Урок повторения и систематизации знаний по теме "Экономические районы России". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели: повторение изученных районов, систематизация знаний об экономико-географическом положении районов, их отраслях специализации, характерных особенностях населения.

Оборудование: карта административно-политическая России, предметы-символы экономических районов, жетоны за правильный ответ.

Ход урока

Постановка целей урока:

  • закончили изучать социально-экономические районы России, значит на сегодняшнем уроке - последнем в теме, что нам нужно сделать? Повторить, отметить особенности районов, подвести итоги.

1 этап

Показать по карте и назвать изученные районы и их состав:

(по желанию к доске выходят ученики, показывают по одному району и остаются у доски)

  • Центральный
  • Центрально-Черноземный
  • Северо-Западный
  • Европейский Север
  • Северный Кавказ
  • Поволжье
  • Урал
  • Западная Сибирь
  • Восточная Сибирь
  • Дальний Восток

У доски 10 человек. Каждый прикрепляет себе бейджик с названием района, который показал.

2 этап

Определить символ своего района. Символы района располагаются на столе: сердце (сшитое из ткани в виде подушечки), рыбные консервы, шахтерская каска, малахитовые бусы, подсолнечное масло, нефть (из коллекции полезных ископаемых), кольцо с янтарем, игрушечный автомобиль, игрушечная ракета, магнит.

Каждый ученик выбирает свой символ и объясняет, почему выбрал именно этот предмет.

  • Сердце - Центральный район (столица, сердце России)
  • Рыбные консервы - Дальний Восток
  • Малахитовые бусы - Урал
  • Подсолнечное масло - Северный Кавказ
  • Кольцо с янтарем - Северо-Запад, Калининградская область
  • Автомобиль - Поволжье
  • Ракета - Европейский Север, современный космодром
  • Нефть - Западная Сибирь
  • Шахтерская каска - Восточная Сибирь
  • Магнит - Центрально-Черноземный (КМА)

Класс оценивает правильность выбора, исправляет, дополняет, если это необходимо.

3 этап

Предлагается районам встать по размеру: начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

Класс оценивает, дополняет, исправляет. При необходимости использует таблицу приложения 1 для проверки правильности ответов.

4 этап

Предлагается районам встать по численности населения.

Принцип работы класса - тот же.

5 этап

Всем районам предлагается взяться за руки, присесть на одной ноге и постараться так удержаться.

Сделать это очень трудно. Кто-то падает, цепь нарушается.

Учитель: ребята, а какую проблему вы сейчас нам продемонстрировали и какие выводы сделали?

Сильны районы только все вместе! Поддерживать надо друг друга, помогать, ведь мы единая страна - Россия! Только вместе мы сможем преодолеть все экономические кризисы и сохранить статус сильной страны.

Ученики занимают свои места. Всех благодарим.

Подводим итог: кто смог без ошибок пройти все этапы - получает жетон.

6 этап

Блиц - турнир.

Каждому ряду поочередно задаются вопросы. За правильный ответ - жетон. В конце выясним, кто больше наберет жетонов, какой ряд лучшие знания имеет и какой ученик.

1) Назвать район по городу:

  • Тула
  • Краснодар
  • Волгоград
  • Хабаровск
  • Кемерово
  • Чита
  • Воронеж
  • Псков
  • Мурманск

2) Определить район по природному объекту:

  • река Печора
  • Финский залив
  • Валдайская возвышенность
  • Хребет Сихоте-Алинь
  • плато Путорана
  • озеро Маныч-Гудило
  • Барабинская низменность
  • Волго-Ахтубинская пойма
  • гора Ямантау

3) Определить район по субъекту Российской Федерации:

  • республика Татарстан
  • республика Мордовия
  • республика Карелия
  • республика Башкортостан
  • Еврейская АО
  • республика Адыгея
  • Республика Алтай
  • Республика Хакасия
  • Усть-Ордынский Бурятский АО

4) Определить лидера:

  • Самый большой по численности
  • Самый большой по площади
  • Самое большое количество городов-миллионеров
  • Самый высокий уровень урбанизации
  • Самое большое количество сельского населения
  • Самое большое число республик
  • Самый западный район
  • Самый восточный район
  • Самый большой по площади автономный округ

5) Назвать и показать города-миллионеры России и экономический район, в котором они расположены - по желанию

6) Назвать объекты Всемирного наследия в России, показать в каком районе они расположены - по желанию

Подвести итоги.

Подсчитываем заработанные жетоны.

Результат: лучший ряд, лучший ученик.

Оценки за урок.