Урок русского языка в 3-м классе по теме «Сочинение "Царство грибов"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. содействовать развитию наблюдательности, творческого мышления, устной и письменной речи;
  2. учить лексическому анализу текста при подготовке к сочинению;
  3. совершенствовать умения составлять предложения, выделять главное;
  4. развивать познавательный интерес при подготовке к сочинении, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к природе.

Подготовительная работа:

  • работа над текстами о грибах;
  • работа с деформированным текстами;
  • подборка и чтение стихов о грибах;
  • поисковая работа учащихся – подборка стихов, загадок, скороговорок, пословиц, примет, красивых предложений о грибах;
  • выполнение аппликации “Грибы в лесу”;
  • составление устных рассказов и предложений о грибах;
  • составление кроссвордов, викторин и тематических книжек о грибах.

Ход урока

1. Беседа.

– Какое это время года?

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но, не касаясь сосен
И елочек. Я ...(осень)

– На полях, в саду, лесу – радует нас щедрая осень своими дарами.
– Какие дары преподносит нам осень в лесу?

(Ягоды, грибы.)

2. Цель.

– Отгадайте, о чем идет речь? (Зачитывается сочинение-загадка.)
– Какой это текст: повествование или описание? Докажите.
– Сегодня на уроке мы составим и запишем рассказ-повествование о грибах.
– Как называется такой вид работы?

(Сочинение.)

3. Выбор заголовка.

– Подумайте, как вы назовете свое сочинение.

Доска:

Грибная пора
Грибы в лесу.
Чудо леса.
Грибная охота.
Царство грибов.
По грибы.

– Запишите : Сочинение.

Царство грибов. (Свой заголовок.)

4. Устная работа по готовому плану.

– Текст состоит из трех частей.
– Назовите эти части.

(Вступление, основная часть, заключение.)

– Написать красиво и грамотно, вам поможет план.

План.

  1. Наступила дивная пора
  2. Основная часть:
    1) Куда вы ходили за грибами?
    2) Какие грибы там растут?
    3) Где вы их находили?
  3. Заключение.

– I часть – вступление. Прочитайте.

– О чем можно написать в I части? Подберите 1–2 предложения. Для тех, кто не может сам придумать – используйте карточку № 1.(Приложение 1)

Запись с красной строки I части.

– II часть. Для записи основной части, предлагаю вопросы – помощники. Прочитайте про себя. Для того чтобы получились красивые ответы на вопросы, используйте карточку № 2, № 3. (Приложение 2, Приложение 3) (Ответы детей по каждому вопросу.)

– Кто хочет один ответить на все три вопроса?

Запись II части с красной строки.

Чтение II части (1–2 учащихся).

– III часть. Закончить рассказ я предлагаю необычно. Давайте удивим тех, кто будет читать ваши сочинения.

– О чем можно написать в заключительной части?

– Начать III часть, предлагаю так: Оказывается ... (Приложение 4)

Запись III части.

Примечание: сочинение дети пишут на контурах грибах.

5. Самопроверка.

6. Чтение сочинений в готовом виде.

7. Сюрприз – корзинка с грибами.