Понятие обособленных членов предложения. Тема: "Россия времен Ивана Грозного на страницах романа А.К. Толстого "Князь Серебряный""

Разделы: Русский язык, Литература


Уроки 1-2

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: РКМЧП, элементы дифференцированного обучения.

Цель: рассмотрение понятия об обособленных членах предложения через изучение эпохи Ивана Грозного, представленной в романе А.К.Толстого "Князь Серебряный".

Задачи:

1) образовательные:

  • актуализация знаний по роману А.К.Толстого "Князь Серебряный";
  • формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
  • рассмотрение грамматических, смысловых, интонационных и пунктуационных особенностей обособленных определений;
  • выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала;
  • формирование аргументированной постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.

2) развивающие:

  • развитие исследовательских способностей;
  • стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
  • формирование рефлексивных умений.

3) воспитательные:

  • актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся;
  • воспитание читательской культуры учащихся.

Методы и приемы:

1) по источнику получения знаний:

  • практические (упражнения);
  • наглядные (текст художественного произведения).

2) по уровню активности познавательной деятельности:

  • исследовательские методы:
  • развитие умений видеть проблемы;
  • развитие умений наблюдать;
  • развитие умений высказывать суждения.

3) по способу организации деятельности:

  • групповая;
  • фронтальная;
  • парная.

Оборудование к урокам:

  • текст произведения А. К.Толстого "Князь Серебряный";
  • таблицы для работы в группах "Досье на обособленные члены предложения", "Работаем по тексту романа А.К.Толстого "Князь Серебряный".
  • фильм "Иван Грозный" режиссёра С.Эйзенштейна.
  • разноуровневые карточки-задания (см. Приложение)

I. Стадия вызова.

Я загадала слово. Задавая мне вопросы, вы сможете отгадать это слово? (Загадано слово ГРОЗА)

- Как вы думаете, каким образом это слово связано с нашим сегодняшним уроком? (ответы детей)

А теперь я задам вам вопросы, а вы должны отгадать, что это за герой?

- Это герой любит забавляться звериным боем.

- Этот герой основал первый отряд "спецназа" в России (опричнину).

- Этот герой обладал даром красноречия. (Иван Грозный)

II. Стадия осмысления.

А) Объявление темы урока. Вступительное слово учителя на фоне отрывка из фильма "Иван Грозный")

XVI век... Эпоха Ивана Грозного... В сознании возникают страшные картины бесчинств опричников, моря крови, пытки, казни. Н.М. Карамзин писал: "Опричник, или кромешник (так их называли, как бы извергов тьмы кромешной), мог безнаказанно теснить и грабить. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию". [3] Опричнина - в царствование Ивана Грозного - система чрезвычайных мер для подавления боярской власти, которая отличалась варварскими средствами: террором, пытками, массовыми казнями, разорением купечества. [4]

Б) Прочитайте предложение, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Песнь эта раздающаяся ночью странно подействовала на (С, с)еребр...ного. (Песня станичников, которые были во вражде с опричниками).

- Какое ещё слово в романе может употребляться и в качестве существительного, и в качестве прилагательного? (Грозный)

- Какую функцию играют запятые в данном предложении? (Напомнить, что знаки препинания могут играть три функции: отделительную, разделительную, выделительную).

- Зачем автор выделяет эту информацию, почему так строится предложение? (показать, что действие происходит ночью, что время тёмное, грозное на Руси).

- Какие ещё признаки того, что Никита Романович приехал в недоброе время? (вспомнить эпизоды гл. 4, гл. 6)

- Рассмотрим смысловые признаки.

- Какое значение вносит раздающаяся ночью? (добавочное).

- С каким членом предложения по смыслу схожа эта конструкцию? Или как можно переделать предложение, чтобы смысл не потерялся? (Подобрать синонимичную конструкцию)

Песня эта, которая раздавалась ночью, странно подействовала на Серебряного.

- С какой интонацией произносится? (Выделительной)

- Пунктуационные знаки препинания? (запятые)

- Какие члены предложения? (Второстепенные)

В) Собираем в группах досье на обособленные члены предложения.

Досье на обособленные члены предложения

Признаки Понятие о признаке Пример из текста А.К.Толстого "Князь Серебряный" Глава, её название
Смысловые      
Грамматические      
Интонационные      
Пунктуационные      

- Почему повествование начинается с песни?

- Опричники, поймав разбойников, вешали их без милосердия.

- Охарактеризовать предложение по схеме досье.

Дополнительный вопрос отвечающему: Найдите местоимение, определите его разряд. (Личное) К какому разряду ещё оно может относиться? (притяжательное)

Въехав в Слободу, Серебряный увидел, что дворец государев отделён от прочих зданий глубоким рвом и валом.

- Двойственная картина, которую увидел князь в Александровой слободе: гл.7 "Александрова слобода").

- Выпишите из данного отрывка обособленные члены. Прочитайте текст без них. Что изменится? Какой смысл придают обособленные члены?

как блестящая чешуя
с принадлежащею к нему словолитней
стоявших одна подле другой
окрашенные чёрной краской
наполненный нищими

- Обособленные члены говорят о богатой жизнь царя и опричников и тяжёлой, горькой судьбе народа. (Глава 8 "Пир").

Шёпот пробежал по собранию, а земские бояре переглянулись и потупили очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова.

- С чем связано это описание?

Не колеблясь ни минуты, князь поклонился царю и осушил чашу до капли.

Запали они в душу его, словно искры в снопы овинные, загорелась страсть в груди его, запылали очи пожаром.

(Найдите обособленные члены предложения, какую роль они играют в повествовании?)

