайки" создана с целью комплексной подготовки детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) к систематическому обучению в образовательном учреждении.

Актуальность данной программы заключается в необходимости оказания адаптивной помощи детям при переходе к принципиально новому этапу жизни, к новой социальной роли. Программа позволяет создать равные условия обучения для детей, посещавших ДОУ с различными образовательными программами, и детей, не посещавших ДОУ.

Новизна программы определяется "разрешением основного психолого-педагогического противоречия: согласованием ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребёнка" в соответствии с основными положениями Концепции федеральных стандартов общего образования второго поколения. Обучение строится с учётом знаний о ребёнке, накопленных современной наукой, и опыта педагогов-практиков, что позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребёнка, не навредив его здоровью. Одним из направлений подготовки к школьному обучению является психологическая поддержка дошкольника, обеспечивающая развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных действий, навыков саморегуляции и самоконтроля.

В настоящее время в ДОУ и учреждениях дополнительного образования нередко наблюдается замещение специфически дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа, которые не могут в полной мере создать условия для формирования психологических способностей ребёнка, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Современные дошкольники обделены сюжетно-ролевой игрой, что мешает формированию произвольного поведения, воображения, образного мышления. Ограниченность общения со сверстниками значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм, препятствует приобретению коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости. Отсутствие своевременно сформированных навыков общения в дошкольном детстве не даёт возможности в дальнейшем адекватно строить взаимоотношения с окружающими в различных социальных сферах.

В связи с этим комплексная образовательная программа "Школа профессора Знайки" направлена на обучение дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры и на целенаправленное формирование коммуникативной компетентности. В этом заключается практическая значимость данной программы.

Цели программы

Амплификация (обогащение)

  • интеллектуального,
  • коммуникативного,
  • социального,
  • нравственного,
  • эстетического,
  • эмоционально-волевого развития ребёнка.

Формирование универсальных способностей и компетенций в соответствии с возрастом, развитие базиса личностной культуры, усвоение нравственных ценностей и социальных норм.

Задачи программы

Формирование интереса к учебной деятельности, развитие познавательных и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (наглядно-образного и словесно-логического), памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно-двигательной), воображения и творчества, расширение познавательных интересов.

Формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности: умения определять признаки и свойства предметов, группировать предметы по общим признакам, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать.

Совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и говорения), развитие коммуникативных способностей, усвоение норм культуры речи.

Формирование компетентностей:

- интеллектуальной (владение универсальными способами действий),

- языковой (способность строить общение со взрослыми и сверстниками),

- социальной (проявление внимания к людям, заботы о них, способность понять интересы и проблемы другого человека, умение оказать помощь и попросить о помощи).

Воспитание волевых качеств: произвольности, способности ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.

Развитие общеучебных умений и личностных качеств: внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности.

Нравственное и эстетическое воспитание средствами устного народного творчества, художественной литературы и изобразительного искусства.

Структура программы

Комплексная программа представлена пятью самостоятельными образовательными курсами, каждый из которых решает общие задачи программы и предлагает свои специфические направления развития.

Курс "Грамотей":

- звуковая культура речи,

- обогащение лексики,

- грамматическая культура речи,

- развитие навыка слушания,

- развитие коммуникативных способностей,

- подготовка к обучению чтению,

- подготовка к обучению письму.

Курс "Математика в играх":

- развитие математических представлений,

- выявление математических взаимосвязей,

- развитие элементов логического мышления,

- знакомство с пространственными и временными отношениями,

- формирование умственных способностей и познавательной активности.

Курс "Что? Откуда? Почему?":

- формирование представлений об объектах живой и неживой природы,

- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимодействий,

- развивать исследовательский и познавательный опыт,

- воспитывать ценностное отношение к жизни в гармонии с окружающим миром.

Курс "Умелые руки":

- формирование представлений об искусстве,

- развитие творческих способностей,

- художественно-эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Курс "Профилактика дезадаптации будущих первоклассников":

- знакомство детей друг с другом, с правилами школьной жизни,

- оказание помощи детям в адаптации к школе,

- развитие саморегуляции, коммуникативных способностей,

- формирование умения понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей.

Программа реализуется в процессе разнообразной деятельности детей:

- игровой,

- речевой,

- познавательной (мыслительной),

- художественной,

- двигательной.

Основной формой работы с детьми являются групповые занятия в форме сюжетно-ролевой игры как способа моделирования действительности.

Учебно-тематический план

Название курса Продолжительность занятия Периодичность в неделю Кол-во недель Кол-во занятий в год
Грамотей 30 минут 2 30 60
Математика в играх 30 минут 2 30 60
Что? Откуда? Почему? 30 минут 1 30 30
Умелые руки 30 минут 1 30 30
Профилактика дезадаптации будущих первоклассников 30 минут 1 30 30

Приложение. Программа "Школа профессора Знайки".