Тема детства в русской литературе (по произведениям А.П. Чехова "Мальчики" и М.М. Пришвина "Кладовая солнца")

Разделы: Литература


Цель урока:

  • провести сравнительный анализ рассказа А.П.Чехова “Мальчики” и сказки– были М.М.Пришвина “Кладовая солнца”;
  • выявить общее в характерах детей;
  • доказать зависимость поведения героев от жизненной ситуации;
  • изложить свои мысли в небольшом высказывании о дальнейшей судьбе персонажей.

Ход урока

Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома.
Ф. М .Достоевский.

– Какова тема нашего урока? Послушайте эпиграф и подумайте, на какой главный вопрос мы должны ответить, исследуя рассказ А.П.Чехова “Мальчики” и сказку – быль М.М.Пришвина “Кладовая солнца”?

Детство – прекрасная пора. Характер человека формируется в основном в эти годы, поэтому мы должны выяснить, какой урок преподнесла героям этих рассказов жизнь. – О том, что детство – чудесное, удивительное время говорится в стихотворении Н.Заболоцкого “Детство”.

Огромные глаза, как у нарядной куклы.
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклоняясь к кустам., хлопочет их хозяин
И что-то вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и в этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты,
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос все будет вспоминать.

– Сегодня на уроке нас ожидает необычная работа. Чтобы ответить на главный вопрос, который мы определили в начале урока, нам необходимо, сравнивая и сопоставляя факты, характеры героев, найти то общее, что объединяет эти произведения.

1) – Каково ваше настроение от прочитанных произведений?

2) – Каждый человек неповторим. Как, какими словами подчеркивает это автор?

Зачитывают описание портретов героев.

3) – Какие эпизоды из жизни детей вы считаете наиболее яркими? Расскажите о них.

4) – Что общего в характерах детей?

а) Желание стать самостоятельными, проявить себя.

Настя и Митраша вынуждены были рано научиться стать самостоятельными, так как остались без родителей; Володя и Чечевицын отправились в Америку, начитавшись книг. Дети чувствуют себя взрослыми, меняются их настроение, отношение ко многим вещам. Например: Володя раньше бегал на двор, занимался с сестрами приготовлением для елки, то теперь и он стал сдержан, а на Чечевицына девочки подумали, что он очень умный и ученый человек. Митраша спорит с сестрой, хотя она старше его.

б) Не думают о близких людях.

Настя забыла о Митраше, увлеклась сбором ягод; Митраша ушел с ружьем, не думая о сестре. Родители Володи были в отчаянье.

в) Раскаяние.

(Володя в слезах бросился матери на шею; Митраша и Настя изменились после того, что с ними произошло). Учащиеся зачитывают отрывки из текстов.

5) – Каковы интересы детей? Как время влияет на отношение к жизни?
Мальчики – фантазеры, любили читать приключения. Митраша и Настя – дети хозяйственные. Жизнь заставила.

6) Творческое задание.

– Как вы думаете, кем станут дети? Обоснуйте свое мнение письменно.

7) Итог урока.

– Я хочу завершить урок цитатой Ф.М.Достоевского. Начало взято в качестве эпиграфа, а вот ее продолжение: “Вам много говорят про воспитание наше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь”. – Что поняли дети? Какой нравственный урок преподнесла им жизнь? Эгоизм – отрицательное качество. Любовь, забота о ближних должны быть главными в характере человека. 8.3адание на дом.

– Написать сочинение на тему “ Хочу рассказать вам...”

Дети могут поделиться самыми счастливыми моментами своего детства, написать об интересном случае из жизни. Возможно, кто-то из учащихся захочет рассказать о нравственном уроке из своего детства, который он постарается запомнить навсегда.