Авторская программа "Юные патриоты"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


“Детство-это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества”

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Российское общество переживает сложный период: с одной стороны, идёт становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооружённые конфликты, демографические проблемы.

В последнее время наблюдается следующая тенденция среди молодых людей: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам, заработанным любым доступным путем. О духовно-нравственных категориях, о гражданственности, о патриотизме зачастую говорит лишь школьный учитель. А ведь патриотизм не только одна из важнейших черт личности, но и исконно присущая, существенная черта российского менталитета, которая составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы и начинать её надо с начальных классов.

Первоклассники, сегодня пришедшие в школу, уже не те, что были даже 10 лет назад. Педагогические наблюдения показывают, что они более осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своих знаний, пренебрежение к авторитетам и мнению других, неумение подчинять личные интересы общественным, низкую социальную активность и самостоятельность. Они не проявляют особой инициативы в познании своей семьи, лучших традиций российского народа и истории Отечества.

Младший школьный возраст-это самоценный период, наиболее благоприятный для нравственного становления личности. Именно в этом возрасте впервые ребёнок осознаёт отношения между ним и окружающим миром, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения людей, нравственных оценках, то есть вступает в сознательную фазу . .
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается как дифференцированный процесс, который учитывает возрастные особенности учащихся. Цели, поставленные программой, достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

Стержневой деятельностью коллектива, ведущего работу по реализации данной программы, является формирование у младших школьников социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятиями “гражданин”, “патриот” (модель гражданина-патриота).

 В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система гражданско-патриотического воспитания младших школьников, она включает в себя следующие этапы, необходимые для удобства проведения комплексной работы в единстве её всех составных частей и учётом возрастных особенностей школьников:

I этап. Пробуждение интереса к истории своей семьи, уважение к родителям, забота о старших и младших.

(1 класс, подпрограмма “Моя родословная”) (Приложение 2 к авторской программе )

II этап. Осознание понятия “малая родина”, своей сопричастности к её делам и заботам, знакомство с историей родной школы, города.

(2 класс, подпрограмма “ Город моей мечты”)

III этап. Изучение и сохранение культурных богатств родного края, его истории.

(3 класс, подпрограмма “ Край Поволжский”)

IV этап. Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов, знакомство с военной историей страны.

(4 класс, подпрограмма “Россия-родина моя”)

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов “Юные патриоты” разработана в соответствии с:

  • Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы”,
  • Конституцией РФ,
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка,
  • Уставом школы.

Сроки реализации программы:

Программа определяет основные направления гражданско-патриотического воспитания обучающихся на 2007-2011 годы.

Сроки и этапы реализации программы

Реализация программы осуществляется в течение 2007-2011 годов в три этапа:

  • 2007год - реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы;
  • 2008-2010 годы - формирование основных элементов системы патриотического воспитания гражданина-патриота;
  • 2011 год - обобщение результатов практической реализации программы и определение приоритетов на перспективу.

Цель работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

1. Формирование патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина-патриота России”.

2.Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, сохранение исторических сведений о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

3.Воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям.

4.Внедрение элементов исследовательской, краеведческой работы, способствующих воспитанию патриотизма, любви к стране, родному краю, к малой Родине-Тольятти.

5. Объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.

6. Определение критериев, показателей и уровней сформированности гражданско-патриотической воспитанности младших школьников.

Модель “Гражданина-патриота России”

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов:

  • принцип самореализации воспитанников;

  • принцип системности;

  • принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления;

  • принцип успешности.

Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • цени и оберегай свою семью, своё Отечество;
  • овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
  • дорожи историей своего народа;
  • свято относись к символике своей страны;
  • береги красоту своего края.

Деятельность по решению данных задач осуществляется в содружестве с учреждениями дополнительного образования ДМХШ, “Жёлтый ветер” и другими общественными организациями: Совет ветеранов 18, 19 квартала, ТОС-19.

Основные направления деятельности:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
  • формирование социально-активной позиции учащихся;
  • оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Реализация задач гражданско-патриотического воспитания детей требует комплексного подхода. В основу воспитательного процесса необходимо положить историко-краеведческую деятельность учащихся в школе, вне школы, в различных видах творческой и исследовательской работы. Важным направлением деятельности является информационно-исследовательское, так как использование новых информационных технологий даёт возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется в основном такими формами работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: смотр строя и песни, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, поисково-исследовательские экспедиции, военно-спортивные игры и др.

