Городская олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ "Мы любим оперу"

Разделы: Музыка


Олимпиада "Мы любим оперу" является смотром достижений учащихся и преподавателей музыкально - теоретических дисциплин Детских музыкальных школ г. Казани.

Цели и задачи олимпиады:

  • расширение кругозора учащихся, приобщение к отечественному и мировому культурному наследию
  • повышение качества подготовки учащихся музыкальных отделений по сольфеджио и музыкальной литературе, выявление одаренных детей с целью их дальнейшей профориентации;
  • расширение творческих контактов между учреждениями дополнительного образования города, развитие форм творческого сотрудничества
  • определение уровня знаний, умений и навыков учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ по сольфеджио и музыкальной литературе;
  • стимулирование профессионального роста преподавателей ДМШ и ДШИ
  • обмен передовым педагогическим опытом.

Олимпиада проводится в два тура:

  • I тур - письменный, индивидуальный зачёт.
  • II тур - устный, проводится в виде командной игры

I тур - письменный, индивидуальный зачет

Диктант. Г. Доницетти. Хор из оперы "Лючия де Ламмермур"

Слуховая викторина

I. Укажите, в каком порядке звучат данные произведения

  1. Ж.Бизе. Хабанера (опера "Кармен")
  2. С. Прокофьев. Марш (опера "Любовь к трем апельсинам")
  3. Рыбников. Романс "Я тебя никогда не забуду"( опера "Юнона и Авось")
  4. В. Моцарт. Увертюра (опера "Свадьба Фигаро")
  5. М.Глинка. Вальс из II акта (опера "Иван Сусанин")
  6. А. Бородин. Плач Ярославны (опера "Князь Игорь")
  7. Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля (опера "Снегурочка")
  8. П.Чайковский. Вальс (опера "Евгений Онегин")
  9. М.Глинка. Свадебный хор девушек (опера "Иван Сусанин")
  10. М. Мусоргский. Монолог Бориса из Пролога (опера "Борис Годунов")
  11. А. Бородин. Ария Игоря (опера "Князь Игорь")
  12. Н. Жиганов. Ария Джика (опера "Алтынч?ч")
  13. П.Чайковский. Хор девушек (опера "Евгений Онегин")
  14. Ж.Бизе. Марш Тореадора (опера "Кармен")
  15. М.Глинка. Романс Антониды (опера "Иван Сусанин")

Для викторины отбирается 10 номеров.

Определить на слух тембр солирующего инструмента из музыкального фрагмента. Для определения предлагается 4 фрагмента.

Определение по нотному тексту заданных элементов музыкального языка: лада, тональности, интервалов, аккордов:

А. Выпишите из вокальной партии музыкального фрагмента характерные интервалы и разрешите в данной тональности.

С. Рахманинов. Скупой рыцарь

Б.Определите и запишите тональный план в данном музыкальном фрагменте

В.Определитетональность и подпишите ладовые функции аккордов в данном музыкальном фрагмент

П.И. Чайковский. Пиковая дама

Г. .Найдите в приведённом фрагменте некоторые из аккордов, обозначенных ниже, и проставьте соответствующие им номера:

М. маж.43 (D43 ), М. маж7 (D7), Ум.ум7 (УмVII7), М. маж2 (D2), М. ум7 (МVII7)

Д. Тестовое задание по оперному жанру

I. Подбери пару герою:

1. Лель 1. Тугзак
2. Варлаам 2. Ерошка
3. Антонида 3. Купава
4. Гремин 4. Собинин
5. Скула 5. Татьяна
6. Князь Владимир 6. Мизгирь
7. Снегурочка 7. Кончаковна
8. Джик 8. Мисаил
ОТВЕТЫ
1 3
2 8
3 4
4 5
5 2
6 7
7 6
8 1

 

ОТВЕТЫ
1 3
2 5
3 4
4 1
5 2

II. Жанры литературных источников:

1. Летопись 1. "Борис Годунов"
2. Сказка 2. "Алтынчеч"
3. Роман в стихах 3. "Князь Игорь"
4. Трагедия 4. "Евгений Онегин"
5. Поэма 5. "Снегурочка"

III. Определи жанры опер:

1. "Снегурочка" 1. Опера - легенда
2. "Князь Игорь" 2. Народная музыкальная драма
3. "Иван Сусанин" 3. Опера - буффа
4. "Борис Годунов" 4. Историко-эпическая опера
5. "Свадьба Фигаро" 5. Лирические сцены
6. "Алтынчеч" 6. Опера - сказка
7. "Евгений Онегин"  
ОТВЕТЫ
1 6
2 4
3 2
4 2
5 3
6 1
7 5

