Театрализованный урок литературы по произведению Д.И. Фонфизина "Недоросль"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • Обучение анализу драматургии произведения
  • Развитие диалогической, монологической речи
  • Воспитание честности, трудолюбия, порядочности, воспитанности.

Оборудование:

  • Классическая музыка композиторов XVIII в.
  • Иллюстрации к произведению Д. Фонвизина.
  • Выставка ученических работ (персонажи произведения).
  • Портрет Д.И. Фонвизина.
  • Выставка книг.
  • Афиша, выполненная учащимися.

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

II. Работа над эпиграфами (анализ, восприятие учащимися).

Волшебный край! Там в старые годы,
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы:
А.С. Пушкин. Евгений Онегин

...Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С. Пушкин. Послание к цензору

"У нас есть несколько писателей, которые принадлежат собственным своим мыслям. Что такое наш Фонвизин?
Это не Мольер, не Шеридан, не Бомарше, не Гольдони. Юмор его не немецкий, не английский, не французский.
И как все эти поэты (русские писатели) различны между собой. Какие сильные противоположности представляют
они в собрании своём воедино, какие многообразные стороны русского духа они представляют!".
Н.В. Гоголь Черновая редакция статьи

"О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году"
"Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его "Недоросль"
и "Бригадир" наделали страшного шума при своём появлении и навсегда останутся в истории русской литературы,
если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти комедии суть произведения ума сильного, человека даровитого".
В.Г. Белинский "Горе от ума"

- Что общего вы находите в этих оценках творчества Фонвизина?

- Чем они отличаются?

- Какой штрих каждая из них добавляет к характеристике писателя?

Литературная викторина

1. Назовите первое крупное произведение Фонвизина? (комедия "Бригадир")

2. Автором какой "грамматики" был Д. Фонвизин? (Фонвизин написал сатирическую статью "Всеобщая придворная грамматика", где осмеял правительство, вельмож, придворных подхалимов).

Вспомните вопросы и ответы "Всеобщей Придворной грамматики". (индивидуальные сообщения).

3. Кому из персонажей комедии "Недоросль" принадлежат слова: "Тиранствовать никто не волен"? (Правдину)

4. Кто поучал своего сына словами: "Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время"? (Так отец Стародума поучал своего сына).

5. Кому принадлежат слова "Начинаются чины, перестаёт искренность"? (Стародуму).

6. Кто и кому дал совет пословицей: "Век живи, век учись, друг мой сердечный"? (Простакова - сыну Митрофану).

7. Кто и кому платил "по 5 рублей в год да по пяти пощечин на день"? (Простакова - Еремеевне)

8. Как называется стихотворение, которое А.С. Пушкин посвятил Фонвизину? ("Тень Фонвизина").

9. Кому из персонажей комедии "Недоросль" на его заявлении написали: "От всякого ученья уволить: писано то есть - не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами"? (Учителю Кутейкину)

10. Кто умер с голоду, лёжа на сундуке с деньгами"? (Отец Простаковой).

11. Кому казалось что он, живя в доме Простаковой, находится среди лошадок? (Учителю Вральмонту)

12. Где, по словам Стародума, "по большой прямой дороге никто не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее"? (При царском дворе; слова Стародума)

13. Какой фразой заканчивается комедия "Недоросль"? ("Вот злонравия достойные плоды")

III. Работа на интерактивной доске со словарём:

1. Словарь эпохи (крепостник, крестьянин, помещик, дворянин:)

2. Словарь литературоведческий (афоризм, классицизм, просветительский реализм, сравнение, антитеза, гипербола:)

3. Словарь театральный (драматическое произведение, комедия, сатира, ремарка, афиша).

IV. Тестирование

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе XVIII - XIX вв. принадлежит данное произведение:

а) классицизм;

б) сентиментальность;

в) просветительский реализм;

г) критический реализм;

д) романтизм

2. Жанр этого произведения:

а) трагедия,

б) комедия,

в) драма

3. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

а) Митрофанушка;

б) Правдин;

в) Стародум;

г) смех

4. Афоризм - это:

а) художественное обоснование поступков персонажей;

б) краткое изречение, содержащее житейскую мудрость;

в) часть лексики, слова и обороты, употребляемые в прошлом, для обозначения количества предметов, для создания истории и колорита создания исторического колорита

5. Выражения из произведения, ставшие крылатыми:

а) "Счастливые часов не наблюдают";

б) "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь";

в) "Имей сердце, имей душу, и будешь человек во все времена";

г) "Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается"

Ответы: код 1в, 2б, 3в,г, 4б, 5в,г

V. Экскурсия по выставке ученических рисунков. (рисунки готовятся заранее)

Подобрать к иллюстрациям цитатный материал.

VI. Сравните афоризмы и остроты "Всеобщей Придворной Грамматики" с высказываниями Стародума и Правдина.

- Можно ли сказать, что эти герои выражают взгляды самого автора?

- Каким ему представляется идеал человека - гражданина?

- Вызывают ли сцены, в которых участвуют Стародум, Правдин, Милон, Софья комический эффект, смешны ли они? Какие чувства они вызывают?

- Почему Фонвизин включил в комедию такие некомедийные сцены?

- Ваше восприятие комедии (что понравилось, запомнилось:).

VII. Инсценирование. (заранее подготовленные дети)

  • Действие 1, явление 1,2,3,4
  • Действие 2
  • Действие 3
  • Действие 4
  • Действие 5 (по выбору учащихся, учителя)

- Смешны ли сцены примерки кафтана, "изъявления любви" Митрофанушки к маменьке?

- А если смешны, то чем?

- Какие чувства у вас вызывают эти сцены?

- Почему эти сцены определяют тональность произведения?

- Наконец, с какой главной проблемой комедии мы встречаемся, знакомясь с жизнью помещиков и их крепостных?

VIII. Подведём итоги.

  1. Почему А.С. Пушкин назвал Фонвизина "другом свободы", а его комедию народной?
  2. Назовите пословицы и поговорки, в которые превратились реплики героев комедии. Какие вы бы захотели взять с собой в жизнь?
  3. Почему они актуальны?

Домашнее задание

  1. Отзыв (или сочинение-миниатюра) прочитанном произведении.
  2. Составить кроссворд (по желанию).
  3. Индивидуальное задание: опережающее обучение "сентиментализм", "романтизм" - работа со словарём.