Словарик. Овин - помещение для сушки снопов перед молотьбой; снопы раскладывают на настиле, под которым разводится огонь.

- Какова реакция Никиты Романовича?

Г) Работаем по тексту романа А.К.Толстого "Князь Серебряный". Каждая группа работает со своей главой по таблице. (Таблицы распечатаны и розданы группам).

  • 1 группа - глава 8 "Пир"
  • 2 группа - глава 9 "Суд"
  • 3 группа - глава 20 "Весёлые люди"
  • 4 группа - глава 21 "Сказка"
Как происходит событие? Как разворачивается сюжет? С кем нас знакомит автор? Как выглядят герои? Как выглядит место, где они находятся? Каким было время, о котором рассказывается? Ключевая фраза главы
             

Д) Работа с текстом.

Задание. Прочитать текст. Найти обособленные члены предложения. Определите, какую роль они играют в повествовании.

И будет его жизнь идти своим чередом, не спрашивая, укладываются или нет его лучшие стремления в ее тяжелые требования, и долго, может быть, она будет плести свой пестрый узор, где каждая подробность, взятая отдельно, не имеет понятного смысла, но где все явления держатся меж собою неразрывною цепью, истекая одно из другого со строгою последовательностью.

Понурил Серебряный голову, и бросил поводья, и ехал шагом в глухом бору, столь же мрачном, как и его думы. Мерные шаги разбойников прерывали тишину пустыни. Дикие жители ее, белки и верхолазы, не привыкшие в этом безлюдном месте бояться человека, не прятались при виде ратников, а только взбирались на верхние сучья и любопытно глядели оттуда на проходивших. Пестрые дятлы продолжали цепляться за мшистую кору древесных стволов, повертывали свои красные головы на пришельцев и опять принимались стучать в сухое дерево.

Один из ратников, возбужденный торжественностью природы, затянул вполголоса протяжную песню; другие стали ему подтягивать, и вскоре все голоса слились в один хор, который звучными переливами далеко раздавался под дремучим навесом дерев...

III. Рефлексия

- Что изучили?

- Прочтите ещё раз определения, выделенные нами. Как они характеризуют эпоху Ивана Грозного?

IV. Домашнее задание. параграф 32, стр. 143-145, упр. 239, стр. 145.

Уроки 3-4
Обособленные определения и Россия времён Ивана Грозного на страницах романа А.К.Толстого "Князь Серебряный"

2 часа

Ход урока

Стадия вызова

- Читаем последние два абзаца романа А.К.Толстого "Князь Серебряный"

- Можем ли мы назвать эти слова обращением и к нашему поколению, к нашему времени?

- Какие проблемы формулирует автор в конце произведения? (проблема ответственности, проблема между долгом и честью, проблема закона, проблема самодержавия)

- В каких ещё произведениях мы сталкивались с данными проблемами?

- Как автор относится ко времени царя Иоанна и к нему самому?

- Как вы относитесь к таким проявлениям правителей?

- Выпишите из данного отрывка члены предложения, которые передают значение добавочного сообщения (т.е. обособленные члены предложения).

Как наследственная болезнь

Вошедшие в обязанность и в обычаи

Упавшая так низко

Подобные Василию блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному

Как и самые звёзды

Завися от него

Платя дань веку

Не боясь ни опалы, ни смерти

Как древо

- Какую информацию несут они? Что можно сказать о времени, изображённом в романе?

II. Стадия осмысления

А) Повторяем орфографию и пунктуацию

Сквозь щели последней двери блеснул огонь, ключ с визгом повернулся, несколько засовов отодвинулось, ржавые петли застонали, и яркий, нестерпимый свет ослепил Серебряного.

- Как это предложение можно связать с тем отрывком, который мы только что прочитали?

Если бы Морозов покорился или, упав к ногам царя, стал бы униженно просить о пощаде, быть может, и смягчился бы Иван Васильевич.

- Как этот отрывок характеризует Ивана Грозного?

Время от времени Иоанн или опричники выпускали зверей из клеток, драли ими народ и потешались его страхом.

Б) Изучение нового материала (обучающиеся в парах выполняют разноуровневые задания. См. Приложение1, Приложение 2, Приложение 3).

Условия обособления Примеры
Если согласованное определение относится к личному местоимению (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Полный раздумья и волнений, ехал он по лесу шагом, наклоняясь время от времени на седле и разбирая тропинки, заросшие папоротником. (гл. 30)
2)Если распространённое определение, а также два или несколько нераспространённых определений стоят после определяемого существительного. Срубы и виселицы, окрашенные чёрной краской, были выстроены крепко и прочно. (гл.7 "Александрова слобода")
3)Если определения имею добавочное обстоятельственное значение и их можно заменить придаточным со значением причины с союзами так как, потому что ... или придаточным со значением уступки с союзами хотя, несмотря на то что... Скованный цепями, изнурённый голодом, Серебряный не в силах был вынести этого голоса и взгляда. (гл.20)

(Серебряный не в силах был вынести этого голоса и взгляда, так как был скован цепями и изнурён голодом)

В) Выводы: Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных определений.

III. Стадия рефлексии

- Как обособленные члены предложения помогают понять эпоху Ивана Грозного?

- Продолжите фразу в виде небольшого сочинения-рассуждения Время Ивана Грозного - это время ...

- Домашнее задание. Упр. 248, стр. 148 (используйте таблицу, по которой работали на уроке)

Список литературы

  1. А.К.Толстой "Князь Серебряный" (по учебнику "Литература. 8 класс" под ред. Т.Ф.Курдюмовой)
  2. Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Мир литературы. Книга пятая. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Отрывки. М.: Про-пресс. Художественная литература, 1994.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.