Урок внеклассного чтения "Надо помнить…" по повести А.Лиханова "Последние холода" для учащихся 6–7-х классов

Разделы: Литература


Альберт Лиханов – современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых. Писатель в повести не поучает, а вовлекает, делает читателя– подростка неравнодушным участником собственных открытий и обретений. Он ведёт разговор о том, что так сейчас необходимо и взрослому, и ребенку: доброте, внимании друг к другу, понимании и взаимной ответственности,

Цели урока:

  • воспитание любви к чтению,
  • развитие речи учащихся,
  • воспитание доброты, благородства, человеческого участия.

Оборудование: портрет писателя А.Лиханова, выставка книг писателя, фонограмма с музыкальными произведениями, презентация. Словарь: доброта, бескорыстие, мужество, самоотверженность, чувство собственного достоинства, чуткость, доброжелательность, человеческое участие.

Бескорыстие – готовность помочь, не требуя благодарности.

Чувство собственного достоинства – гордость.

Самоотверженность – готовность жертвовать для блага других своими собственными интересами.

Доброжелательность – желание добра.

Ход урока

Звучит колокольный звон (тихо).

I. Беседа.

  1. Ребята, а у кого дома есть золотая полка?
  2. Украинский писатель Ю. Олеша говорил: “Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги”. Так у кого же есть золотая полка?

  3. Книги каких писателей стоят у вас на полке?
  4. Я хочу, чтобы на вашей золотой полке, в вашей светлой голове заняла своё место и повесть современного писателя Альберта Лиханова “Последние холода”.

  5. А кто из вас и какие повести писателя Альберта Лиханова читал

II. Рассказ об Альберте Лиханове, детском и юношеском писателе.

  1. “Да именно бабушка указала мне путь к книгам”
  2. “С малых лет знал я, что где – то рядом с лабораторией боль и страдание”.
  3. “Боже, как я благодарен судьбе за то трудное счастливое детство”
  4. Писатель и общественный деятель.
  5. Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых.
  6. Произведения А.Лиханова – разговор о доброте, внимании друг к другу, понимании и взаимной ответственности.

III. Работа со словарем.

IV. Анализ повести.

  1. От чьего имени ведётся рассказ в повести?
  2. А что мы знаем о Коле? Сколько ему в то время было лет, с кем он жил, с кем делил все тяготы военного времени? К чему Коля привык, живя с мамой и бабушкой?
  3. Но вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по – настоящему беду, когда это происходит.
  4. Кого в столовке называли “шакалами”? Почему? Но ведь шакалы – хитрые, злобные, жадные животные. Похожи ли были эти дети на шакалов?
  5. А кого в повести можно назвать настоящими шакалами? (команда Носа) Кто ходил с бритвочками, ножами, кто подкарауливал людей тёмной ночью?
  6. Из всей массы детей, обедавших в восьмой столовой, автор выделил двоих. Что мы узнаем из рассказа Коли о судьбе Вадика и Маши?
  7. Почему же никто из взрослых не знает об их беде?
  8. Что помогло Вадику и Маше выжить, выстоять? Какие качества характера спасли их?
  9. Кто ещё помог детям пережить беду?
  10. Какое счастье, что рядом с Вадиком оказался Коля. Что он сделал для них?
  11. А какую роль в жизни Коли сыграли Вадик и Маша?
  12. Почему же они не стали друзьями? А вот как Коля рассуждает об этом.
  13. Так почему же повесть называется “Последние холода”?

V. Защита творческих работ:

Защита рисунков, художественный пересказ эпизода, выразительное чтение наизусть размышлений героев повести, инсценировка отдельных сцен повести и т.п. (по выбору учащегося)

  1. Кому автор посвящает эту повесть? Почему?
  2. Итак, повесть прочитана. Чему учит нас повесть?

Звучит колокольный звон (тихо).

VI.

Но ведь прошло уже 66 лет, как мы живем без войны, 66 лет сияет над нами мирное небо, а со страниц повести А .Лиханова мы слышим слова:

– Люди, не забудьте о тех, у кого горе, о тех, кто живет плохо сейчас, о тех, кому нужна ваша помощь, ваша доброта.

Еще в начале XX века великий Чехов А.П. говорил:

– Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти; стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

Звучит колокольный звон (сначала тихо, затем громче).

А вы, ребята, можете рассказать о хороших поступках людей нашего времени, о том, как люди приходят на помощь попавшим в беду, не думают о себе, спасая других.

VII. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему “Кому нужна наша помощь, наша доброта?”