Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Активизация и актуализация словаря по теме "Животные жарких стран".
  • Совершенствование навыка сложных форм фонематического анализа (для детей подготовительной группы); слогового анализа.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование имен существительных во множественном числе, образование названий детенышей животных).
  • Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.

Оборудование.

  • Плоскостные фигурки животных, звуковые дорожки (из ниток), слоговые дорожки (из фасоли), звуковая схема, коврограф - "Теремок", мяч, мячик - ежик.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте. Сегодня мы с вами будем продолжать правильно и красиво произносить звук [р]. Для начала выполним гимнастику.

/Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики./

Логопед: Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы.

Дети выполняют упражнения:

Широко открывают и закрывают рот.

Раскрывают и закрывают сложенные ладони рук.

Логопед: Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы.

Дети выполняют упражнения:

Покусывают язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Сжимают и разжимают кулачки.

Логопед: Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.

Дети выполняют упражнения:

Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.

Поднимают и опускают кисти рук.

Логопед: Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки.

Дети выполняют упражнения:

"Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.

Поднимают и опускают руки.

Логопед: Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.

Дети выполняют упражнения:

Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной.

Сжимают и разжимают кулачки.

Логопед: Ребята, каких животных я назвала.

Дети: Животных жарких стран.

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. Садитесь поудобнее на "ковры-самолеты". Заводим моторы.

2. Произнесение изолированного звука.

Игра "По пути в Африку".

/Развитие тонкой моторики./

Дети проводят пальчиком по дорожке, выложенной на ковролине из ниток, произнося длительно звук [р].

Произнесение звука в слогах.

Логопед: Мы прибыли в Африку. Перед нами джунгли. Вот показалась тропинка. (Тропинка выложена из фасоли, под каждой фасолью - гласная буква).

Ребенок нажимает пальчиком на фасоль, проговаривая слоги: ра - ры - рэ - ро - ру.

4. Произнесение звука в словах.

Игра "Кто прячется в джунглях?"

/Развитие фонематического восприятия./

Логопед: Ребята, в джунглях и саванне спрятались животные. Давайте найдем и назовем животных, в названии которых есть звук [р].

Дети находят и называют зебру, крокодила, мартышку, верблюда, жирафа, носорога.

Игра "Один - Много" (с мячом).

/Образование имен существительных во множественном числе./

Логопед бросает мяч одному из детей, называя животное. Ребенок ловит мяч и называет много таких же животных.

  • Зебра - зебры.
  • Крокодил - крокодилы.
  • Мартышка - мартышки.
  • Жираф - жирафы.+
  • Носорог - носороги.
  • Верблюд - верблюды.

Игра "Чей домик?"

/Совершенствование навыка слогового анализа./

Логопед: Ребята, тропинка привела нас к сказочному дому - "Теремку", в котором будут жить наши животные. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домике с тремя окошками поселятся животные, в названии которых три слога. В домике с двумя окошками поселятся животные, в названии которых два слога.

Игра "Кто спрятался?" (Для детей подготовительной группы)

/Совершенствование навыка сложных форм фонематического анализа./

Логопед: Ребята, за домиком спрятался чей-то малыш. Посмотрите на звуковую схему и определите к названию, какого животного она подходит.

Логопед показывает детям звуковую схему слова "верблюд". Дети подбирают к схеме слово. Объясняют свой выбор.

Логопед: Правильно. Молодцы, а давайте назовем всю семью.

Дети: Мама - верблюдица.

Папа - верблюд.

Детеныш - верблюжонок.

5. Произнесение звука в предложениях.

Игра "Что перепутал верблюжонок?" (с мячом)

Логопед: Скажите, что перепутал верблюжонок, когда составлял предложения.

Листочки жуют жирафа.

Ребенок: Жираф жует листочки.

Логопед: Пальма сидит на мартышке.

Ребенок: Мартышка сидит на пальме.

Логопед: Лианы качаются на мартышках.

Ребенок: Мартышки качаются на лианах.

Логопед: Пасть раскрывает крокодила.

Ребенок: Крокодил раскрывает пасть.

Игра "Контурная картинка".

/Развитие тонкой моторики. Образование притяжательных прилагательных./

Логопед: Ребята, смотрите, у меня есть картина. Кто на ней изображен?

Дети: На картине изображен верблюд.

Логопед: Правильно. Но это только контур верблюда, давайте обведем его цветными карандашами, а затем раскрасим.

Дети обводят части верблюда по заданию логопеда.

Логопед: Лена, сначала обведи голову верблюда. Что ты обводишь?

Ребенок: Я обвожу верблюжью голову.

Логопед: Ваня, а ты обведи ноги верблюда. Что ты обводишь?

Ребенок: Я обвожу верблюжьи ноги.

Логопед: Катя, обведи туловище верблюда. Что ты обводишь?

Ребенок: Я обвожу верблюжье туловище.

Логопед: Молодцы, вот какой красивый верблюд у нас получился.

Игровое упражнение с мячом - ежиком.

/Развитие координации речи с движением. Самомассаж./

Дети произносят слова и катают мячик - ежик между ладонями.

Вот верблюд - живое чудо.

Два горба есть у верблюда.

6. Итог.

Логопед: Ребята, наше путешествие заканчивается, и пора нам возвращаться. Садимся поудобнее на "ковры-самолеты". Заводим моторы. Летим.

Вы хорошо занимались, старались, правильно произносили звук [Р].

Используемая литература.

1. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб., 2011.

2. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. М., 2007.

3. Е.А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. СПб., 2006.

4. Нищева Н. В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб., 2007 г.