IV. Музыкальная партия написанная для баса:

1. Собинин
2. Ленский
3. Сусанин
4. Черномор
5. Голова
ОТВЕТЫ
1  
2  
3 +
4  
5  

 

ОТВЕТЫ
1  
2  
3 +
4  

V. Определи жанр: "Как во городе было во Казани".

1. Монолог
2. Романс
3. Песня
4. Ария

VI. Кому принадлежат слова: "Приди, мой милый друг, в мои объятья"

1. Ярославна
2. Снегурочка
3. Сюзанна
4. Антонида
5. Татьяна
ОТВЕТЫ
1  
2  
3 +
4  
5  

 

ОТВЕТЫ
1 2
2 4
3 3

VII.События какого года, легли в основу опер:

1. "Иван Сусанин" 1. 1812
2. "Князь Игорь" 2. 1612-1613
3. " Борис Годунов" 3. 1598-1605
  4. 1185

II тур - устный, командная игра

Блиц - турнир. Трём командам предлагается ответить на 10 вопросов на знание оперного жанра. Вопросы с блиц - турниру публикуются в Приложении 1.

Исполнение музыкального номера из оперы всей командой с аккомпанементом. Командам предлагаются музыкальные фрагменты:

  • Ж. Бизе. Опера "Кармен". Хабанера,
  • Н. Римский- Корсаков. Опера "Снегурочка". Третья песня Леля.
  • П. Чайковский. Опера "Пиковая дама". Хор нянюшек из 1 картины.

Творческое задание "Если бы я сочинял оперу, то:" (придумать на известное литературное произведение или сказку сюжет оперы, главных героев, их голоса, характеры, инструменты). Предлагаются сюжеты сказок "Репка", "Колобок", "Три поросёнка"

По предложенному видеофрагменту определить оперное произведение, автора, место действия и участников эпизода.

Найти в тексте письма ошибки и неточности. Тексты писем от сказочных героев представлены в Приложении 2.

Путешествие по странам и оперным театрам. Участники олимпиады совершают виртуальное путешествие по оперным театрам мира. Используются средства мультимедиа (экран с видеопроектором или интерактивная доска). По ходу экскурсии участникам предлагается ответить на 3 вопроса. Презентация к путешествиям команд представлена в Приложении 3

Путешествие I команды (слайд 1)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Италию, где в городе Милан расположен крупнейший оперный театр. (слайд 2) Сейчас мы находимся как раз возле входа в этот театр. Назовите его?

Мы заходим внутрь театра Ла Скала. В вестибюле театра висят портреты знаменитых оперных исполнителей (слайд 3): Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти. Всех этих знаменитых певцов объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одного из них (слайд 4). Назовите тембр голоса?

У нас есть уникальная возможность даже войти в зрительный зал, увидеть сцену, (слайд 5) на которой были поставлены оперы знаменитых композиторов: Верди, Россини, Моцарта (слайд 6). Опера на какой сюжет объединяет двух композиторов: Моцарта и Россини?

Путешествие II команды (слайд 7)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Россию, в Москву, где находится главный театр нашей страны (слайд 8). Назовите его?

Мы заходим внутрь Большого театра. В вестибюле театра висят портреты знаменитых оперных исполнителей (слайд 9): Галина Вишневская, Анна Нетребко, Антонина Нежданова. Всех этих знаменитых певиц объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одной из них (слайд 10). Назовите тембр голоса?

У нас есть уникальная возможность даже войти в зрительный зал, увидеть сцену, (слайд 11) на которой были поставлены оперы знаменитых русских композиторов: Глинки, Бородина, Мусоргского и других. Многие из них обращались к теме русской истории. Расставьте оперы (слайд 12) "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Иван Сусанин" по хронологии событий, происходящих в них.

Путешествие III команды (слайд 13)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Татарстан, в город Казань, в главный театр нашей республики (слайд 14). Назовите его?

Мы заходим внутрь Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля. Давайте посмотрим портреты знаменитых певцов (слайд 15): Осипа Петрова, Евгения Нестеренко и Федора Шаляпина, родившегося в Казани. Всех этих певцов объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одного из них (слайд 16). Назовите тембр голоса?

Наверняка, вы не раз бывали в нашем театре (слайд 17). На сцене театра ставились оперы татарских композиторов, среди которых мы должны назвать и имя Н. Г. Жиганова. Вы видите портреты Жиганова и Джалиля (слайд 18). Что объединяет жизнь и творчество этих людей?

Подводятся итоги олимпиады. По количеству набранных баллов определяются победители первого тура (индивидуальный зачет) и команда - победитель во втором туре. Участники награждаются дипломами, грамотами и призами.