Одной из эффективных форм воспитательной работы является коллективное творческое дело (КТД). Каждое коллективное творческое дело-это проявление практической заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Именно в КТД происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе. Это обогащение всесторонним опытом гражданского отношения к жизни, ко всем её областям, даёт возможность посредством КТД (во взаимосвязи с другими средствами воспитательной работы) решать в тесном единстве задачи разных направлений воспитания: духовно-нравственного, интеллектуального, трудового, эстетического, спортивно-оздоровительного, с которыми гражданско-патриотическое воспитание находится в тесном взаимодействии.

Поэтапное содержание работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.

На первом этапе (1класс) изучается родословная, что способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки школьников.

Работа по изучению истории семьи содействует укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (совместные проекты, прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни)

Учащиеся знакомятся с понятиями “генеология”, “родословная”, “род”, “родственники”, “поколение”, “потомки”, “предок”; узнают собственную историю (семьи, рода), историю возникновения имён и фамилий, степени родства в семье, о профессиях предков, о семейных увлечениях и традициях; составляют “ленту времени” своей жизни, родословное древо, вместе с родителями разработают свой фамильный герб, подбирают семейный девиз.

На втором этапе (2 класс) начинается изучение истории школы, своего родного города, названий его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников.

На данном этапе используются различные формы работы: тематические классные часы (Приложение 1) и беседы по темам “Что связывает меня с моим городом?”, “Какой вклад я могу внести в развитие Тольятти”; экскурсии и путешествия “Культурное наследие предков в городских музеях”; обзорная экскурсия на викимобиле; коллективно-творческие дела с примерной тематикой “Письмо ветерану Великой Отечественной войны”, “Ознакомление с деятельностью этнокультурных центров”; исследовательский проект “Достопримечательности Тольятти”; участие в социальном проекте “Моя улица-без мусора”, активное участие (весь класс) в городской игре “Волгарята”.

Постепенно дети приходят к осознанию понятия “малая родина”, своей сопричастности к ее делам и заботам.

На третьем и четвёртом этапе (3 и 4 класс) у детей формируется интерес к родному Поволжскому краю, к родной стране, учащиеся осознают сущность и полноту большого патриотизма-патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Детям даётся представление о месте и роли их родного края, страны в мире; о стране, в которой они живут. Происходит знакомство с понятиями “гражданин”, “государство”, “законы страны”. Ребята знакомятся с государственными символами: флагом, гербом и гимном, узнают о правах и обязанностях граждан, естественным дополнением к этому служат картины родной природы: Жигулёвских гор, могучей матушки-Волги, вечнозелёных лесов.

На данном этапе большая роль отводится внеклассным мероприятиям по теме: “Человек - защитник своего Отечества”. Работа в данном направлении способствует формированию гражданско-патриотических качеств. Именно богатыри-защитники земли русской до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями, ведь они проявляли героизм, мужество, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли.

Экскурсии в краеведческие музеи городов Самары и Тольятти, музей военного училища, на место расположения санатория “Лесное”, где в годы войны готовили военных переводчиков, с самого раннего детства приучают к бережному отношению к памятным местам. Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие  класса в военно-спортивной игре “Зарничка”, в школьном конкурсе строя и песни, в акциях милосердия, исследовательских проектах. Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края. Для участия в них приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, участники афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов, ветераны труда. Их рассказы являются ценными источниками военной истории для ребят.

Гражданско-патриотическое воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Среди форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников очень значима работа над совместными проектами, помощь в создании презентаций, участие в коллективной работе по созданию в сети Интернет Wiki-газеты патриотического содержания, проведение внеклассных мероприятий (семейные праздники, выставки, конкурсы, экскурсии, спектакли).

Механизм реализации программы “Юные патриоты”

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет по реализации программы (именуемый Совет). Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.

Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации школьной программы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся “Юные патриоты” у выпускников к моменту окончания начальной школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.

Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию определяется по следующим критериям:

1. Определение характера отношения учащихся к малой и большой Родине.

2. Сформированность гражданского и патриотического сознания личности.

3. Диагностика представления о качествах человека-гражданина.

Список литературы

1.Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы”, М.: 2006.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).

3.Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе “Школа 2100” (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011

4.И. Агапова, М.Давыдова Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
5.С.Адаменко Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 –23 с.
6. З.Т. Гасанов Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – 59 с.
7. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

8. И.П. Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел.-Москва “Педагогика”, 1989- 160 с.

9. В.А. Овсянников Ставрополь-Тольятти.- Тольятти: Издательство фонда “Развитие через образование”. 1996- 307 с.
10.М.К. Господникова. Проектная  деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.

11. Л.И. Варанкина Моя родословная.-Курганск, 2001.