Урок-путешествие "В краю органических причуд". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели: повторить и систематизировать:

  • знания учащихся о классификации, номенклатуре, строении, качественных реакциях органических веществ (из классов углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот),
  • умения учащихся проводить распознавание органи-ческих веществ, решать базовые расчётные задачи по уравнениям химических реакций с участием углеводородов.

Задачи:

  • способствовать систематизации понятийного аппарата: многообразие классов органических соединений, номенклатура углеводородов и спиртов, изомеры, гомологи, виды ковалентной связи по кратности, функциональная группа, гибридизация, качественные реакции на щелочи и спирты на уровнях: "5" - обосновать, доказать; "4" - характеризовать, применить; "3" - узнать; способствовать развитию общеучебных умений:
  • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, классифицировать соединения, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы);
  • учебно-информационных (работать с текстом заданий на бумажных и электронных носителях);
  • учебно-организационных (организовывать рабочее место для безопасного проведения эксперимента, осуществлять самоконтроль с использованием эталонов ответов, самооценку, взаимопроверку, оформлять бланки ответов, рационально распределять время для выполнения заданий, критически оценивать формы познавательной деятельности и долю собственного участия в ней для эффективного дальнейшего выбора способов познания природы);
  • учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);

УМК: Габриелян О.С., базовый уровень преподавания химии в старшей школе.

Оборудование: - маршрутные листы путешествия для учащихся, листы ответов для учащихся, бланки ответов для учащихся, "билеты для проезда в транспорте" и таблички с названиями станций маршрута путешествия, комплекты для групп: 1 карточка (№1) с молекулярной формулой С4Н6 и 10 карточек (№2-№11) со структурными формулами органических веществ (пропен, бутанол-2, диметиловый эфир, 3-метилбутановая кислота, этановая кислота, 2-метилпропаналь, метановая кислота, пропантриол-1,2,3, 2-метилбутановая кислота, бутанол-1), 7 карточек с химическими терминами и 5 карточек с определениями химических понятий для Станции "Терминологическая", конспект урока для учител;

- наборы оборудования (штативы с пробирками, стеклянная палочка) и реактивов (NaOH, CuSO4, фенолфталеин) для проведения эксперимента:

  • для группы * - 1-ая пробирка - С2Н5ОН, 2-ая пробирка - С3Н5(ОН)3,
  • для группы ** - 1-ая пробирка - С2Н5ОН, 2-ая пробирка - С3Н5(ОН)3, 3-ья пробирка - КОН.

- ТСО: персональный(ые) компьютер(ы) для "покупки билетов в кассе", электронная презентация "Касса".

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Рекомендации для учителя: В маршрут путешествия можно добавить (или заменить):

1) станцию "Трансформеры", включающую задания на определение изомеров и гомологов:

  • ученикам необходимо среди веществ №2-11 выбрать вещества-изомеры.
  • после выполнения задания взять ответы у учителя, сверить свой ответ с эталоном и выставить отметку, используя "ключ";

2) станцию "Превращательная", включающую задания на повторение химических свойств веществ изученных классов.

Структура урока

  Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1.

1 минута

* Организация и Мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о классах органических соединений и участие в виртуальном путешествии.

Демонстрация электронной презентации: слайд №1, 2.

Час пришёл, настало время.
Час пришёл открыть вам тайну:
Что в стране далёкой-близкой
Глубоко- глубоко в недрах
Клад зарыт, а где не знаю.
Лишь тому богатство будет,
Кто стремленье проявляет,
У кого терпенья хватит,
Чтобы знанья применить,
Кто с людьми умеет ладить,
Будет щедро награждён.

Итак, отправляемся в край органических причуд на поиски клада. Но прежде необходимо приобрести билеты в кассе.

Учащиеся предварительно объеди-нены в пары (группы) с учётом уровня их обученности.
4 минуты * Организация парной (групповой) работы учащихся по заданиям "Кассы"

(электронная презентация слайды №3, 4, 5)

Приобретение "билетов для проезда на транспортных средствах" в кассе - ответ учащихся на задания типа "Кто лишний в списке?" с использованием ПК.

(электронная презентация слайды №3, 4, 5)

2 минуты * Выдача маршрутных листов путешествия парам (группам) учащихся, знакомство с задачами урока и маршрутом путешествия.

(электронная презентация слайды №6, 7)

Получение маршрутных листов путешествия, чтение и принятие задач урока, знакомство с маршрутом путешествия.

(электронная презентация слайды №6, 7)

2.

27 минут

Решение проблемной ситуации в ходе решения экспери-мен-тальной задачи.

Взаимо-проверка

**Организация парной (групповой) работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении заданий с целью систематизации и контроля ЗУН. Выполняют задания в парах (группах), проверяют правильность выполнения по эталонам ответов, участвуют во взаимопроверке.

Маршрут путешествия:

  • станция "Опознавательная"
  • станция "Именная"
  • станция "Расчётная"
  • станция "Терминологическая"
  • полустанок "Безопасный- ПТБ"
  • станция "Опытническая"
Пояснение:

1) После выполнения задания на станции ученики берут эталон ответа (это передвижение по классу заменяет физкультпаузу).

2) На станции "Расчётная" группы решают свою расчётную задачу в течение 4-ёх минут, а затем меняются маршрутными листами и проверяют решение задачи у другой группы, исправляя допущенные ошибки.

3) На станции "Терминологии-ческая" пары более подготовлен-ных учеников получают 5 карточек с определением понятий и под-бирают термин без дополни-тельных подсказок. Вместе с эталоном ответа ученики получают 7 карточек с терминами. Максимальный балл - 5.

Менее подготовленные ученики получают 5 карточек с опреде-лениями понятий и 7 карточек с терминами и определяют соот-ветствие между ними. Максимальный балл - 4.

Пояснение к взаимопроверке:

На станции "Расчётная" группы решают свою расчётную задачу в течение 4-ёх минут, а затем меняются маршрутными листами и проверяют решение задачи у другой группы, исправляя допущенные ошибки (взаимопроверка).

3.

3 минуты

*** Подведение итогов урока: определение суммарного балла за урок и перевод его в отметку. Подведение итогов урока: определяют суммарный балл за урок и переводят его в отметку согласно шкале.
  *** Вывод-заключение:

Каждый нашёл свой клад.

Клад - это радость от совместной работы, это новые знания и умения, полученные на уроке.

Наш клад - это знания, которые выстроили вместе.

 
4.

3 минуты

**** Организация учащихся на формулирование выводов по рефлексивной оценке собственной деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ:

Какие положительные моменты урока вы отметили?

А какие негативные стороны? Что вам мешало на уроке?

Благодарит учеников за приятное путешествие в край органических причуд.

Высказывают своё мнение о положительных моментах парной формы работы в ходе путешествия и её негативных сторонах.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.